Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Налоговый маневр опасен для авиации


3 сентября 2014 года Сергей Семенов, Свободная Пресса — Юг


Госдума рассмотрит предложение об отмене НДС на внутренних авиарейсах с тем, чтобы перелеты по России стали заметно дешевле. А вот международные рейсы могут подорожать, если предложение об обложении их НДС по ставке 18% будет принято. Соответствующий законопроект подал заместитель руководителя фракции «Справедливой России» в Госдуме Олег Нилов. Сегодня ставка НДС для полетов внутри страны составляет 18%, а за границу – 0%.

Эксперты, впрочем, полагают, что эти предложения являются не более чем популистским шагом. На деле переложение НДС с внутренних линий на международные направления убьет наши авиакомпании.
 
- Подобные предложения уже не один год обсуждает комиссия по транспорту, которую возглавляет Якунин. Но они до сих пор не были приняты, поскольку в реальности этот налоговый маневр ничего не изменит, - говорит гл. редактор портала avia.ru, эксперт Комитета по транспорту Государственной Думы Российской Федерации Роман Гусаров - По самой оптимистичной оценке, НДС составляет в себестоимости авиабилета менее 6-7%...
 
Подавляющую долю составляет не НДС, а расходы на услуги, включая аэропортовые сборы, топливо, оплату кредитов. Ни одна авиакомпания в мире не живет без кредитов. Но если за рубежом ставки по кредитам составляют 2-3% годовых, то у нас минимум 8% в валюте, а в рублях - вдвое больше. И эти ставки еще растут! У нас все стоит дороже, чем в Европе или Америке: и керосин для самолетов, и аэропортовые сборы. Прибавьте к этому общую налоговую политику, проблемы с подготовкой пилотов, и станет понятно, почему при такой высокой стоимости авиабилетов в России наши крупнейшие авиакомпании имеют в целом либо близкую к нулю рентабельность, либо отрицательную…
 
Даже в тучные годы, когда пассажиропоток в России рос на 15% и более в год, у нас медленно банкротились перевозчики, фактически ушли все, кто не работал на международных рейсах, потому что внутренние перевозки безнадежно убыточны. За прошедшие годы таким путем были выбиты с рынка средние авиакомпании, остались лишь крупные, которые выживают только за счет международных рейсов.
 
Только что обанкротилась «Московия». При этом уже ближайшей осенью, по окончании высокого сезона, я ожидаю банкротство еще как минимум двух отечественных крупнейших авиакомпаний, они фактически уже банкроты, стараются лишь немного улучшить балансы перед закрытием…
 
«СП»: - На ваш взгляд, насколько вероятно, что предложение депутата Нилова будет принято?
- Я не верю, что государство реально пойдет даже на эти скудные меры, вроде отмены НДС на внутренних рейсах. В попытке сбалансировать госбюджет правительство, напротив, лишь ищет возможности увеличить налоги: повысить ставку НДС, ввести налог с продаж...
 
В любом случае, я категорически против введения НДС на международных рейсах, так как только этот сегмент позволяет оставаться на плаву нашим авиаперевозчикам. За счет этих денег они закупают самолеты, обслуживают их, платят по кредитам. Только этот сегмент у компаний имеет положительную рентабельность, в среднем около 7%. Введение НДС съест и ее.
 
Получится, наши компании гарантированно потеряют и рентабельность, и конкурентоспособность на фоне западных компаний, которые НДС нам в любом случае не платят. Мы попросту убьем своих перевозчиков! Поэтому я не советовал бы нашей авиации прописывать такие лекарства – больной умрет от лечения, а не от болезни…
 
Эту позицию поддержал и президент Общественной организации «Партнер гражданской авиации» Олег Смирнов:
 
- Формально предложение Нилова очень демократично и правильно, поскольку оно является заботой о стоимости передвижения граждан по России. Однако внутри этой темы скрываются целые пласты нерешенных проблем, среди которых взимание НДС с авиаперевозчиков, – по сути, мелочь.
 
Из чего складывается себестоимость пассажироперевозок? 30% уходит на закупку авиакеросина, около 30% составляет оплата аэропортовых сборов, и примерно те же 30% тратятся на поддержание летной годности воздушных судов, то есть средства вкладываются в безопасность полетов и обслуживание самолетов. И менее 10% приходится на все остальные составляющие, которые не дают ощутимого влияния на ценообразование.
Каким образом государство может реально снизить цены на авиабилеты внутри страны? Понижение на 10% стоимости керосина нашему добывающему нефть государству вполне по силам, и это дало бы ощутимое влияние на выживание отрасли и стоимость перелетов для наших граждан. Но в реальности об этом никто во властных структурах даже не заикается!
 
Второй серьезный ресурс – снижение размера аэропортовых сборов, которые целиком являются назначаемым государством тарифом, ведь по закону все аэропорты в России принадлежат государству. Об этом в реальности также никто не говорит!
 
Поскольку 95% полетов наши авиаперевозчики осуществляют на самолетах западного производства, то мы не можем повлиять на цену закупки и обслуживания самолетов – ее нам диктуют западные производители. Это прямое следствие того, что наше собственное производство гражданских лайнеров на данный момент загублено.
 
И это объясняет, почему мы до сих пор в каменном веке по сравнению с Евросоюзом и США, которые до 50% своих внутренних перевозок осуществляют на лоукостерах. По данным за 2013 год, в Российской Федерации было перевезено 85 миллионов пассажиров, а в Соединенных Штатах – 800 миллионов, из которых порядка 400 миллионов – на лоукостерах. При этом средняя стоимость билета для перелета по США составила в пределах 50-100 долларов с человека.
 
Таким образом, при перелете внутри России цена билета примерно в два раза выше, чем при полетах внутри Соединенных Штатов на равное расстояние. И это при том, что средняя зарплата в Америке в разы выше, чем в России. Такое положе дел - прямое следствие дорогих аэропортовых сборов и стоимости топлива.
 
Если мы хотим развивать в стране авиацию, нам следует внедрять лоукостеры, ставя задачу хотя бы 20% пассажиропотока перевести в этот сегмент. Только тогда человек со средней зарплатой сможет хотя бы иногда летать самолетом. Только так при географических размерах нашей страны можно гарантировать конституционное право на свободу передвижения, поскольку сегодня оно фактически нарушается.
 
«СП»: - Таким образом, вы считаете, что нет смысла принимать выдвинутый «Справедливой Россией» законопроект?
- Этот документ не только не решает проблему внутренних перевозок, но может создать отрицательные моменты для всей отрасли. Во времена СССР только 5% авиаперевозок осуществлялись нами по международным линиям, а все остальные – на внутренних рейсах. Кстати, в Америке до сих пор сохраняется примерно такая же пропорция: лишь 5-7% билетов продается для полетов за рубеж.
 
А вот в современной России все 60% перевозок – это международные полеты! И только 40% - внутренние. Так получается потому, что мы полностью разрушили местные авиалинии после отказа от всеобщей аэрофикации в начале 1990-х годов.
 
Что даст отмена НДС на внутренних рейсах? Ну, подешевеют билеты внутри страны на 100 рублей, может быть, на 200… Но при этом подорожает стоимость международных перелетов. А на тех направлениях и без того сегодня очень плотная конкуренция, которую мы уже проигрываем зарубежным авиакомпаниям, в том числе, по ценам…
 
Посмотрите, у нас второй перевозчик по объемам перевозок россиян, сразу после «Аэрофлота», - Lufthansa, следом идет Brittish Airways, далее – французская компания… Иностранцы стараются у нас захватить изначально и сегмент лоукост-перевозок.
 
Поэтому надо хорошо подсчитать эту математику нашим государственным мужам, прежде чем принимать решение по этому законопроекту. Ведь тот рынок – 60% от 85 миллионов пассажиров в год, который держит на плаву наших перевозчиков, тоже станет одномоментно убыточным! А наши авиакомпании сразу станут неконкурентоспособными по сравнению с западными! То есть сразу за самолетостроением мы сами угробим и свои авиакомпании…
 
Поэтому я считаю, что предложение «Справедливой России» ничего хорошего ни нашей экономике, ни гражданам России не принесет.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»



Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer