← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Роскосмос предложил назначить Виктора Хартова главным по спутникам


1 октября 2015 года Иван Чеберко, Известия


Руководство Роскосмоса выбрало кандидатуру на пост генерального конструктора автоматических космических комплексов — это Виктор Хартов, ныне генеральный конструктор химкинского НПО им. С.А. Лавочкина.

— Документы о назначении Хартова уже переданы на подпись в администрацию президента, — сообщил «Известиям» высокопоставленный источник в космическом агентстве.
 
Сам Виктор Хартов от официальных комментариев воздержался.
 
Должности генерального конструктора автоматических космических комплексов до этого в отрасли не было. Были генконструкторы конкретных предприятий или же определенных систем, например генеральный конструктор ГЛОНАСС. Весной этого года курирующий космическую отрасль вице-премьер Дмитрий Рогозин, представляя в Думе законопроект «О государственной корпорации «Роскосмос» в первом чтении, рассказал, что в отрасли планируется назначение четырех генеральных конструкторов — по боевым твердотопливным ракетным комплексам, жидкостным ракетным комплексам, пилотируемой космонавтике и автоматическим космическим комплексам.
 
Именно последняя должность вызвала больше всего вопросов. Здесь стояла задача найти генерального конструктора вообще по всем спутникам, которые используются и разрабатываются в России. Очевидно, что навигационный аппарат «Глонасс-М», спутник фоторазведки «Кобальт» и научная обсерватория «Фобос-Грунт» имеют не так много общего: у них разное назначение, набор аппаратуры, разные производители и пользователи. Однако все эти аппараты являются автоматическими космическими комплексами — и нужно было найти человека, который проявит компетентность во всех аспектах спутникостроения и, кроме того, сможет нести ответственность за все российские космические аппараты, которые довольно часто отказывают.
 
— Кандидатуру Хартова предложил заместитель главы Роскосмоса Михаил Хайлов, — пояснил собеседник в Роскосмосе. — Комаров (глава госкорпорации «Роскосмос» Игорь Комаров. — «Известия») сам не особо разбирается в таких вещах, как строительство и эксплуатация космических аппаратов (до прихода в космическую отрасль в 2013 году Комаров руководил «АвтоВАЗом». — «Известия») и в этой части целиком доверяет Хайлову. Который, в свою очередь, рекомендовал Хартова как производственника с наиболее широким кругозором в сфере спутникостроения.    
 
Виктору Хартову 60 лет, 30 из которых он работал в АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва», где производится большая часть отечественных спутников, главным образом коммуникационного и навигационного назначения. В 2010 году Хартов возглавил НПО имени Лавочкина, по традиции став гендиректором и одновременно генконструктором предприятия. На должности гендиректора Хартов особо ничем не отличился — амбициозная миссия межпланетной станции «Фобос-Грунт» в 2012 году закончилась безрезультатно: аппарат, вместо того чтобы лететь на Фобос, вышел из строя вскоре после запуска на орбиту. В прошлом году лавочкинский разгонный блок «Фрегат», до этого летавший без замечаний, вывел на нерасчетную орбиту спутники Galileo — в полете у разгонника замерз трубопровод с топливом.
 
Характер уголовных дел, фигурантами которых периодически становятся сотрудники «Лавочкина», указывает, что на предприятии, скорее всего, могли использовались схемы «распила» бюджетных средств на научно-исследовательских работах. Яркий пример — сотрудничество «Лавочкина» с ООО «НИИЦ МАИ-ЛАСТАР»: в 2012–2014 годах руководители НПО имени Лавочкина заказывали и оплачивали в ООО «НИИЦ МАИ-ЛАСТАР» десятки исследований. Затем проверка на предприятии показала, что многие исследования были фиктивными и использовались для прикрытия хищений.
 
Однако непосредственно Хартова в причастности к хищениям не обвиняли. Коллеги считают его грамотным специалистом. Для руководства НПО имени Лавочкина Роскосмос этим летом подобрал нового менеджера — Сергея Лемешевского. Хартов при этом сохранил должность генерального конструктора предприятия.
 
В Роскосмосе пока не совсем четко представляют функционал генконструктора автоматических космических комплексов, поскольку официального документа — положения о генконструкторе такого уровня — пока не существует.
 
— Пока не совсем понятно, как один генконструктор сможет отслеживать создание и эксплуатацию всех космических комплексов, — говорил в интервью «Известиям» генеральный директор ОАО «Российские космические системы» Андрей Тюлин. — Ведь создается не просто спутник, а космическая система. У каждой космической системы свое предназначение, свой функционал. Довольно трудно найти человека, который одинаково хорошо разбирается в вопросах навигации, дистанционного зондирования Земли, связи и во многих иных аспектах космической деятельности.
 
Научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев отмечает, что еще в начале космической эры в СССР было семь генеральных конструкторов, каждый из которых отвечал за свое направление.
 
— С тех пор все многократно усложнилось, поэтому если тогда их было семь, то сейчас их по идее должно быть 27, — говорит Моисеев. — А вместо этого хотят назначить четырех, и чтобы они за всё отвечали. Мне замысел в данном случае непонятен. 



URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2015/10/1/26362/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.