← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Росавиации рекомендовали допустить иностранных инвесторов к созданию лоукост-авиакомпаний


10 сентября 2014 года ИТАР-ТАСС


Ограничение по привлечению иностранных инвестиций на рынок авиаперевозок России - одно из препятствия для развития низкобюджетных компаний, которое необходимо устранить, следует из промежуточного отчета о НИР "Стратегия развития низкобюджетных авиаперевозок в России", выполненной Санкт-Петербургским госуниверситетом гражданской авиации по заказу Росавиации. Документ опубликован на сайте ведомства.
 
"Представляется возможным изучить вопрос отмены ограничения на структуру капитала вновь создаваемых авиаперевозчиков с созданием гарантии инвестора по вопросам соблюдения прав клиентов (пассажиров) за счет повышенных страховых депозитов или иных инструментов", - рекомендуют авторы работы.
 
Также предлагается рассмотреть применение опыта Австралии или Чили, где иностранным инвесторам разрешено иметь полный контроль над компаниями, оперирующими исключительно на внутренних воздушных линиях, а кроме того, есть требование по гарантийным страховым депозитам, обеспечивающим права потребителей.
 
"В любом случае такая мера позволит привлечь иностранные низкобюджетные группы, имеющие опыт создания филиалов в других странах", - указано в отчете.
 
Согласно законодательству, отечественные собственники должны иметь контроль над любым авиаперевозчиком, зарегистрированным в России. "Прямои запрет снижает инвестиционные возможности, - поясняют авторы работы. - Необходимо отметить, что россииских инвестиционных групп, которые имеют опыт создания и успешного развития лоукост-авиакомпании у нас в стране нет, соответственно, если и следует ожидать инвестора, то того, кто верит в данную бизнес-модель, имеет успешный опыт создания лоукост-авиакомпании и сможет рисковать собственным капиталом".
 
Авторы отчета упоминают ранее существовавший в России лоукостер "Авианова" с иностранным капиталом - компания была создана инвестподразделением "Альфа-групп" А1 и инвестфондом из США Indigo Partners.
 
Полеты "Авиановы" были приостановлены на фоне конфликта акционеров (в "Альфа-групп" считали, что менеджмент, назначенный Indigo Partners, неэффективен и совершает ошибки в управлении, а инвестфонд из США опровергал эту позицию).
 
Но, по мнению авторов исследования, лоукостер не смог работать не только из-за просчетов менеджмента, но и по ряду объективных для российского рынка ограничений, препятствующих развитию низкобюджетных перевозок в РФ.
 
Лоукостеры — не конкуренты
 
Низкобюджетные авиакомпании в обозримой перспективе не способны составить конкуренцию традиционным перевозчикам в России, следует из промежуточного отчета о НИР "Стратегия развития низкобюджетных авиаперевозок в России", выполненной Санкт-Петербургским госуниверситетом гражданской авиации по заказу Росавиации. Документ опубликован на сайте ведомства.
 
"На данный момент традиционным авиакомпаниям не следует бояться появления крупного бюджетного игрока с большим парком, который смог бы составить им конкуренцию, - указано в отчете. - Предпосылок среди институциональных инвесторов нет".
 
Авторы приводят в пример авиакомпанию "Аврора", но, судя по контексту, имеют в виду лоукост-перевозчика "Добролет". "На первых порах "Аврора" будет выполнять "социальный заказ", выполняя авиаперевозки в Крым ("Аврора" летает на Дальнем Востоке, в Крым до приостановки деятельности летал "Добролет", - прим ред), на последующих этапах с наибольшей вероятностью будет инструментом конкурентной борьбы "Аэрофлота" против его конкурентов", - прогнозируют авторы работы.
 
При этом, пишут они, "учитывая, что и основные конкуренты "Аэрофлота" - авиакомпании первой пятерки - могут противостоять низкой стоимостью билета, то разрушительной конкуренции по данному фактору не ожидается".
 
"Учредитель данного авиаперевозчика - авиакомпания "Аэрофлот" - не будет действовать против себя и создавать конкурента самому себе", - отмечается в отчете.
 
Низкобюджетная авиакомпания "Добролет" (группа "Аэрофлот"), начавшая полеты в середине июня 2014 года, к моменту остановки полетов успела перевезти почти 62,5 тыс. пассажиров.
 
В частности, в июне компания перевезла 19,1 тыс. человек, в июле - 43,38 ты.с человек. При этом если в первый месяц полетов процент занятости пассажирских кресел составлял 88,6%, то в июле увеличился до 93,3%. Это выше аналогичного показателя в целом по группе, который в июле составил 86,6%.
 
С 4 августа 2014 года авиакомпания приостановила полеты в связи с применением экономических санкций, введенных ЕС в отношении ООО "Добролет". В группе "Аэрофлот" планируют возобновить полеты низкобюджетной авиакомпании, но предполагается, что для этого будет создана новая авиакомпания. Она может начать полеты в конце октября этого года, сообщал гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев.



URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2014/9/10/25123/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.