Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Авиатранспортной отрасли России – единый государственный орган регулирования и управления


18.09.14 11:39 Петр Дейнекин, Виктор Горлов, Журнал "АвиаСоюз"


22 июля 2014 г. в Комиссии по общественной безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты Российской Федерации состоялись общественные слушания на тему «Безопасность полетов в гражданской авиации». В ходе слушаний остро встал вопрос о несовершенстве системы государственного регулирования и управления гражданской авиацией, что негативно влияет на состояние безопасности полетов, эффективность работы авиационного транспорта, удовлетворение потребностей экономики и общества.

По мнению всех экспертов, принявших участие в слушаниях, крайне необходимым является создание в государстве единого полномочного органа в области гражданской авиации. Большинство из них высказалось за создание этого органа в форме Министерства гражданской авиации Российской Федерации.
 
Поднятый вопрос злободневен, о нем в течение ряда лет «бьют в колокола» все общественные организации отрасли, представители авиационного бизнеса, руководители ряда регионов страны, для которых развитие гражданской авиации имеет особое значение.
 
По результатам слушаний Комиссия Общественной палаты Российской Федерации обратилась к общественным организациям гражданской авиации Российской Федерации (Общественный совет при Росавиации, Экспертный совет в области гражданской авиации России, профсоюзы, ассоциации, НКО, союзы, ветеранские организации) с предложением рассмотреть на заседаниях своих советов вопрос о создании в структуре Правительства Российской Федерации Министерства гражданской авиации.
 
По итогам общеотраслевых обсуждений Общественной палатой Российской Федерации запланировано проведение в октябре текущего года открытого слушания в широком формате с привлечением всех заинтересованных органов исполнительной власти, представителей общественных советов при профильных ведомствах, экспертного сообщества, ветеранов отрасли.
 
Общественный совет при Федеральном агентстве воздушного транспорта во второй половине августа текущего года провел заседание (методом официального заочного опроса) по данному вопросу.
 
По результатам опроса все члены Общественного совета выразили глубокую озабоченность состоянием дел в гражданской авиации России, связанных с проблемами:
 
- безопасности полетов;
-  нормативно-правовой базы;
-  подготовки летного состава и других авиационных специалистов;
-  кризисной ситуации с местными и региональными авиаперевозками;
-  отсталости инфраструктуры региональных и местных аэропортов, ряда аэропортов федерального значения;
-  неоптимального облика парка воздушных судов гражданского воздушного флота России и др.
 
Члены Общественного совета отметили, что серьезным недостатком, препятствующим комплексному развитию гражданской авиации в рыночных условиях, является многоступенчатая, несовершенная структура государственного управления и регулирования гражданской авиацией в современных условиях.
 
Почти за 23 года после расформирования Министерства гражданской авиации СССР государственная структура гражданской авиации без достаточного обоснования менялась восемь раз. Шесть раз структуры входили в состав Минтранса России, дважды подчинялись непосредственно Правительству Российской Федерации. За это время сменилось одиннадцать руководителей авиационной отрасли страны.
 
В настоящее время вместо единого полномочного органа в области гражданской авиации функционируют четыре государственных структуры (Минтранс России с Департаментом государственной политики в области гражданской авиации, Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Межгосударственный авиационный комитет). Взаимодействие между ними должным образом не отлажено, функции каждой структуры ограничены, ответственность за общее состояние дел и, в первую очередь, за безопасность полетов размыта.
 
Стандарты и Рекомендуемая практика Международной организации гражданской авиации (ИКАО) требуют, чтобы в каждом государстве был образован единый полномочный орган. Все государства – члены ИКАО, за исключением Российской Федерации, следуют этим правилам.
 
По мнению всех членов Общественного совета, в самом сложном положении оказалось Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация). В обществе сложилось устойчивое мнение о том, что именно Росавиация несет всю ответственность за состояние дел в гражданской авиации. Однако полномочия Росавиации неадекватны фактической ответственности. Они ограничены Положением о Федеральном агентстве воздушного транспорта.
 
Членами Общественного совета отмечено, что в настоящее время все общественные организации гражданской авиации и авиационный бизнес настоятельно предлагают изменить государственную структуру управления и регулирования гражданской авиацией, образовать единый полномочный орган в области гражданской авиации, непосредственно подчиненный Правительству Российской Федерации. Это диктуется спецификой работы гражданской авиации, жесткой регламентацией ее деятельности в соответствии с требованиями Стандартов и Рекомендуемой практики ИКАО, масштабностью территории государства и сложностью его экономики, необходимостью опережающего развития самого скоростного вида транспорта при интенсивном освоении удаленных и труднодоступных регионов страны (Сибири, Дальнего Востока, Арктики и др.). 
 
Значение гражданской авиации в развитии общества и экономики страны будет неизменно расти, поэтому структура гражданской авиации России должна быть рассчитана на долгосрочную перспективу и стабильность. Целесообразность прямого подчинения полномочного органа гражданской авиации непосредственно Правительству подтверждена положительным опытом Индии, Бразилии и ряда других стран.
 
По итогам опроса все члены Общественного совета высказались за создание единой государственной структуры, подчиненной непосредственно Правительству Российской Федерации, из них 90% – за воссоздание Министерства гражданской авиации Российской Федерации.
 
Общественный совет при Федеральном агентстве воздушного транспорта решил:
 
Поддержать инициативу авиационной общественности по воссозданию Министерства гражданской авиации Российской Федерации.
Протокол заседания Общественного совета при Федеральном агентстве воздушного транспорта направлен в Общественную палату Российской Федерации и в Департамент Правительства Российской Федерации по формированию системы «Открытое правительство». 
 
В средствах массовой информации в настоящее время очень интенсивно обсуждается данный вопрос. Вполне естественно, что на этот счет высказываются различные мнения. Некоторые авторы считают, что люди, предлагающие воссоздать МГА СССР, являются фантастами и «ностальгаторами». Хотели бы заметить, что таких в авиационном экспертном сообществе нет. Разговор идет о создании Министерства гражданской авиации Российской Федерации, полностью адаптированного к рыночным условиям. 
 
А почему бы такому не быть в нашем государстве? Как упомянуто в протоколе, подобные структуры десятилетиями работают в Индии, Бразилии и ряде других стран. Да, в некоторых государствах авиационная администрация входит в состав министерства транспорта. Конечно, зарубежный опыт должен всегда анализироваться, но при создании своих государственных структур должна учитываться специфика страны, ее правовой базис, собственный опыт, традиции и менталитет общества.
 
Общественный совет при Федеральном агентстве воздушного транспорта выражает надежду, что высшее руководство страны примет кардинальные меры по совершенствованию системы управления и регулирования гражданской авиации.
 
Петр Дейнекин, председатель Общественного совета при Федеральном агентстве воздушного транспорта, Герой Российской Федерации, Заслуженный военный летчик СССР
 
Виктор Горлов, заместитель председателя Общественного совета при Федеральном агентстве воздушного транспорта, Заслуженный работник транспорта Российской Федерации

 



комментарии (1):

Владислав Катчан      21/09/2014 [01:02:12]#1
Уважаемые авторы не упомянули еще об одном органе государственного регулирования и управления отраслью гражданской авиации - институте советников президента. Впечатление такое, что влияние на иногда принимаемые президентом экспромтом решения в сфере ГА некомпетентного, но пользующегося его доверием, советника могут свести на нет грамотные решения любого, в том числе и предлагаемого единого органа госуправления отраслью. Но это уже из области неизбежных издержек, сопровождающих авторитарный режим управления экономикой страны, утвердившийся при президенте В.В.Путине.













Материалы рубрики

Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность



Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer