События вокруг терпящей бедствие крупнейшей частной авиакомпании «Трансаэро» на прошлой неделе обрели черты экономического триллера, что отчасти обнажило мотивы главных действующих лиц. «Режиссерскую» версию правительства внезапно решила подправить группа кредиторов «Трансаэро» вместе с ее владельцем Александром Плешаковым, каким-то образом введя в сценарий происходящего действа одного из главных конкурентов компании — владельца S7 Владислава Филева. 20 октября он подписал с Александром Плешаковым соглашение о приобретении не менее 51% «Трансаэро» вместе с ее долгами (260 млрд рублей). Биржевые брокеры расценили это как шанс на спасение авиагиганта, и стоимость акций «Трансаэро» на бирже взмыла вверх. Однако уже следующим утром правительство демонстративно забило первый гвоздь в крышку гроба авиакомпании: Росавиация отозвала у нее лицензию авиаперевозчика. И в тот же день последовал второй: Минтранс отдал 56 маршрутов «Трансаэро» государственному «Аэрофлоту».
Последний герой
Хотя сумма будущей сделки по приобретению пакета акций между совладельцами двух крупнейших компаний-конкурентов не разглашается, можно догадаться, что она вряд ли больше рубля, ранее предложенного государством (в лице «Аэрофлота») совладельцам «Трансаэро» Александру и Ольге Плешаковым за дело всей их жизни. Казалось, они были согласны уже и на это, но не смогли консолидировать активы для передачи их «Аэрофлоту» — крупные госбанки-кредиторы словно нарочно не давали согласие на отчуждение заложенных у них акций. По всей видимости, теперь Плешаковы решили побороться если уже не за свое будущее в компании (оно и теоретически слабо просматривается), то хотя бы за интересы своих не самых крупных, зато многочисленных кредиторов (их более 100) и рынка в целом. Плешаков официально объяснил свой альянс с конкурентом намерением не допустить монополизации рынка и желанием избежать банкротства. А последний заверил, что акционеры S7 разработали план урегулирования отношений с крупнейшими кредиторами «Трансаэро», главным образом с ВТБ, Сбербанком и Альфа-банком, которые, впрочем, к тому времени уже подали заявления о банкротстве «Трансаэро». Он заключается в обращении части долга некоторых кредиторов в акции и дальнейшее оздоровление при операционной помощи S7.
Помимо расплывчатых планов оздоровления, стало известно и о конкретных действиях группы кредиторов (представители Абсолют банка, Новикомбанка, Московского индустриального банка, Московского кредитного банка, банка «Международный финансовый клуб» Михаила Прохорова), по всей видимости, и задумавших всю эту операцию «последний герой». Перед тем как объявить о заключении соглашения владельцев двух авиакомпаний, комитет кредиторов уведомил председателя совета директоров «Трансаэро» Ольгу Плешакову о необходимости сменить гендиректора Дмитрия Сапрыкина, который одновременно состоит в совете директоров и правлении «Аэрофлота». Его назначили в начале октября, когда ожидали, что «Аэрофлот» купит за рубль 75 плюс одну акцию акций «Трансаэро», в том числе для координации перевозок пассажиров обессилевшей авиакомпании самолетами госкомпании. Вместо него на прошлой неделе гендиректором назначили бывшего заместителя летного директора компании «Трансаэро» Валерия Зайцева.
Биржевые спекулянты восприняли все эти новости позитивно и начали скупать акции «Трансаэро», которые после ошеломившего многих заявления замглавы Минэкономразвития Евгения Елина и вовсе поднимались в цене в моменте до 180%: «У авиакомпании “Трансаэро” появился реальный шанс, который заключается в том, что один из лидеров рынка, авиакомпания S7, решила взять на себя финансовую ответственность и перед кредиторами, и перед пассажирами, и перед регионами и субъектами регионов», — заявил Елин, подчеркивая общегосударственный масштаб происходящего.
Как выяснилось, Минэкономразвития, прогнозируя летом сокращение числа участников рынка авиаперевозок, рассчитывало вовсе не на банкротство, а именно на дружественные слияния и поглощения, что и есть оздоровление рынка. По мнению Евгения Елина, маршрутная сеть «Трансаэро» должна «по справедливости» отойти S7: «Самая большая помощь государства авиакомпании S7, спасающей “Трансаэро”, должна заключаться в том, чтобы не мешать ей с точки зрения административных барьеров, не нарушать справедливость. Потому что вполне понятно, что основной бонус или интерес S7 — маршрутная сеть “Трансаэро” — эти слова чиновника на фоне последующих событий можно считать редкой отвагой.
Владислав Филев, так и не сказавший, кто уговорил его на сделку («предложения поступали с разных сторон»), тоже объяснил свое решение желанием не допустить монополизации рынка. «Мы пришли к мнению, что, если “Трансаэро” в муках уйдет в никуда, это будет однозначно плохое и неправильное направление как для индустрии, так и для страны. Мы находимся в такой ситуации, когда отсутствует четкая стратегия развития авиации страны. Общая тенденция идет по направлению укрупнения бизнеса. Поэтому мы встаем на пути государственной машины и пытаемся ей помахать, дать сигнал: туда идти не нужно», — заявил Филев в интервью газете «Коммерсантъ.
Контрудар по самолетам
Но Минтранс и Росавиация распорядились иначе, по всей видимости с подачи первого премьер-министра Игоря Шувалова. (Он, кстати, ранее поспешил «подправить» слишком «сладкий» информационный фон заявлением о том, что правоохранительным органам еще предстоит выяснить, как собственники «Трансаэро» довели компанию до пагубного состояния.) Уже утром следующего дня Росавиация объявила об отзыве у «Трансаэро» свидетельства эксплуатанта с 26 октября, когда компания должна будет прекратить все полеты.
«Таким образом оказался перечеркнут, видимо, главный расчет авторов схемы — чтобы S7 через сделку смогла получить очень прибыльные дальнемагистральные маршруты, имея в распоряжении суда “Трансаэро”, которые она могла взять в аренду сразу после сделки, — говорит главный редактор портала Avia Ru Network и эксперт комитета по транспорту Госдумы Роман Гусаров. — Тогда у нее появился бы дополнительный денежный поток, с помощью которого можно было поправить операционные дела “Трансаэро” и отдалить перспективу банкротства».
Но главная интрига была в том, что в тот же день, как по писаному, комиссия Минтранса передала «Аэрофлоту» 56 маршрутов «Трансаэро», что формально вписывается в логику при отзыве лицензии у другого перевозчика. Но на самом деле и здесь не обошлось без подстав. По сведениям участников рынка, заседание межведомственной комиссии для перераспределения назначений на международные маршруты предполагалось провести еще неделей ранее, однако некоторые авиакомпании тогда не пожелали заниматься мародерством, поскольку лицензия у «Трансаэро» в тот момент еще была. Видимо, чтобы исправить ситуацию, Росавиация и затеяла проверку, по итогам которой и запретила «Трансаэро» совершать полеты без права
возврата к ним. Хотя, по версии Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, никаких четких претензий к организации работы, техническому обслуживанию и уровню безопасности полетов Росавиация не выявила, а лишь сослалась на возможное ухудшение безопасности из-за плохого финансового состояния компании. Однако тем самым у Минтранса оказались развязаны руки: теперь он смог без участия других авиакомпаний, ввиду форс-мажора, просто отдать «Аэрофлоту» допуск (пока на год) к прибыльным международным рейсам «Трансаэро».
«Но это лишь небольшой кусок оставшегося пирога более чем из 140 маршрутов международных направлений, которыми обладала “Трансаэро”. “Аэрофлоту”, может быть, передадут порядка 55–56 направлений, остальные будут в свободном распределении между другими компаниями, работающими на рынке», — заверил всех министр транспорта Максим Соколов.
Все выглядит вполне законно даже с точки зрения антимонопольной службы: распределили пока только треть маршрутов, и те с «целью обеспечения непрерывности полетов». На самом деле министр недоговорил, что «Аэрофлот» заполучил пусть 56 из 156, но зато самых «вкусных» маршрутов.
«Эта цифра не должна вводить в заблуждение: “Аэрофлот” получил все 56 линий, на которые и претендовал, — говорит главный редактор “Авиатранспортного обозрения” (АТО.ру) Алексей Синицкий. — Поскольку “Аэрофлот” получил все ключевые направления, уровень монополизации российского рынка международных перевозок резко возрастает».
Таким образом теперь «Аэрофлот» стал монополистом (по России) на маршруты из Москвы в самые экономически сильные и привлекательные для туристов города: Лондон, Париж, Берлин, Вену, Рим, Милан, Венецию, Прагу, Ираклион, Тель-Авив, Стамбул, Анталью, Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Майами, Бангкок, Пхукет, Пекин, Гонконг.
Другим авиакомпаниям остаются только регулярные рейсы в Мюнхен, Тиват, Сплит и Ларнаку, за которые еще придется потягаться с «Аэрофлотом».
«Что касается остальных 64 процентов освобождающихся направлений “Трансаэро”, то на них никто не претендовал и едва ли будет претендовать в ближайшие годы, поскольку речь идет о прямых рейсах из российских региональных центров, где спрос на международные перевозки очень сильно сократился», — говорит Алексей Синицкий.
Так что 21 октября рынок авиаперевозок проснулся уже в другой стране, где все решается только росчерком пера чиновника. И похоже, именно такое положение дел бросился выправлять известный своим рыночным прагматизмом Владислав Филев, поначалу не решавшийся ввязываться в заваруху. Конечно, S7, среднегодовая чистая прибыль которой составляет 1,4 млрд рублей, вряд ли сможет покрывать даже часть долга «Трансаэро». Между тем, имея удачный опыт выхода из кризисных ситуаций и поглощения малоэффективных компаний, она планирует взять у трех крупнейших банков, ВТБ, Сбербанка и ВЭБа (точнее, у их лизинговых «дочек»), самолеты «Трансаэро» и обеспечить за счет их полетов погашение части долга, отдав им при этом часть своих акций. Другое дело, пойдут ли на это крупные банки, которым «Трансаэро» должна около 118 млрд рублей. Пока все указывает на то, что в этой игре они на стороне деструктивно настроенной части правительства, поскольку стали активно изымать самолеты из лизинга «Трансаэро» для передачи их большей частью «Аэрофлоту» (без новых маршрутов они больше никому не нужны), который, как известно, «готов принять» 34 авиасудна.
«Полагаю, что крупным банкам проще списать долги “Трансаэро” в убыток и успокоиться, поскольку у них резервы на это есть, как заверили в Центробанке ранее, — говорит Роман Гусаров. — А вот мелкие кредиторы потому и нашли вариант с привлечением Филева, что им надо максимально оттянуть перспективу банкротства, поскольку оно грозит и некоторым из них отзывом лицензии, не у всех же есть резервы на покрытие растущего долга».
Одним словом, и крупные банки, и само правительство могут спровоцировать банкротство других кредиторов «Трансаэро». И хотя в самом правительстве, как видим, согласия по этому поводу нет, последние события определили расстановку сил: государство в лице правительства, своих банков и «Аэрофлота» выступает против частного бизнеса, который готов позабыть о конкуренции ради общего выживания. Теперь можно делать ставки на то, какой рынок следующим пойдет на растерзание.