← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Данные о полётах японского правительства – теперь на ваших смартфонах


5 сентября 2014 года Александра Писарева, Вести FM


Данные о полётах самолётов правительства Японии стали общедоступными. Отследить передвижение бортов можно даже через приложение для смартфонов. Агентство обороны Страны восходящего солнца уже направило запрос авторам программы, в котором потребовало прекратить отображение какой-либо информации о рейсах японских чиновников. Как засекреченная информация утекла в Сеть? Какими могут быть последствия? С подробностями - корреспондент радио "Вести ФМ" Александра Писарева.

Карта мира испещрена жёлтыми самолётиками. Наводишь курсор на любой - появляется информация о полёте. Название авиакомпании, номер рейса, тип самолёта, высота, скорость и маршрут. Так работает шведский сайт Flightradar24. Именно на нём оказались доступны данные о перемещениях японских властей. Причём отследить их можно даже через мобильное приложение.

Таких программ много. Показания у них достаточно точные, поясняет главный редактор портала "Авиа.ру" Роман Гусаров: "Могу с уверенностью сказать, что данные о рейсе, маршруте и реальных параметрах полёта в каждую секунду вполне реальные и соответствуют действительности. Ни разу эта программа не подвела. Более того, было множество возможностей сверить показания этой программы с реальным полётом самолёта, допустим, в районе аэродрома, и действительно все показания, все данные выводились очень корректно и оперативно".

Некоторые такие сайты существуют уже много лет. Принцип работы у них одинаковый: приёмники снимают сигнал непосредственно с транспондеров самолётов. То есть информация о правительственных рейсах Японии в систему попала точно так же, как и обо всех остальных, поясняет генеральный директор консалтинговой компании "Инфомост" Борис Рыбак: "Вы же в любом случае подаете флайт-план. Если он попадает в систему, и всё это оснащено GPS (точно так же, как все остальные), ничего тут особенного нет".

Так что вряд ли это происки шведской компании, которая специально выискивала самолёты японских чиновников. Скорее, недоработка спецслужб страны, считает Роман Гусаров: "Здесь всё по-разному. В каких-то странах где-то она может попасть. В Российской Федерации уровень обеспечения безопасности значительно выше, поэтому вероятность попадания такой информации в открытый доступ значительно ниже".

Хотя негодование Агентства обороны Японии можно понять. С учётом террористической угрозы публиковать такие данные нельзя - ведь легко предположить, кто перемещается на определённом самолёте, продолжает Роман Гусаров. С другой стороны, задумавший недоброе найдёт и другой способ отследить рейс.

Поэтому преувеличивать опасность не стоит, уверен Борис Рыбак: "Если кто-то замышляет что-то плохое, есть миллион других способов узнать, что происходит с самолётом, где он находится. Так что, я думаю, никакой опасности сайт не несёт. Понятное дело, что спецслужбы хотели бы, чтобы охраняемые ими объекты вообще находились вне поля зрения. Но я думаю, при современных технологиях это будет сделать всё сложнее и сложнее". Компания-разработчик наверняка пойдёт навстречу правительству Японии, но не факт, что информация не появится на другом сайте, продолжает Борис Рыбак.

Вопрос о публикации данных так называемых литерных рейсов (тех, что обслуживают первых лиц государств) должен решаться уже на уровне Международной организации гражданской авиации, уточняет Роман Гусаров: "В той информации, которую отображает данная программа, нет ничего экстраординарного. Она доступна через многие системы и является открытой. Другое дело, что если речь идёт о правительственных бортах, то здесь, наверное, должна быть некая договорённость. Скажем так, не решение вопроса с отдельно взятой страной или между двумя отдельно взятыми странами, а решение вопроса на каком-то глобальном, международном уровне, может быть, со стороны ИКАО, которое запретит выдачу подобной информации в "открытый эфир".

Между тем у подобных сайтов есть практическое применение. К примеру, в 2010 году, во время извержения вулкана в Исландии, на основе их данных СМИ сообщали об обстановке в небе над Европой. Хотя, если изучить форумы, то наибольшим спросом подобные системы пользуются среди авиалюбителей и тех, кто следит за перемещением своих родственников и друзей. А пик посещения у Flightradar зафиксировали 14 июля этого года, когда сотни тысяч болельщиков наблюдали за полётом самолёта, на котором сборная Германии возвращалась на родину с чемпионата мира по футболу.




URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2014/9/5/25104/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.