Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Летающая цифра


29 сентября 2014 года Александр Швыдкин, КоммерсантЪ - Приложение (Авиация)


17 июня на ульяновском заводе "Авиастар" состоялась выкатка первого серийного самолета Ил-76МД-90А, представляющего современную версию легендарного Ил-76, до сих пор одного из самых эффективных в мире тяжелых военно-транспортных самолетов.

Минимальный пробег
 
История тяжелого военно-транспортного самолета Ил-76 началась в 1966 году, когда коллектив ОКБ С. В. Ильюшина приступил к проектированию нового реактивного самолета на замену турбовинтовому Ан-12, основному на тот момент транспортному самолету СССР. Необходимость замены "12-го" была вызвана прежде всего тем, что тремя годами ранее, в 1963-м, в США вышел на испытания реактивный военно-транспортный самолет Lockheed C-141A Starlifter, в одночасье перевернувший представления о самолетах данного класса и суливший американским военным новое средство доставки вооружения и техники с высокой скоростью на большие расстояния. Как только стало понятно, что "американец" получился удачным, отечественным разработкам дали зеленый свет.
 
Попытки создания реактивного ВТС предпринимались и раньше: еще в 1958 году в ОКБ А. Н. Туполева был создан Ту-107 — военно-транспортный самолет на базе пассажирского Ту-104, оснащенный погрузочной рампой в хвостовой части фюзеляжа. Военных Ту-107 не устроил: он не умел медленно летать, что необходимо при десантировании людей и грузов на парашютах, и грунтовые фронтовые аэродромы были для него непригодны. Уже тогда стало понятно, что такой специфический самолет, как реактивный рамповый транспортник, нужно создавать с нуля, и работы по новому Ил-76 были проникнуты именно этой идеей.
 
В марте 1971 года первый опытный Ил-76 вышел на летные испытания. Внешне повторяя основные компоновочные решения "Старлифтера", самолет отличался от него одним важным качеством — гораздо лучшими взлетно-посадочными характеристиками. Четыре двигателя Д-30КП тягой по 12 тонн, оснащенные устройствами реверса тяги, и беспрецедентно мощная механизация крыла позволяли взлетать и приземляться на очень малых дистанциях (минимальный пробег — всего 450 м), а многоколесное шасси обеспечивало такую проходимость, что новый самолет мог летать с грунтовых аэродромов, недоступных даже для Ан-12. Грузоподъемность машины составила 40 тонн, она была выбрана под вес танка. В 1975 году Ил-76 был запущен в серийное производство в Ташкенте.
 
От модификации к модификации самолет совершенствовался: до полусотни тонн возросла грузоподъемность, увеличилась максимальная дальность полета, превысившая 7,6 тыс. км с нагрузкой 20 тонн, надежность и неприхотливость были выше всяких похвал. Ил-76 быстро пришелся ко двору и в гражданской авиации: в 1970-х началось освоение нефтяных и газовых месторождений Западной Сибири, соответственно, возникла необходимость перевозить тяжелые грузы на плохо оборудованные таежные аэродромы. В целом самолет получился очень удачным, но вместе с ростом летных характеристик с ним происходило то, что происходит с любым летательным аппаратом в ходе его эволюции: Ил-76 тяжелел. И с каждой новой модификацией таяли запасы избыточной тяги двигателей Д-30КП. Дело в том, что турбовентиляторные двигатели семейства Д-30КУ/КП были разработаны для самолета Ил-62 и весь запас увеличения их мощности был исчерпан еще до появления Ил-76.
 
Нельзя сказать, что Ил-76 стал слабосильным, но в 1980-х он подошел к тому пределу, когда увеличение тяги двигателей стало не категорически необходимо, но очень желательно.
 
Роман с продолжением
 
В конце 1980-х в СССР появился новый двигатель ПС-90А конструкции Соловьева — отличный 16-тонник, экономичный и прогрессивный. Двигатель создавался для гражданских самолетов Ил-96-300 и Ту-204, и, конечно, сразу же возникла мысль "примерить" его на Ил-76. О прямой замене речь тогда не шла, и для ВВС и гражданской авиации был создан новый самолет Ил-76МФ с двигателями ПС-90А и удлиненным более чем на 6 м фюзеляжем. Новая машина могла перевозить более 50 тонн (максимально — 60 тонн) и брать на борт длинномерные грузы. За счет 15-процентной экономии топлива возросла дальность полета. Но Ил-76МФ вышел на испытания в 1995 году.
 
Ил-76МФ не пошел в серию, но оказал нашей авиации неоценимую услугу: он доказал, что самолет Ил-76 и двигатель ПС-90А не только отлично совместимы, но просто не могут жить друг без друга. Первым их встречным движением стала программа ремоторизации уже выпущенных Ил-76 в интересах гражданских перевозчиков. Дело в том, что Д-30КП не удовлетворял ограничениям по шуму и эмиссии выхлопных газов, что ограничивало доступ коммерческих Ил-76 в аэропорты Европы, перевозчики теряли прибыль, а вместе с ней и рынок. Успешная эксплуатация самолетов с новыми двигателями показала, что Ил-76 буквально расправил крылья: даже на крейсерском режиме каждый из четырех ПС-90А развивает тягу свыше 14 тонн, а на максимальном взлетном она достигает 16 тонн. Стало понятно главное: Ил-76 с ПС-90А стоит того, чтобы начать его серийное производство.
 
Лучший в своем классе
 
Первые сведения о готовящемся производстве обновленного Ил-476 появились в 2006 году, когда, после того как Ташкентский авиазавод, несмотря на все старания, не удалось включить в состав ОАК, было принято решение об организации производства в Ульяновске на заводе "Авиастар СП", который фактически остался без работы, после того как рынок отказался от широкой эксплуатации Ту-204 и остановилось производство Ан-124 "Руслан". До этого, в 2005-м, один из серийных Ил-76МД был переоборудован в вариант Ил-76МД-90 с новыми двигателями и успешно проходил летные испытания. В том же году ОАО "Пермский моторный завод" развернуло производство новой версии ПС-90А-76 — еще более экономичного двигателя, специально адаптированного для установки на Ил-76.
 
Первым официальным заказчиком новой машины стала авиакомпания "Волга-Днепр". Но уже тогда стало понятно, что гражданская модификация — это только первый шаг на пути нового самолета в военно-транспортную авиацию ВВС России. Разработка военно-транспортного Ил-76МД-90А (наименование Ил-476 осталось неофициальным) в основном завершилась к весне 2009-го. 22 сентября 2012 года первый опытный экземпляр Ил-76МД-90А поднялся в небо с аэродрома Ульяновск-Восточный. Нестареющий Ил-76 вступил во вторую жизнь.
 
Что же представляет собой эта незаурядная машина? Продукт весьма радикальной переработки. Кроме двигателей ПС-90А-76 самолет получил два главных новшества: усовершенствованное крыло и цифровой пилотажно-навигационный комплекс с индикацией данных на жидкокристаллических дисплеях ("стеклянная кабина"). Новое крыло благодаря применению длинномерных силовых панелей обшивки получилось более прочным и упругим, что во многом и обеспечило увеличение грузоподъемности: Ил-76МД-90А может поднимать груз весом от 52 тонн в стандартном варианте до и 60 тонн при ограниченной заправке топливом. Усовершенствованное напольное и крановое оборудование позволяет грузить и крепить паллеты и грузовые контейнеры международного стандарта. Новейший пилотажно-навигационный комплекс не только лучше информирует экипаж, снижая таким образом утомляемость летчиков, но и значительно повышает точность самолетовождения в загруженном воздушном пространстве. Дело в том, что современная гражданская авиация летает по нормам RVSM — с уменьшенными интервалами вертикального эшелонирования. Проще говоря, встречные самолеты расходятся на меньших интервалах по высоте, что требует более точной работы бортовой автоматики. И цифровая система автоматического управления Ил-76МД-90А эти нормы полностью обеспечивает.
 
Расход топлива у ПС-90А-76 на 17-19% меньше, чем у менее мощного Д-30КП-2 — таким образом, топливная эффективность возросла на 12%. Соответственно, с одной и той же нагрузкой в 47 тонн новый Ил-76МД-90А летит более чем на 5 тыс. км, а Ил-76МД — только на 4,2 тыс. км. И это притом, что новый самолет сам по себе тяжелее.
 
Но цифровые технологии применены не только в бортовом оборудовании самолета: он цифровой по способу производства. С 2006 года завод "Авиастар СП" провел модернизацию производства, практически на предприятии была создана новая производственная площадка. Новый самолет решили и делать по-новому: использование современного высокоточного производственного и контрольно-измерительного оборудования потребовало перевести всю документацию самолета с бумажных чертежей в трехмерные цифровые модели.
 
В октябре 2012 года ОАК удалось согласовать стратегически важный для отечественного авиастроения проект. Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина и Министерство обороны РФ заключили контракт на сумму 140 млрд руб. Контракт предусматривает поставку ВВС 39 самолетов Ил-76МД-90А. График поставок нарастающий: от 2 самолетов в 2014 году до 12 — в 2020-м. 17 июня состоялась выкатка из сборочного цеха первого серийного самолета, построенного в рамках контракта.
 
Не исключено, что коммерческие перевозчики тоже проявят интерес к покупкам новых или ремоторизации старых самолетов, но сегодня это невозможно: завод "Авиастар СП" только начал осваивать производство, предстоит набрать и обучить не меньше 1,5 тыс. основных производственных рабочих, да и возможности пермских моторостроителей пока ограничены работой по военному заказу. Реанимация, казалось бы, давно уже погибших авиастроительных предприятий — дело небыстрое, здесь главное люди, а не железо. Тем не менее, по заявлению генерального директора ЗАО "Авиастар-СП" Сергея Дементьева, к 2018 году предприятие сможет собирать до 18 самолетов в год.
 
Двигатель ПС-90А нельзя считать последним словом современного двигателестроения. Самолет Ил-76 тоже отнюдь не молод. Но удивительным образом их симбиоз породил современный самолет, который можно считать самым эффективным в классе 50 тонн грузоподъемности, в том числе по соотношению стоимость/эффективность. Успех начального этапа производства тем более ценен, что события на Украине теперь уже со всей очевидностью ставят крест на программе российско-украинского Ан-70. На базе Ил-76МД-90А уже сегодня проектируется топливозаправщик, а Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Бериева ведет разработку самолета дальнего радиолокационного обнаружения А-100 "Премьер". Кроме этого госпрограмма вооружений предусматривает закупку ряда спецсамолетов на базе Ил-76. По большому счету вторая жизнь этого транспортника должна была стать продолжением его эволюции еще в 1990-е годы. Но лучше поздно, чем никогда.


комментарии (4):

ССИ      29/09/2014 [17:15:13]#1
Кто-нибудь может мне сказать, зачем самолету ВТА (военно-транспортной авиации) требования RVSM? В европах такие самолеты будут летать для выброски десанта и им плевать на эти требования, а "граждане"... Провозные емкости современных широкофюзеляжных полупустые, транспортная авиация для провозки крупногабаритов - мало заказов. Не будут частники покупать Ил-476, хватает тех самолетов, какие есть. Потом, Полет - банкрот, Волга-Днепр - сколько еще проживет, ЭйрБриджКарго - половина парка стоит... Опять завоевываем 100% рынка??? Как с супером и МС-21?

West_1      29/09/2014 [19:05:20]#2
2 ССИ
Ну хотя бы для того, что бы летать по гражданским трассам выше чем FL280.

West_1      29/09/2014 [19:05:24]#3
2 ССИ
Ну хотя бы для того, что бы летать по гражданским трассам выше чем FL280.

Nicky      30/09/2014 [16:41:45]#4
ССИ
На самом деле, война-войной, а для полётов в мирное время зачем создавать сложности? К тому-же это никаких особйх затрат не требует - комплекс всё равно новый.













Материалы рубрики

Светлана Афонина
Деловой Петербург
Смольный перенёс сроки запуска центра развития беспилотников в ОЭЗ
Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников



Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer