Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


В России разработали космический ранец на солнечных батареях


1 октября 2015 года Александр Колесников, Иван Чеберко , Известия


Государственный Центральный НИИ машиностроения (ЦНИИмаш, при Роскосмосе) через 2 года планирует выпустить серию новых легких космических реактивных ранцев для космонавтов. Такие ранцы обеспечат безопасную работу в открытом космосе и помогут космонавту вернуться на станцию в экстренных ситуациях. Об этом сообщил «Известиям» один из разработчиков ранца — космонавт академик Российской академии космонавтики Михаил Бурдаев.

Ранец будет крепиться к скафандру, ключевая особенность ранца — панели солнечных батарей, которые при необходимости разворачиваются. Батареи будут подзаряжать аккумулятор, от которого зависит работа электрореактивного двигателя.
 
Научный сотрудник МФТИ Иван Завьялов пояснил, что обычный реактивный двигатель сжигает топливо, и скорость естественного выхода газа через реактивное сопло сильно ограничена, а электрореактивный двигатель ионизует газ и заряженные ионы разгоняют электрическим полем — в итоге скорость выхода газа в 10 и более раз выше, чем у химического двигателя. Следовательно, такие двигатели потребляют гораздо меньше топлива. В России есть две производственные площадки, занимающиеся созданием электрореативных двигателей — ОКБ «Факел» из Калининграда и ОАО «КБ Химавтоматики» из Воронежа.
 
Кроме того, новизна изобретения Бурдаева и его коллег из ЦНИИмаша заключается в дополнительных двигателях, которые будут крепиться спереди скафандра и служить тормозом — космонавту нужна безопасная встреча с кораблем, когда он летит обратно, как правило, на высокой скорости. Предполагается, что вес космического ранца будет не более 10 кг.
 
— Идеи космических ранцев для передвижения в свободном пространстве были давно, еще у писателей-фантастов. Одной из первых проб у американцев был ракетный пистолет, который был у них с собой. Это небольшой реактивный двигатель, напоминающий дамский фен. На самом деле на фене тоже можно летать, правда, не в открытом космосе, а внутри станции. Например, космонавт Юрий Артюхин внутри станции летал на бытовом пылесосе, — рассказывает Бурдаев.
 
Человек впервые вышел в открытый космос 50 лет назад. 18 марта 1965 года это сделал летчик-космонавт Алексей Леонов на корабле «Восход-2». В настоящее время российские и американские космонавты для сцепления со станцией используют фалы (тросы) с карабинами, которые крепятся к корпусу станции. Фалы поочередно цепляются за элементы конструкции и фиксируются, что не позволяет космонавтам улететь в космос.
 
— Вопросы монтажа оборудования на внешней поверхности станции, хотя заранее и рассматриваются и проектируются, но всё равно требуют участия человека. Пока у нас нет совершенных автоматов и роботов, которые могут заменить труд человека в открытом космосе, также возникает необходимость в ремонте оборудования. Например, в 1979 году космонавты Владимир Ляхов и Валерий Рюмин выходили в открытый космос в неплановом режиме и отцепляли антенну КРТ-10, которая при отделении от станции пошла не так, как надо, зацепилась за соседнее устройство и мешала полету корабля. В подобной ситуации робот не поможет, — говорит космонавт Бурдаев. — Многое зависит от величины безопасного удаления космонавта от станции. В данном случае имеется в виду такое удаление от станции, при котором ранец обеспечивает возвращение. Ведь у каждого устройства есть предел возможностей. Запас солнечной энергии может переместить космонавта — в зависимости от размеров солнечных батарей — на 50–100 м. А дальше он, как бензин, кончится. Американцам удавалось уходить в свободный полет на несколько десятков метров. Они умудряются снимать с отработавших свой ресурс спутников самые ценные детали и монтировать их на запускаемые новые спутники. То есть спутник уходит с Земли не в комплекте, а лишь частично.
 
В настоящее время на предприятии «Звезда» (разрабатывает скафандры) создана установка спасения космонавта (УСК), которая обеспечивает возможность возврата на Международную космическую станцию, но она в настоящее время не используется. Ее вес составляет 55 кг, в ней нет тормозного устройства и отсутствует подзарядка от солнца.
 
— В 1980-х годах у этих установок были другие задачи. Советские и американские специалисты были заняты разработкой средств передвижения космонавтов (СПК) в открытом космосе. Советское 400-килограммовое изобретение в обиходе получило название «мотоцикл», он напоминает кресло с ручками управления, также имеется ранец, который крепится к скафандру, а сзади расположены баллоны с газом и двигатели. Это средство позволяло отлететь от станции или от шаттла, захватить или проинспектировать какой-нибудь спутник и вернуться обратно. Либо пустым, либо со спутником. Советское устройство использовалось лишь однажды, для проверки, в 1990 году. Теперь стоит задача обеспечения безопасности. Если человек оторвался, его нужно вернуть, — рассказывает заместитель главного конструктора ОАО «НПП «Звезда» Александр Лазуткин. — Следующим поколением устройств стал американский SAFER — Simplified Aid for EVA Rescue, буквально «облегченный аппарат для спасения космонавта в открытом космосе», выпущенный в 1994 году. Эта установка меньших размеров, американцы надевали ее на свой выходной скафандр перед выходом. Устройство представляет собой небольшую раму с запасом газа. В случае отрыва космонавта от станции ее всегда можно запустить и вернуться обратно.
 
Но поскольку еще никто не отрывался от станции, SAFER ни разу по назначению не использовали, говорит Бурдаев, хотя его надевают для выхода в открытый космос. Он подчеркнул, что новая разработка вобрала в себя лучшее из американского и российского опыта.
 
— Вероятность отрыва от станции высока, однако случаев, когда космонавт отцеплялся и улетал в открытый космос, в истории космонавтики нет. Были случаи, когда человек по рассеянности терял сумку с инструментами или иные вещи и они улетали, — говорит  Бурдаев. — Топлива в ранце, как правило, находится немного. Но если нужно гарантировать возвращение с большей дистанции чем 100 м, то придется увеличивать объем топлива в проекте. Если человек залетел в солнечную тень, он замерзнет. Температура в космосе достигает минус 70 градусов и ниже, а в тени — минус 150 градусов. В тень забираться можно, но ненадолго. Первые советские станции регулярно поворачивались по отношению к солнцу то одним боком, то другим, так как они изгибались, потому что когда солнце нагревает одну сторону, другая охлаждается — станция, как гусеница, извивалась.
 
Главный специалист ракетно-космической корпорации «Энергия», космонавт Юрий Усачев поддерживает разработку новых средств по перемещению в космосе.
 
— Такие устройства нужны космонавтам. Сегодня безопасность российских космонавтов обеспечивают только фалы и карабины, — сказал Усачев.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность



Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer