Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Охота за "кабаном"


16 сентября 2014 года Олег Фаличев, Военно-промышленный курьер


Под руководством главкома с 25 августа по 5 сентября на территории нашей страны впервые в истории российско-индийских отношений проведено совместное учение ВВС и ПВО «Авиаиндра-2014». В качестве наблюдателей в нем приняли участие делегации Сербии, Иордании, Бразилии и Египта. Что показали совместные боевые стрельбы?

Старт боевой работе дали сразу в нескольких местах. В Липецком авиацентре индийские пилоты изучили районы предстоящих полетов и отшлифовали приемы пилотирования на современных тренажерах, самолетах Су-30СМ, вертолетах Ми-35, Ми-8МТВ5. Экипажи Су-30СМ отработали элементы дозаправки в воздухе от самолета-танкера Ил-78 (аэродром Дягилево, Рязань) и боевое применение по наземным целям на полигоне Погоново (Воронежская область). А специалисты ПВО ознакомились с зенитными ракетными системами в учебном центре зенитных ракетных войск в Гатчине. Но основные боевые действия развернулись на полигоне Ашулук (Астраханская область).
 
Чувство локтя
 
Здесь совместным российско-индийским расчетам и экипажам пришлось условно отражать удар воздушного противника с реальными боевыми пусками ракет ЗРС С-400, С-300ПМУ2, ЗРК «Бук-М1», ЗРПК «Панцирь», а также участвовать в нанесении бомбоштурмовых ударов по противнику.
 
Руководство учения создало крайне сложную обстановку, чтобы летчикам и расчетам ПВО представилась возможность раскрыть весь потенциал боевой техники, к которой индийцы, судя по всему, очень внимательно присматриваются. Системы ПВО у них наши, хотя и очень старые, закупленные еще в советские времена. А вот Су-30МКИ, развитием которого стал Су-30СМ, они освоили несколько лет назад. Поэтому учение изначально имело вполне предметный характер.
 
Наблюдать за боевыми действиями экипажей и расчетов довелось с КП «Ясень», куда стекалась вся информация от средств объективного контроля. Отсюда же довольно удобно было следить за траекториями полета как мишеней ПВО, так и зенитных управляемых ракет.
 
Первым отрабатывался эпизод отражения удара воздушного противника по обороняемым объектам. Для этого была создана противовоздушная группировка в составе:
 
зенитный ракетный полк ЗРС С-400;
зенитный ракетный полк ЗРС С-300ПМУ2;
полк ЗРК «Бук-М1»;
дивизион «Панцирь».
 
При этом дивизион «Панцирь» действовал в составе полка С-400, а полк «Бук-М1» был оперативно подчинен командиру дивизии.
 
Наряд сил противника включал эшелон подавления сил и средств ПВО, имитировавшихся мишенью Е-95 и ракетой-мишенью 95Я6.
 
Вскоре обстановка стала усложняться. Противник нанес удар тактическими баллистическими ракетами (в их числе были нелюбимые ракетчиками мишени «Кабан») и эшелоном ударной авиации (подыгрывала ракета-мишень «Пищаль-Б»). Так что совместным расчетам пришлось прикрывать объект от ударов как тактических баллистических ракет, так и авиации.
 
С индийскими коллегами было выработано решение по построению системы ПВО таким образом, чтобы на полк С-400 возложить задачу уничтожения тактических баллистических ракет. На системы С-300ПМУ2 и «Бук-М1» – уничтожение аэробаллистических и аэродинамических целей. Дивизион ЗРПК «Панцирь» выполнял функцию прикрытия полков С-300 и С-400 от ударов высокоточного оружия на марше.
 
Сначала в воздухе появилась мишень Е-95, имитировавшая удар крылатой ракеты. Боевой расчет ЗРПК «Панцирь» обнаружил ее и уничтожил при входе в зону поражения, в чем руководство индийской делегации смогло убедиться воочию с КП «Ясень». В небе остались огненно-дымная траектория и облачко подрыва. По докладу КП цель уничтожена на дальности 10 километров и высоте один километр. Но с пуском другой ракеты, как потом выяснилось, что-то пошло не так. Что – об этом мы узнаем позже при профессиональном разборе стрельб.
 
Командир дивизии по данным разведки установил, что в налете противник будет применять:
 
ракеты-мишени 95Я6-2М, имитирующие высокоточное оружие, – 2;
ракеты-мишени «Кабан», имитирующие удар тактических баллистических ракет, – 4;
ракеты-мишени «Пищаль-Б», имитирующие удар аэробаллистических и аэродинамических средств, – 7.
 
Мишень «Кабан» запускалась с дальности 90 километров, «Пищаль-Б» – 75 километров, 95Я6-2М – 20 километров. Все они имеют очень малую отражающую поверхность и действовали с интервалом примерно 20 секунд.
 
После доклада командиров полков о готовности к работе для отражения удара командир дивизии задействовал по баллистическим ракетам ЗРС С-400, аэробаллистическим – ЗРС С-300ПМУ2 и «Бук-М1». Зенитная ракетная система С-400 «Триумф» взяла на себя, пожалуй, основную нагрузку по сопровождению и уничтожению трех «Кабанов». Но вскоре в помощь ей руководство вынуждено было подключить еще и ЗРС С-300ПМУ2, поскольку обстановка резко обострилась после старта сразу двух «Пищалей-Б». К тому же четвертый «Кабан» атаковал охраняемый объект одновременно с мишенью «Пищаль-Б».
 
«Четырехсотка» прекрасно справилась с массированным налетом, как, впрочем, и другие системы. Не зря индийцы попросили продемонстрировать ее работу (наряду с другими), хотя Россия до сих пор не поставляет за рубеж эти комплексы. А хотели бы закупить? Этот вопрос я задам в конце учения.
 
В перерыве удалось пообщаться с первым заместителем исполнительного директора Тульского конструкторского бюро приборостроения Юрием Савенковым. Он рассказал, что в новом ЗРПК «Панцирь-С1», поступающем в войска, значительно усовершенствованы РЛС и тепловизор, который теперь убирается в башню транспортной установки. В результате ЗРПК стал удобнее для переброски по воздуху. В нем появилось много других новшеств, что позволяет лучше видеть, точнее стрелять, быстрее двигаться по пересеченной местности на камазовском шасси (хотя некоторые импортные образцы выполняются по просьбе заказчиков на шасси МАН). В стадии испытаний – новая, более совершенная высокоскоростная ракета.
 
Полвека на службе
 
После стрельб удалось пообщаться с возглавлявшим индийскую делегацию вице-маршалом ВВС Индии Рагхунатом Арнамбиаром. Он командует ПВО северной части Индии (штаты Джамму и Кашмир, Пенджаб, Раджистан, Харьяна, а также столица – Нью-Дели). Под его командованием около 50 процентов сил и средств ПВО страны.
 
Вице-маршал не сразу ответил на вопрос, какие системы они хотели бы закупить, но сказал, что у них на вооружении уже 40–50 лет стоят комплексы советского и российского производства – С-75 «Двина», С-125, а также ЗРК «Печора», «Оса», «Игла». Его отец, офицер ПВО, много раз очень хорошо о них отзывался как о самых надежных, что, конечно, запомнилось.
 
«Ваше вооружение успешно выдержало у нас тест временем, чем мы очень довольны, – сказал Арнамбиар. – Поэтому сейчас хотим наладить более тесное сотрудничество с Россией на взаимовыгодной основе».
 
Перед индийской стороной, судя по всему, стоит выбор: закупить такое вооружение в США или в России. Как говорят наши специалисты, именно поэтому потенциальные покупатели захотели составить собственное мнение о работе наших современных ЗРС. Причем не со слов дипломатов, а через личное общение с российскими офицерами в войсках, которые ежедневно эксплуатируют эти системы в сложных условиях.
 
В целом индийцы остались довольны увиденным и услышанным, получили большой объем информации. А главное – встретили радушное отношение и поддержку с российской стороны. Вице-маршал Арнамбиар на боевой позиции вспомнил и о других примерах успешного взаимодействия России с Индией. Отметил: уровень заказов на сверхзвуковую крылатую ракету «БраМос» совместной разработки сейчас превышает 15 миллиардов долларов, что является очень хорошим результатом. С Россией идет тесная работа над среднемагистральным транспортным самолетом МТА (Multirole Transport Aircraft). «Хиндустан аэронотикс лимитед» (ХАЛ) и Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) объявили о намерениях военных ведомств двух стран заказать 205 многофункциональных военно-транспортных самолетов (ВТС) MTA грузоподъемностью 20 тонн. Они предназначены для вооружения ВВС Индии и России, но будут поставляться и на экспорт. Производством займется совместное российско-индийское предприятие MTAL (Multirole Transport Aircraft Ltd). Как ожидается, заказ российских ВВС может составить 100 самолетов. Потребность в них индийской военной авиации оценивается в 45 единиц. 60 машин пойдут на экспорт. Базовое соглашение о производстве МТА партнеры подписали еще в сентябре 2010 года. По его условиям стороны обязуются инвестировать в проект по 300 миллионов долларов. Первый полет MTA должен совершить в 2017 году, серийное производство начнется в 2019-м.
 
Истребитель пятого поколения ПАК ФА разрабатывается также совместно.
 
За последние шесть десятилетий мы поставили в Индию вооружений и военной техники на сумму более 57 миллиардов долларов. Объем ВТС между нашими странами только по линии Рособоронэкспорта в 2013 году превысил 3,6 миллиарда долларов.
 
«Сейчас мы пока смотрим, сравниваем, слушаем, читаем, оцениваем, анализируем, – ответил вице-маршал на вопрос о планах и намерениях. – И только после этого примем решение о тех или иных закупках. Но ждем хорошей сделки». В конечном итоге, намекнул, Индия присматривается ко всем нашим ВВТ – ЗРС, РЛС, авиатехнике. Не прочь были бы закупить и ЗРС С-300ПМУ2, и ЗРС С-400 «Триумф». Изучают возможности наших РЛС 39Н6, 96Л6-1.
 
Еще в Липецке поинтересовался впечатлениями индийских летчиков об истребителе Су-30СМ, который обладает сверхманевренностью, оснащен радиолокатором с фазированной антенной решеткой, способен применять современное и перспективное высокоточное вооружение класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность». Индия успешно эксплуатирует предшественника Су-30СМ – многоцелевой истребитель Су-30МКИ. Показательна реакция индийцев, которую сразу после полета скрыть трудно. Впрочем, майор индийских ВВС Сачин Арора и не стал этого делать. В Липецком авиацентре он отрабатывал элементы пилотирования в кабине спарки вместе с нашим майором Аланом Датиевым. И хотя за плечами у индийского летчика, как выяснилось, 14 лет службы, 1700 часов в небе, признался: «Су-30СМ – лучший самолет в мире, с американским F-16 не идет ни в какое сравнение».
 
Новая страница
 
Борьба с тактическими баллистическими целями была поручена ЗРС С-400, с аэродинамическими – ЗРС С-300ПМУ2 и ЗРК «Бук-М1». Расход ракет оказался ограничен, поскольку стоимость даже одного боеприпаса достаточно высока. Но назначенного количества хватило для результативной стрельбы.
 
Одна из серьезных целей пошла по крайне сложной траектории. Пропустить ее означало перечеркнуть всю работу. Поэтому командир дивизии принял решение подкрепить работу ЗРС С-400 огнем ЗРС С-300ПМУ2. Прозвучала команда на уничтожение мишени огнем сразу двух систем, что себя оправдало. После этого задача на уничтожение четырех аэробаллистических ракет была поставлена только ЗРС С-300ПМУ2. С расходом по две ракеты на каждую мишень они были успешно поражены.
 
Очередные цели в количестве трех ракет имитировали второй ударный эшелон авиации. Основная роль в противоборстве с ними отводилась комплексу «Бук-М1». Мишени, как оказалось, шли на скорости и высоте за пределами возможностей данного ЗРК. Так, максимум, доступный для «Бук-М1», – 730 метров в секунду. А мишени летели со скоростью 800 метров в секунду. Было принято решение нарастить усилия «Бук-М1» стрельбой ЗРС С-300ПМУ2. В результате и эти три мишени оказались уничтожены сосредоточением огня двух зенитных ракетных полков.
 
Как положительный момент надо отметить тот факт, что при анализе результатов руководство главкомата ВВС дало объективную оценку работе наших ВВТ, не стало скрывать и некоторые шероховатости. Начальник зенитных ракетных войск ВВС РФ генерал-майор Сергей Бабаков сказал, что на совместном учении ВВС Индии и России «Авиаиндра-2014» ставилась задача отработки совместных действий по боевому применению авиации и средств ПВО. В частности, последние решали задачу прикрытия объекта от массированного удара воздушного противника, который наносился высокоточным оружием, тактическими баллистическими и аэродинамическими ракетами. Все воздушные цели, которые вошли в зону поражения, уничтожены.
 
Индийские расчеты действовали четко и слаженно в новой противовоздушной обстановке, на незнакомом для них ТВД. «Делаю вывод, что они являются подготовленными специалистами, судя по их реальной работе, тематике бесед и вопросам, – сказал Сергей Бабаков. – А также по их участию в построении группировки противовоздушной обороны».
 
Генерал подчеркнул, что необходимо еще доработать тактические приемы стрельбы ЗРПК «Панцирь» в движении.
 
«По двум ракетам-мишеням произведено три пуска, но один оказался неудачным, – отметил Бабаков. – Ракета ушла в землю недалеко от позиции, а мишени были уничтожены другой ПУ. В этой ситуации мы будем тщательно разбираться, на полигон вызваны представители промышленности».
 
Очень хороший результат показал ЗРК «Бук-М1», от которого этого даже не ожидали. «Мы не думали, что он сможет успешно отработать на таких дальностях и по такому классу мишеней, – объяснил генерал. – Видимо, сегодня к мастерству расчетов добавилось везение».
 
Общий вывод таков. Группировка, построенная совместно с индийскими специалистами, и принятое решение по распределению усилий принесли положительный результат, позволили полностью прикрыть объект. Как в заключение заявил заместитель начальника Главного штаба ВВС генерал-майор Александр Ляпкин, на учении «Авиаиндра-2014» были решены практически все поставленные задачи. Отработаны задачи поражения наземных целей, огневой поддержки войск, вопросы применения авиации при поисково-спасательном обеспечении и тушении пожаров. Каждый экипаж выполнил по шесть полетов, среди которых были ночные.
 
«Нам интересно было услышать мнение индийских коллег, обменяться опытом эксплуатации техники, тактическими новинками, – с удовлетворением подвел окончательные итоги Александр Ляпкин. – По общему мнению, на учении была открыта новая страница в истории военного сотрудничества ВВС Российской Федерации и Республики Индия».
 
В ноябре пройдет следующий этап учения «Авиаиндра-2014», которое (есть такой прогноз) станет проводиться регулярно.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность



Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBgTd7
Здесь https://youdo.com/lawyer/civillaw/building/, в Москве.
Грузоперевозки: http://perevozki.youdo.com/cars/truckmanipulator/, смотреть тут.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer