Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Авиатранспортной отрасли России – единый государственный орган регулирования и управления


18.09.14 11:39 Петр Дейнекин, Виктор Горлов, Журнал "АвиаСоюз"


22 июля 2014 г. в Комиссии по общественной безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты Российской Федерации состоялись общественные слушания на тему «Безопасность полетов в гражданской авиации». В ходе слушаний остро встал вопрос о несовершенстве системы государственного регулирования и управления гражданской авиацией, что негативно влияет на состояние безопасности полетов, эффективность работы авиационного транспорта, удовлетворение потребностей экономики и общества.

По мнению всех экспертов, принявших участие в слушаниях, крайне необходимым является создание в государстве единого полномочного органа в области гражданской авиации. Большинство из них высказалось за создание этого органа в форме Министерства гражданской авиации Российской Федерации.
 
Поднятый вопрос злободневен, о нем в течение ряда лет «бьют в колокола» все общественные организации отрасли, представители авиационного бизнеса, руководители ряда регионов страны, для которых развитие гражданской авиации имеет особое значение.
 
По результатам слушаний Комиссия Общественной палаты Российской Федерации обратилась к общественным организациям гражданской авиации Российской Федерации (Общественный совет при Росавиации, Экспертный совет в области гражданской авиации России, профсоюзы, ассоциации, НКО, союзы, ветеранские организации) с предложением рассмотреть на заседаниях своих советов вопрос о создании в структуре Правительства Российской Федерации Министерства гражданской авиации.
 
По итогам общеотраслевых обсуждений Общественной палатой Российской Федерации запланировано проведение в октябре текущего года открытого слушания в широком формате с привлечением всех заинтересованных органов исполнительной власти, представителей общественных советов при профильных ведомствах, экспертного сообщества, ветеранов отрасли.
 
Общественный совет при Федеральном агентстве воздушного транспорта во второй половине августа текущего года провел заседание (методом официального заочного опроса) по данному вопросу.
 
По результатам опроса все члены Общественного совета выразили глубокую озабоченность состоянием дел в гражданской авиации России, связанных с проблемами:
 
- безопасности полетов;
-  нормативно-правовой базы;
-  подготовки летного состава и других авиационных специалистов;
-  кризисной ситуации с местными и региональными авиаперевозками;
-  отсталости инфраструктуры региональных и местных аэропортов, ряда аэропортов федерального значения;
-  неоптимального облика парка воздушных судов гражданского воздушного флота России и др.
 
Члены Общественного совета отметили, что серьезным недостатком, препятствующим комплексному развитию гражданской авиации в рыночных условиях, является многоступенчатая, несовершенная структура государственного управления и регулирования гражданской авиацией в современных условиях.
 
Почти за 23 года после расформирования Министерства гражданской авиации СССР государственная структура гражданской авиации без достаточного обоснования менялась восемь раз. Шесть раз структуры входили в состав Минтранса России, дважды подчинялись непосредственно Правительству Российской Федерации. За это время сменилось одиннадцать руководителей авиационной отрасли страны.
 
В настоящее время вместо единого полномочного органа в области гражданской авиации функционируют четыре государственных структуры (Минтранс России с Департаментом государственной политики в области гражданской авиации, Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Межгосударственный авиационный комитет). Взаимодействие между ними должным образом не отлажено, функции каждой структуры ограничены, ответственность за общее состояние дел и, в первую очередь, за безопасность полетов размыта.
 
Стандарты и Рекомендуемая практика Международной организации гражданской авиации (ИКАО) требуют, чтобы в каждом государстве был образован единый полномочный орган. Все государства – члены ИКАО, за исключением Российской Федерации, следуют этим правилам.
 
По мнению всех членов Общественного совета, в самом сложном положении оказалось Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация). В обществе сложилось устойчивое мнение о том, что именно Росавиация несет всю ответственность за состояние дел в гражданской авиации. Однако полномочия Росавиации неадекватны фактической ответственности. Они ограничены Положением о Федеральном агентстве воздушного транспорта.
 
Членами Общественного совета отмечено, что в настоящее время все общественные организации гражданской авиации и авиационный бизнес настоятельно предлагают изменить государственную структуру управления и регулирования гражданской авиацией, образовать единый полномочный орган в области гражданской авиации, непосредственно подчиненный Правительству Российской Федерации. Это диктуется спецификой работы гражданской авиации, жесткой регламентацией ее деятельности в соответствии с требованиями Стандартов и Рекомендуемой практики ИКАО, масштабностью территории государства и сложностью его экономики, необходимостью опережающего развития самого скоростного вида транспорта при интенсивном освоении удаленных и труднодоступных регионов страны (Сибири, Дальнего Востока, Арктики и др.). 
 
Значение гражданской авиации в развитии общества и экономики страны будет неизменно расти, поэтому структура гражданской авиации России должна быть рассчитана на долгосрочную перспективу и стабильность. Целесообразность прямого подчинения полномочного органа гражданской авиации непосредственно Правительству подтверждена положительным опытом Индии, Бразилии и ряда других стран.
 
По итогам опроса все члены Общественного совета высказались за создание единой государственной структуры, подчиненной непосредственно Правительству Российской Федерации, из них 90% – за воссоздание Министерства гражданской авиации Российской Федерации.
 
Общественный совет при Федеральном агентстве воздушного транспорта решил:
 
Поддержать инициативу авиационной общественности по воссозданию Министерства гражданской авиации Российской Федерации.
Протокол заседания Общественного совета при Федеральном агентстве воздушного транспорта направлен в Общественную палату Российской Федерации и в Департамент Правительства Российской Федерации по формированию системы «Открытое правительство». 
 
В средствах массовой информации в настоящее время очень интенсивно обсуждается данный вопрос. Вполне естественно, что на этот счет высказываются различные мнения. Некоторые авторы считают, что люди, предлагающие воссоздать МГА СССР, являются фантастами и «ностальгаторами». Хотели бы заметить, что таких в авиационном экспертном сообществе нет. Разговор идет о создании Министерства гражданской авиации Российской Федерации, полностью адаптированного к рыночным условиям. 
 
А почему бы такому не быть в нашем государстве? Как упомянуто в протоколе, подобные структуры десятилетиями работают в Индии, Бразилии и ряде других стран. Да, в некоторых государствах авиационная администрация входит в состав министерства транспорта. Конечно, зарубежный опыт должен всегда анализироваться, но при создании своих государственных структур должна учитываться специфика страны, ее правовой базис, собственный опыт, традиции и менталитет общества.
 
Общественный совет при Федеральном агентстве воздушного транспорта выражает надежду, что высшее руководство страны примет кардинальные меры по совершенствованию системы управления и регулирования гражданской авиации.
 
Петр Дейнекин, председатель Общественного совета при Федеральном агентстве воздушного транспорта, Герой Российской Федерации, Заслуженный военный летчик СССР
 
Виктор Горлов, заместитель председателя Общественного совета при Федеральном агентстве воздушного транспорта, Заслуженный работник транспорта Российской Федерации

 



комментарии (1):

Владислав Катчан      21/09/2014 [01:02:12]#1
Уважаемые авторы не упомянули еще об одном органе государственного регулирования и управления отраслью гражданской авиации - институте советников президента. Впечатление такое, что влияние на иногда принимаемые президентом экспромтом решения в сфере ГА некомпетентного, но пользующегося его доверием, советника могут свести на нет грамотные решения любого, в том числе и предлагаемого единого органа госуправления отраслью. Но это уже из области неизбежных издержек, сопровождающих авторитарный режим управления экономикой страны, утвердившийся при президенте В.В.Путине.













Материалы рубрики

София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов



Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer