← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Правительство приняло решение о банкротстве "Трансаэро"


1 октября 2015 года Анатолий Темкин, Тимофей Дзядко, Петр Мироненко, РБК


«Трансаэро» войдет в процедуру банкротства, решил премьер Дмитрий Медведев. Банкам-кредиторам предстоит попытаться вернуть свои 85 млрд руб., а пассажиров «Трансаэро» пока будет перевозить «Аэрофлот».

Решение премьера
 
Судьба «Трансаэро» решилась в четверг вечером на совещании у премьера Дмитрия Медведева, рассказали РБК два источника, знакомых с итогами встречи, и подтвердил сотрудник одного из банков-кредиторов. Итог совещания — решение о банкротстве авиакомпании, утверждают все трое.
 
Договоренностей между «Аэрофлотом», кредиторами и лизингодателями достичь не удалось, уточнил один из них. В результате было принято решение о банкротстве «Трансаэро» без реструктуризации ее долга. Запланированная ранее сделка с «Аэрофлотом» не состоится, продолжает собеседник РБК. Национальный авиаперевозчик лишь взял на себя обязательство перевезти пассажиров «Трансаэро», которым уже проданы билеты. На поддержание операционной деятельности в течение ближайшего месяца правительство пообещало выдать «Аэрофлоту» субсидию в размере 5–6 млрд руб., утверждает он, после этого операционная деятельность «Трансаэро» может быть приостановлена.
 
Позже вечером министр транспорта Максим Соколов сообщил журналистам, что Росавиация уведомила «Трансаэро» о прекращении продаж билетов с 1 октября. «На сегодняшний день нет решения о возможном выделении дополнительной финансовой поддержки со стороны государства, и, таким образом, мы столкнулись с ситуацией, когда компания фактически не может дальше выполнять в полном объеме свои финансовые обязательства», — пояснил он.
 
Кредиторы не смогли прийти к конструктивному решению о реструктуризации долга авиакомпании, признал Соколов. Банкротство авиакомпании он, правда, назвал «лишь одним из вариантов», подчеркнув, что соответствующих исков от кредиторов пока нет. Судьба же авиапарка компании будет зависеть от решения лизинговых компаний, сказал Соколов. Пока лицензия «Трансаэро» не отозвана, компания продолжает работать.
 
Долги «Трансаэро» не будут переведены на «Аэрофлот», утверждает один из собеседников РБК. Банковские кредиты, объем которых составляет около 85 млрд руб., останутся на балансе головного юрлица проблемной авиакомпании — ОАО «Авиакомпания «Трансаэро». Ему и предстоит пройти через процедуру банкротства.
 
Часть самолетов «Трансаэро», скорее всего, будет передана «Аэрофлоту», а точнее — новой компании, которую авиаперевозчик планирует создать на основе своих «дочек», утверждает источник, знакомый с итогами совещания. Договоры лизинга будут перезаключены на новых условиях. Остальные самолеты будут возвращены лизингодателям, говорит собеседник РБК.
 
Изложенную собеседником РБК схему, как и обещание правительства предоставить «Аэрофлоту» 5–6 млрд руб., подтверждает и топ-менеджер одного из госбанков. «Сегодня правительство отказалось поддерживать «Трансаэро», теперь кредиторы объединятся и будут принимать решение. Каким оно будет, пока сказать сложно, но компания в сегодняшнем виде не способна функционировать. У нас есть жесткое обязательство «Аэрофлота» развести всех пассажиров, бренд «Трансаэро» будет летать до тех пор, пока не будут выполнены последние обязательства», — рассказывает банкир. По его оценке, банкам удастся вернуть лишь небольшую часть долгов. Вместе с тем ситуация с лизинговыми долгами, по его словам, лучше. Он добавил, что банк «будет изучать то, что было сделано собственниками компании».
 
Топ-менеджер другого госбанка говорит, что, несмотря на разногласия, большинство банков выступали против банкротства, но признает, что сейчас шансов избежать этого сценария уже нет.
 
Сделки больше нет
 
Через несколько часов после окончания совещания «Аэрофлот» сообщил, что совет директоров компании «был проинформирован о том, что акционеры «Трансаэро» [...] не представили предложение о покупке пакета 75% плюс одна акция ОАО «АК «Трансаэро» в предусмотренные офертой сроки», и принял решение не продлевать сроки оферты. Совет директоров дал разрешение менеджменту «Аэрофлота» использовать для нормализации ситуации с «Трансаэро» собственные средства «Аэрофлота», добавляется в сообщении. Генеральный директор компании Виталий Савельев, чья цитата приводится в сообщении, пообещал гарантировать выполнение обязательств перед пассажирами «Трансаэро», в том числе вернуть им деньги в случае возврата билетов.
 
«Все с облегчением вздохнули, когда стало понятно, что эта социальная проблема не будет решаться за счет компании в том объеме, в котором первоначально предлагалось. Пассажиров все равно надо перевозить, но объем уже не тот, это меньшее зло», — говорит источник, близкий к совету директоров «Аэрофлота». По его словам, неспособность продавцов консолидировать 75% «Трансаэро» — только формальная причина для отказа от сделки. Реальных причин «столько, что не перечесть», говорит собеседник РБК. Прежде всего, сделка обошлась бы «Аэрофлоту» слишком дорого: «Это такой груз, что может потянуть на дно и здорового человека».
 
Представитель «Аэрофлота» от более подробных комментариев отказался. Пресс-секретарь Дмитрия Медведева Наталья Тимакова сказала РБК, что в официальном графике премьера такого совещания не было.
 
Правительству необходимо было срочно определяться с судьбой проблемной авиакомпании. В течение всего сентября управление «Трансаэро» приносило «Аэрофлоту» существенные убытки — около 300 млн руб. в день (такую оценку во вторник дал топ-менеджер одного из банков-кредиторов компании). Сотрудник одного из профильных ведомств ранее говорил РБК, что всего с начала сентября «Аэрофлот» потратил на поддержание операционной деятельности «Трансаэро» 5 млрд руб. и оценивает необходимые затраты до конца года еще в 15 млрд руб.
 
В четверг утром агентство Интерфакс со ссылкой на неназванный источник сообщило, что «Аэрофлот» считает банкротство проблемной компании основным вариантом разрешения ситуации.
 
В ночь со вторника на среду «Аэрофлот» пытался остановить полеты «Трансаэро», сообщив топливо-заправочным комплексам российских аэропортов, что прекращает оплачивать заправку ее самолетов, рассказывали источники РБК. Но после вмешательства первого вице-премьера Игоря Шувалова дедлайн был перенесен на два дня.
 
В четверг утром аэропорт Анталии потребовал погашения долга за аэропортовое обслуживание и отказался выпустить три чартерных рейса «Трансаэро» с 500 пассажирами в Москву, Омск и Екатеринбург. Позже днем Интерфакс сообщил, что рейсы все же вылетели.
 
Кредиторы недовольны
 
Общий долг «Трансаэро» оценивается в 250–260 млрд руб. Президент Сбербанка (назначен финансовым консультантом санации авиакомпании) Герман Греф говорил, что около 150 млрд руб. из них приходится на лизинг самолетов. Основные лизингодатели — ВЭБ (по словам его председателя Владимира Дмитриева, долг перед ним составляет 55 млрд руб.) и ВТБ.
 
Самый крупный кредитор «Трансаэро» среди банков — ВТБ (12,7 млрд руб.). Также в числе банков-кредиторов Газпромбанк, Новикомбанк, Московский кредитный банк, Сбербанк, Промсвязьбанк и Альфа-банк (суммарно по всем банкам — около 85 млрд руб.). Кроме того, в обращении находятся два выпуска биржевых облигаций «Трансаэро» на общую сумму 5,5 млрд руб.
 
Остальные 20–25 млрд руб. приходится на задолженность перед аэропортами и поставщиками топлива.
 
Банки-кредиторы, у которых в залоге находится часть акций «Трансаэро», еще в среду поддерживали идею консолидации перевозчика с «Аэрофлотом». «Есть решение кредитного комитета Сбербанка о продаже 4% «Трансаэро», принадлежащих банку, но к нам пока никто не обращался», — передал РБК через пресс-службу первый зампред правления Сбербанка Максим Полетаев. В залоге у ВТБ — около 25% акций «Трансаэро».
 
«ВТБ поддерживает схему консолидации перевозчиков и всячески ей содействует. Мы поддерживаем переуступку права собственности на акции «Трансаэро», и активно работаем вместе с другими кредиторами над реструктуризацией задолженности компании. Задержка в исполнении оферты никак не связана с позицией или действиями ВТБ», — говорил РБК во вторник представитель банка. В четверг в ВТБ и ВЭБе от комментариев отказались.
 
Банкротство «Трансаэро» в цифрах
 
В 300 млн руб. убытков в день, по оценке топ-менеджера одного из банков-кредиторов, приносило «Аэрофлоту» управление авиакомпанией в течение сентября
 
5 млрд руб. было потрачено на поддержание операционной деятельности «Трансаэро» в сентябре. Необходимые затраты до конца года оцениваются еще в 15 млрд руб.
 
Около 600 тыс. пассажиров, купивших билеты «Трансаэро», придется при необходимости перевезти до Нового года другим авиаперевозчикам в случае банкротства компании
 
40%, по оценке президента «Натали Турс» Владимира Воробьева, составляет доля «Трансаэро» на рынке организованного туризма (когда покупается полноценный турпакет с авиабилетом и проживанием в отеле)
 
Списание 30% долга «Трансаэро» ранее допускали госбанки – кредиторы компании, по словам главы ВТБ Андрея Костина. Общий долг «Трансаэро» оценивается в 250–260 млрд руб. Из них 150 млрд приходится на лизинг самолетов, примерно 85 млрд руб. составляют банковские долги, остальные 20–25 млрд руб. — задолженность перед аэропортами и поставщиками топлива
 
«Безусловно, банкротство — самый неправильный путь из возможных», — считает источник, близкий к Промсвязьбанку (по словам собеседника РБК, у Промсвязьбанка 10% от общего долга авиакомпании по банковским кредитам). Неправильным назвал решение и источник, близкий к Альфа-банку.
 
Официальные представители Промсвязьбанка, Новикомбанка, Альфа-банка, Газпромбанка и Россельхозбанка от комментариев отказались.
 
Газета «Ведомости» 28 сентября сообщала, что руководители десяти банков-кредиторов «Трансаэро» (Сбербанк, ВТБ и ВЭБ в их число не вошли) написали письмо в правительство с просьбой воздержаться от списания долгов авиакомпании. Письмо, по данным газеты, подписали руководители МКБ, Новикомбанка, Промсвязьбанка, МТС Банка, Московского индустриального банка, Абсолют Банка, московского представительства банка БФА, банка «Открытие», Международного финансового клуба и Внешпромбанка.
 
Крупнейшие кредиторы ранее допускали возможность списания части долга «Трансаэро». Глава ВТБ Андрей Костин говорил 7 сентября, что госбанки допускают списание 30% долга.



URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2015/10/2/26371/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.