Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Зачем Путин приезжал на Восточный


15 октября 2015 года Сергей Лесков, Росбалт


Президент России Владимир Путин посетил новый космодром Восточный в Амурской области. Всем известно, что наша страна первой вышла в космос. Но мало кто знает, что космодромов у России чуть ли не больше, чем у любой космической державы. У России есть знаменитый Байконур (арендован РФ у Казахстана до 2050 года, — "Росбалт"), первый, самый большой и самый загруженный космодром в мире. А также Плесецк в Архангельской области, Капустин Яр в Астраханской, Ясный в Оренбургской, Свободный и строящийся Восточный в Амурской области. И еще "Морской старт" в Тихом океане.

Но больше всего внимания сейчас приковано именно к Восточному. Вице-премьер Дмитрий Рогозин, кажется, уже прописался на Дальнем Востоке. Строительство нового российского космодрома началось в 2011 году. Из бюджета выделено почти 190 миллиардов рублей, огромные деньги. Работа идет с обычными земными перебоями. Забастовки, отставание от графика, невыплата зарплаты – все, как положено, будто котельную строят. Возбуждено 20 уголовных дел. Особо отличившиеся начальники взяты под стражу. Рогозин пугает чиновников тем, что заставит всех выйти на стройку. Во время культурной революции такие воспитательные меры широко практиковали в Китае. Сейчас на космодроме 9000 строителей. Вице-премьер требует 15000. Но где их взять?
 
Почему такое внимание к Восточному, если космодромов у нас навалом? Почему эту стройку называют любимым детищем президента? Как и всякий правитель, возглавляющий страну длительный срок, Путин не может не задумываться о том, что оставит стране на память и себе и с чем войдет в историю. Достижения имеются, но что в области крупных наукоемких объектов и высоких технологий, которые определяют лицо современного мира?
 
Именно Владимир Путин в начале 2000-х годов первым заговорил об "экономике знаний". Но выяснилось, что нанотехнологии – невнятная и комическая история. А вот космодром – это мощно и красиво. И, в отличие от микроскопических частиц, соответствует масштабу устремлений России. Не случайно, на космодроме президент железным голосом пообещал, что он внимательно проследит, чтобы все уголовные дела были доведены до конца. Значит, пощады за посягательство на мечту не будет.
 
Денег на космодром не жалеют. Федеральный бюджет отпустил уже 189 миллиардов рублей. Хотя контракты заключены на значительно меньшую сумму. Финансист поймет, что происходит кредитование подрядчиков выше объема работ. Отсюда злоупотребления и уголовные дела. Кстати, историки Атомного проекта, который был неизмеримо масштабнее строительства одного космодрома, не помнят уголовных дел о финансовых махинациях. Куратор Атомного проекта Лаврентий Берия не пугал атомщиков, а обеспечивал им бесперебойный режим работы. Впрочем, где те атомщики и где та сознательность…
 
На Олимпиаду в Сочи, согласно официальной версии, федеральный бюджет потратил почти в два раза меньше. Это дает президенту все основания называть возведение космодрома "крупнейшим общенациональным проектом". Понятно, что строительство далеко не закончено и потребуется еще много вложений. И, надо полагать, еще много космических обогащений и много уголовных дел.
 
К примеру, надо построить новый город для персонала, который уже решено назвать Циолковский. Пока поселок называется Углегорск, здесь обитал персонал ракетной дивизии. Новое название предложил сам президент — и 85 процентов жителей восторженно поддержали идею. Кстати, уголь в этих местах никогда не добывали, название для конспирации. Та же история, что с Байконуром. Но в Углегорске всего 5000 жителей. Циолковчан (как их предстоит называть?) будет уже через пять лет минимум 25000.
 
Фото пресс-службы президента РФ
 
Имеются ли рациональные причины, по которым России нужен еще один космодром? Главное – уменьшить политические риски, связанные с эксплуатацией Байконура. Дело даже не в том, что каждый год Россия платит Казахстану за аренду 115 миллионов долларов. События на пространстве бывшего СССР развиваются непредсказуемо. Половину 75-тысячного населения Байконура уже сейчас составляют граждане Казахстана. Для них космодром, скорее — комфортный город с уровнем жизни выше среднего. Казахстан неоднократно приостанавливал запуски российских ракет и намекает, что аренду надо пересмотреть. Вопрос о новом космодроме был поставлен сразу после распада СССР, но тогда мы только говорили, ничего не строили.
 
Впрочем, основная часть претензий Казахстана касается тяжелых ракет "Протон" с ядовитым топливом гептил. Без этих ракет российскую космонавтику представить невозможно. Это основная часть коммерческих стартов, это блоки международной станции, это геостационарные и тяжелые спутники. Так вот, строить на Восточном стартовый комплекс для "Протона" не предполагается. "Протон" намертво привязан к Казахстану. Когда надежный, но ядовитый "Протон" заменит многострадальная "Ангара", никому неведомо. Пока на Восточном строятся только две пусковые установки для средних ракет "Союз-2". На Байконуре 15 пусковых установок для всех классов ракет.
 
К достоинствам Восточного относится география – всего на 6 градусов севернее Байконура. По законам физики, чем ближе космодром к экватору, тем сильнее угловое вращение Земли помогает ракете. Расход топлива меньше, на орбиту можно вывести больше груза. Надо с грустью признать, что американский мыс Канаверал находится к экватору почти в два раза ближе, чем наши лучшие космодромы. Но, с другой стороны, Флорида из-за густонаселенных районов не годится для запуска спутников в полярном направлении. Идеальных космодромов в природе не бывает.
 
Амурская область — это малонаселенный район, падающие части ракеты никому особо не угрожают. Железные и автодороги проходят близко. На Дальний Восток пойдут инвестиции, он наконец-то получит столь долгожданный стимул для развития. Близость Китая (100 километров до границы) и бурно растущих азиатских стран может привлечь к новому космодрому крупных партнеров.
 
Самый главный недостаток – удаленность Восточного от промышленных и научных центров. От Москвы — 5 600 километров. Это в два с лишним раза дальше, чем от столицы до Байконура. Затраты на доставку оборудования, ракет, специалистов возрастут. Уже решено перенести сборку новой ракеты "Ангара" поближе – в Омск. Поначалу Восточный сосредоточится на спутниках связи и аппаратах для разведки, а их делают в Железногорске в Красноярском крае, это не так далеко.
 
Первый старт на Восточном запланирован в 2016 году. Рогозин хотел успеть к декабрю 2015 года, но Путин указал, что в космос со штурмовщиной не лезут. Уже определены спутники, которые будут установлены на ракете "Союз-2". Это студенческие аппараты "Ломоносов" и "Аист". Нет, не потому, что студентов не жалко. Думаю, для поднятия духа молодежи, возрождения интереса к космосу и к новому космодрому, которому понадобятся молодые специалисты.
 
Кстати, главный американский космодром во Флориде носит имя президента Кеннеди, при котором расходы на космонавтику возросли в 60 раз. Никаких намеков, но посмотрим, что приготовит будущее.


комментарии (1):

SAT      16/10/2015 [02:25:02]#1
Смешно про 20 уголовных дел. Кто больше брал, то даже испугом не отделался.













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси



Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBq4v2
Перевозка грузов: http://perevozki.youdo.com/garbage/price/, ссылка на описание.
Автомобильные перевозки: http://perevozki.youdo.com/pereezd/geo/spb/, варианты >>
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer