Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Расследование Boeing 777: иск Украине о компенсации и отчет ООН


23 сентября 2014 года Диана Михайлова, РИА Новости Украина


19 сентября состоялось 7269-ое заседание Совет Безопасности ООН по запросу России, посвященное расследованию крушения малайзийского пассажирского самолета "Боинг-777-200" в Украине. Заместитель Генерального секретаря ООН по политическим вопросам Джеффри Фелтман в своем выступлении на этом заседании доложил о предварительном докладе Нидерландского совета по безопасности (Dutch Safety Board), возглавляющего расследование авиакатастрофы, произошедшей 17 июля в Донецкой области, приведшей к гибели 298 пассажиров и членов экипажа.

Он подтвердил, что международное расследование было проведено в полном соответствии с Приложением 13 к Конвенции о международной гражданской авиации "Расследование авиационных происшествий и инцидентов", а представленный доклад содержит первые фактические выводы, основанные на разных источниках, включая записи разговоров в кабине пилотов, записи данных о полете, данные по управлению воздушным движением, а также радарные и спутниковые снимки. Доклад Нидерландов был представлен Международной организации по гражданской авиации (ИКАО), которая его также одобрила.
 
Фелтман добавил, что в докладе, пока предварительном, сделан вывод о том, что самолет "разрушился на части над Украиной в результате внешнего воздействия на него большого числа небольших высокоэнергетических объектов". 
 
Заместитель Генерального секретаря ООН проинформировал, что на сегодняшний день опознаны 225 человек, погибших в ходе крушения самолета, а работа по идентификации других останков продолжается. 
 
Он также особо подчеркнул, что нынешняя ситуация в районе катастрофы, несмотря на объявление режима о прекращении огня, все еще не позволяет следователям получить полный и беспрепятственный доступ к месту трагедии.
 
"Как мы понимаем, международные следователи вновь пытаются получить доступ к месту крушения самолета с целью репатриации останков, которые, возможно, еще там находятся, и для дальнейшего сбора других вещественных доказательств — с целью завершения подготовки технического доклада", — сказал Джеффри Фелтман.
 
"Генеральный секретарь ООН вновь призывает всех, кто может оказать влияние в этой ситуации, сделать все возможное для создания надлежащих условий для проведения расследования. Скоро в Украину придет зима, а в зимнее время будет просто невозможно собирать останки и другие вещественные доказательства", — завершил свое выступление представитель ООН, напомнив, что еще два месяца назад в своей резолюции Совет Безопасности потребовал немедленно прекратить в районе катастрофы все военные действия для обеспечения проведении международного расследования, а государства-члены Совета единогласно потребовали от вооруженных групп обеспечить доступ следственных органов к месту трагедии. 
 
Выступивший вслед за ним министр иностранных дел Нидерландов Франс Тиммерманс подтвердил, что работа международной комиссии, которую его страна возглавила 24 июля после подписания соответствующего протокола с Украиной, на месте катастрофы приостановлена еще 6 августа по соображениям безопасности. Кроме того, голландская прокуратура возбудила уголовное дело по факту происшествия и привлекла к расследованию следственные органы других стран. Глава МИД Нидерландов также добавил, что "мы все ставим одну цель: те, кто виновен, должны понести ответственность". Он также сообщил, что "окончательный доклад по крушению самолета будет подготовлен к лету следующего года".
 
В своем выступлении российский представитель в ООН Виталий Чуркин напомнил, что более двух месяцев назад 21 июля Совет Безопасности принял резолюцию 2166 в поддержку всестороннего, тщательного и независимого международного расследования крушения малазийского авиалайнера на Украине, в результате которого погибли 298 человек. 
 
С целью выполнения требований резолюции в части оказания ООН помощи в проведении расследования он предложил создании поста специального представителя Генерального секретаря по этому вопросу и "направлении, в сотрудничестве с ОБСЕ, соответствующей миссии в район катастрофы", так как сам Секретариат до сих пор не проявил какую-либо инициативу в плане содействия международному расследованию. Особую важность при этом представляет проведение Генеральным секретарем ООН обзора и оценки положения дел по вышеперечисленным вопросам с подробным докладом Совету Безопасности, в том числе на предмет выработки и принятия, дополнительных мер в целях содействия расследованию. 
 
Необходимость предложенных мер Чуркин объяснил тем, что "предварительный доклад, подготовленный нидерландской комиссией, носит не слишком информативный характер и не содержит убедительных сведений об обстоятельствах авиакатастрофы, а ссылки на резолюцию 2166 СБ ООН там вообще полностью отсутствуют". Он также обратил внимание на отсутствие обещанной транспарентности: "расследование, по сути, дано на откуп узкой группе стран". Кроме того, само расследование затягивается, что вызывает все больше вопросов в части его соответствия применимым нормам и стандартам ИКАО: "так, данные о переговорах авиадиспетчеров были переданы, по имеющейся информации, лишь в конце августа". 
 
Далее последовала критика предварительного отчёта о причинах авиакатастрофы, который не только не снял озабоченности мировой общественности, но и дал основания для новых вопросов, перечень которых российская сторона готова направить в Комиссию, Генеральному секретарю ООН и распространить в качестве официального документа Совета Безопасности, а также обсуждать с иностранными партнёрами в конструктивном ключе.
 
В частности "в отчёте комиссии ничего не сказано о проводимой работе по линии украинского военного сектора: нет информации о переговорах с ним украинских диспетчеров, не приводится информация о проверке мест дислокации в день катастрофы украинских систем ПВО, совершенно замалчивается вопрос о возможном присутствии рядом с малазийским Боингом военного истребителя".
 
Полностью отсутствует материал с места падения самолета, хотя, по мнению авиационных экспертов, "именно изучение места события и обломков авиалайнера и поражающих элементов могут иметь ключевое значение для установления причин гибели воздушного судна". До сих пор не проведены и многие другие важные экспертизы. Одна из приоритетных и неотложных задач расследования — доступ к месту авиакатастрофы и обломкам воздушного судна до сих пор не решена, хотя неясно, что мешает комиссии выехать в Донецкую область в условиях подписанного две недели назад перемирия, тем более, что даже после приостановки 6 августа работы международной группы экспертов на месте катастрофы там не раз бывали представители ОБСЕ и журналисты. 
 
Виталий Чуркин также призвал государства, неоднократно заявлявшие о наличии у них достоверных данных о произошедшем, в том числе космические снимки территории, где 17 июля произошла катастрофа, обнародовать эту информацию. При этом приводился пример Российской Федерации, которая была первой и, по сути, единственной страной, сразу же и публично предоставившей имеющиеся в ее распоряжении данные объективного контроля об обстоятельствах происшествия.
 
Было также отмечено, что сразу после инцидента, еще до получения каких-либо достоверных данных, фактически началась информационная война, целью которой было возложить всю вину на ополченцев Донбасса, а Российской Федерации вменялась ответственность за совершение серьезного международного правонарушения, что "стало поводом для раскручивания против России санкционной спирали". Все это  было расценено, как "грубое вмешательство в расследование катастрофы и попытки политически предопределить его результаты".
 
В заключение российский представитель подчеркнул, что продолжает настаивать на проведении транспарентного и объективного международного расследования в целях установления истины, обеспечив равный и справедливый доступ ко всем материалам расследования специалистам из различных государств, входящих в группу международных экспертов, включая российских и представителей
 
Межгосударственного авиационного комитета, в соответствии с резолюцией Совета 2166 и требованиями норм ИКАО.
 
В развернувшейся затем дискуссии ему также пришлось опровергнуть ряд нападок на позицию России.
 
Среди полезной информации, прозвучавшей в ее ходе, стоит отметить выступление министра иностранных дел Малайзии Анифе Амана, объявившего основными задачами репатриацию останков жертв (из 43 погибших малайцев тела 40 — идентифицированы, а 35 – репатриированы) и  необходимость обеспечения транспарентности и быстроты расследования. В частности министр сказал: "Остаются важные вопросы: кто виноват и что случилось. Время важный фактор, так как зима затруднит расследование". 
 
Другая интересная информация прозвучала в ходе доклада постоянного представителя Украины при ООН Юрия Сергеева, который сообщил, что заключенное 5 сентября перемирие  было нарушено 480 раз, при этом с украинской стороны насчитывается 138 раненых и более 100 убитых. Пресс-центр СНБО Украины в своих ежегодных брифингах упомянул за тот же период о менее 10 погибших и 6 пропавших без вести.
 
Что касается самого хода расследования, Сергеев вновь повторил утверждения о том, что "самолет был сбит российской ракетой, запущенной российскими наемниками, развернувшими мощную систему ПВО, что подтверждено разведкой Украины и других стран, включая ЗРК "Панцирь". Трагедии бы не произошло, если бы у них не было доступа к современным средствам ПВО". В ответ на российское обвинение в задержке предоставления материалов, он сообщил, что 23 июля международной комиссии были переданы электронные и печатные копии записей переговоров Киевского и Днепропетровского центра управления воздушным движением, а в августе, по просьбе Нидерландов,  – дополнительные записи переговоров экипажа и диспетчеров.
 
Постоянный представитель США при ООН Саманта Пауэр, исполняющая роль председателя Совета Безопасности в сентябре, подытоживая результаты обсуждения доклада, очень высоко оценила результаты и ход расследования и высказала полное доверие комиссии. Затем было заявлено, что Россия "не в том положении, чтобы давать советы в этом расследовании, поскольку к ней нет доверия в СБ". При этом она вновь перечислила обвинения России в причастности к конфликту на востоке Украины. 
 
Ответ российского постпреда последовал незамедлительно: "Хотя Вы и сидите в председательском месте, Вы не имеете никакого права судить о положении Российской Федерации в Совете Безопасности. Во-вторых, то, что Вы сейчас сказали, только говорит, что Вы воду пытаетесь замутить", — сказал Чуркин. После чего напомнил о малоизвестных инициативах Российской стороны в МИД Австралии, Малайзии и Нидерландов в первые же дни после трагедии с предложением совместного Проекта специальной резолюции СБ ООН для гарантии обеспечения доступа экспертам на место катастрофы. Вместо этого австралийцы и голландцы начали переговоры с Украиной, что затянуло на 10 дней прибытие экспертов, транспортировку и безопасность которых все равно обеспечивали представители "ДНР", надежно контролировавших эту территорию, а украинская сторона, начиная с 28 июля, вначале попыталась захватить район катастрофы армейскими подразделениями, а 7 августа и вовсе вышла из режима прекращения огня. 
 
К сожалению, на заседании так и не было предоставлено новой информации о результатах расследования, поэтому, собственно, обсуждение свелось к повторению инсинуаций и обвинений в произошедшем РФ и сепаратистов "ДНР", при этом в качестве доказательной базы вновь использовались ссылки на социальные сети. 
 
Никаких конкретных обвинений, подтвержденных экспертными заключениями, не было предъявлено, поэтому положительные результаты от заседания появились несколько позже: во-первых, нидерландские эксперты объявили о том, что в результате патологоанатомических экспертиз в телах жертв катастрофы обнаружено "25 металлических предметов, природа которых устанавливается". Они могут стать прямыми и неоспоримыми доказательствами сбития самолета. Вместе с тем, не было заявлено, что найдены готовые поражающие элементы, принадлежащие одной из зенитных ракет конкретного типа, что вместе с крайне малым количеством (в том же "Буке" их около 10 тыс.!) и чрезвычайно характерным формам (двутавр и кубик) говорит скорее о том, что "ракетная версия", на которой дружно настаивали представители Украины и Запада, не подтвердилась, и эксперты вынуждены искать другие варианты поражения рейса МН17. 
 
Во-вторых, родственники граждан Германии, погибших в катастрофе в небе над Торезом, подают против Украины иск в Европейский суд по правам человека, так как в соответствии с нормами международного права "каждое государство несет ответственность за свое воздушное пространство, если оно открыто для полетов, а, если государство не в состоянии обеспечить безопасность, оно должно закрыть свое воздушное пространство".
 
Сумма компенсации в каждом случае должна составлять не менее 1 млн. евро, а адвокаты уже предложили присоединиться к иску и семьям остальных пострадавших. Общая сумма для официального Киева, экономика которого и так переживает не лучшие времена, может получиться немалой, и если расследование не приведет к выявлению истинного виновника, то платить за всех пострадавших пассажиров, экипаж, самолет и страховую ответственность перед третьими лицами (всего до 0,5 млрд. евро!) придется украинским налогоплательщикам. 
 
Возможно, украинские политики имеют более весомые стимулы,  вызвавшие откровенное торможение нормального следственного процесса?



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии



Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Отвержение ударов: военные аэродромы проверили на прочность
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Охраняющие виды: Севморпуть начнут патрулировать Ту-142
Наталья Башлыкова,Максим Талавринов
Известия
Полет ненормальный: авиакомпании будут штрафовать за недостоверную информацию о билетах
Анастасия Ординян
ИА Регнум
Непосадочный талон. Как овербукинг рушит планы российским авиапассажирам
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Татарский» джет: «недобитый» Ту-324 превратят в летающий Aurus
Анастасия Львова,
РБК
Росавиация сообщила о росте числа инцидентов с самолетами из-за птиц
Станислав Федоров, Юлия Леонова
Известия
«Ми» не виноваты: в Росавиации прошли обыски из-за вывоза за рубеж 59 бортов
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Ремонт аэропортов предложили финансировать новым сбором с авиакомпаний
Кирилл Комаров
Профиль
"Тушка" в небе: самолеты Туполева вернулись на коммерческие маршруты в России

Известия
120 лет назад родился летчик-испытатель Валерий Чкалов
Виктор Бодров 
ТАСС
Реактивная "летающая парта": каким будет учебно-тренировочный самолет МиГ-УТС
Елена Проколова
Аргументы и Факты
«Они выжили, чтобы их судили». Летчики оценили действия пилотов Falcon 10
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Улетный план: пассажирам внутренних рейсов в аэропортах разрешат продажу алкоголя
Евгения Перцева
Известия
Остановили по требованию: «Аэрофлот» обязали отправить людей на Пхукет
Максим Талавринов
Известия
Летательный исход: пилотов разбившегося Falcon 10 лишили «прав»
Станислав Кучушев, Андрей Коршунов
Известия
Орбитальная инстанция: конструктору «российского Хаббла» светит два года
Анастасия Львова
РБК
Пулково попросило ускорить внедрение duty free на внутрироссийских рейсах
Анастасия Львова
РБК
Глава Пулково упрекнул «Аэрофлот» в непредсказуемости его планов
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Угрозы с неба вынудили предприятия Петербурга и Ленобласти искать защиту от БПЛА
Вадим Кузьмицкий
Деловой Петербург
К аэропорту Пулково хотят сделать новый подъезд с юго-запада Петербурга

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer