Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Космос застрахуют из госбюджета


5 августа 2014 года Иван Сафронов, КоммерсантЪ


Как стало известно "Ъ", Федеральное космическое агентство (Роскосмос) разработало проект концепции имущественного страхования рисков при осуществлении запусков всех космических аппаратов, финансируемых за счет федерального бюджета. В ведомстве отмечают, что у страхователей отсутствуют мотивация и обязанность брать на себя возникающие риски в полном объеме, поэтому предлагают ввести процедуру обязательного страхования ракетно-космической техники. Соответствующий законопроект в правительство должен поступить уже в ноябре.

О том, что Роскосмос разработал проект концепции, "Ъ" рассказал высокопоставленный источник в агентстве. По его словам, 27 июля документ за подписью заместителя руководителя ведомства Сергея Пономарева был отправлен на согласование в Министерство экономического развития. "Сама разработка концепции проводилась в рамках поручений президента Владимира Путина и вице-премьера Дмитрия Рогозина от 14 января и 18 января 2014 года соответственно",— уточнил собеседник "Ъ".
 
Концепция (копией которой располагает "Ъ") призвана определить правовые, экономические и организационные основы страхования в космической сфере. В документе говорится, что "создание института имущественного страхования запусков, летных испытаний и орбитальной эксплуатации позволит значительно снизить финансовые потери, которые могут возникнуть в результате утраты, частичной утраты или невыведения аппарата на космическую орбиту". Согласно концепции, имущественное страхование распространяется на страховые организации, а также на иностранных физических и юридических лиц, осуществляющих космическую деятельность под юрисдикцией РФ. Третьими лицами, согласно документу, могут являться физические лица, жизни, здоровью или имуществу которых был причинен вред; муниципальные образования, субъекты РФ, юридические лица, а также иностранные государства или международные правительственные организации, ущерб которым был нанесен в результате космической деятельности. "Физические и юридические лица, осуществляющие запуск, проведение летных испытаний, орбитальную эксплуатацию космических аппаратов, приобретают возможность защиты имущественных интересов, связанных с гибелью или повреждением объектов космической техники",— отмечается в концепции.
 
При разработке авторы документа опирались на Конвенцию от 1972 года о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, законы "Об организации страхового дела" от 1992 года и "О космической деятельности" от 1993 года, а также на Гражданский и Налоговый кодексы РФ. В концепции прямо говорится, что в настоящее время не урегулирован механизм компенсации затрат страхователей на страхование рисков, возникающих при проведении запусков, летных испытаний и орбитальной эксплуатации спутников. "В результате у страхователей отсутствует мотивация и обязанность страховать возникающие риски в деятельности в полном объеме,— говорится в документе.— С целью обеспечения гарантированного покрытия ущерба целесообразно ввести имущественное страхование рисков утраты, частичной утраты или повреждения ракеты, разгонного блока, головного обтекателя и космического аппарата в обязательном порядке". Учитывая ограниченные объемы финансовых средств страховщиков, авторы предлагают определить возможность последующего возмещения затрат на имущественное страхование из федерального бюджета. "Страхование имущественных интересов является экономически целесообразным, поскольку имеет положительный аспект в своевременном и единоразовом возмещении денежных средств в случае аварийного пуска, что фактически полностью снижает риск финансовых потерь",— отмечается в концепции. Никаких точных сумм, которые ведомство предлагает выделить на решение задач, в документе не указано.
 
Требование обеспечить страхование пусков не только по полной стоимости, но и по рыночным ценам, излагалось тогдашним вице-премьером Сергеем Ивановым еще в марте 2011 года. Говоря об утоплении спутников ГЛОНАСС в Тихом океане в 2010 году, он отмечал, что отрасль "остро нуждается в действенном механизме страхования". Практику полной страховки коммерческих запусков и лишь минимальной страховки бюджетных он подверг жесткой критике, потребовав от Роскосмоса "незамедлительно начать работу по нормальному страхованию любых пусков" (см. "Ъ" от 11 марта 2011 года).
 
Однако до сих пор в отрасли в обязательном порядке страхуются лишь единичные космические аппараты, такие как научная станция "Фобос-грунт" (сумма страховки составила 1,2 млрд руб.) или телекоммуникационный спутник "Экспресс-АМ4" (был застрахован на 7,5 млрд руб.). Серийные же аппараты, например ГЛОНАСС-М, страховкой по-прежнему не обеспечивали. В этом году ситуация наконец изменилась: по словам источника "Ъ" в Роскосмосе, было принято политическое решение обеспечивать страховкой практически все аппараты.
 
Вместе с тем к ноябрю 2014 года в правительство должен поступить законопроект об обязательном страховании в сфере космической деятельности: этот срок назван в плане законопроектной деятельности на 2014 год, подписанный в январе премьером Дмитрием Медведевым. По сведениям "Ъ", разработанная Роскосмосом концепция должна пройти согласование в ряде заинтересованных ведомств, после чего она также будет направлена в Белый дом.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Светлана Афонина
Деловой Петербург
Смольный перенёс сроки запуска центра развития беспилотников в ОЭЗ
Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников



Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer