Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Сирия. Как это было


3 октября 2015 года Константин Богданов, Lenta.ru


Российская воздушная операция в Сирии, начатая 30 сентября, готовилась давно. И следы этой подготовки, хоть и проводившейся в обстановке секретности, регулярно появлялись в СМИ и соцсетях. «Лента.ру» решила восстановить информационную картину минувших недель и понять, кто и как освещал происходящее в Сирии.

16 августа

Турецкий портал BGN News опубликовал очередной типично ближневосточный «жареный» факт: на аэродроме под Дамаском якобы зафиксированы шесть российских перехватчиков МиГ-31. Цель переброски не уточнялась, да и вряд ли была известна авторам, услышавшим звон, но плохо понявшим, где он.

Пресса, пытаясь разобраться, откуда и зачем в Сирии могли появиться эти узкоспециальные машины (тяжелые перехватчики ПВО, «заточенные» на борьбу с крылатыми ракетами), вспомнила несостоявшийся контракт 2007 года на поставку самолетов МиГ-31Э Дамаску. Понять, зачем эти самолеты Асаду на пятом году разрушительной гражданской войны против толп бородатых мужиков в кроссовках и с автоматами, было решительно невозможно, поэтому новость списали на типовой региональный фейк.

Между тем в ней, похоже, могло быть рациональное зерно. Опираясь на уже известный ход событий сентября 2015 года, можно осторожно предположить, что российские самолеты действительно побывали тогда в Сирии. Процедура предварительного изучения и принятия района полетов, как правило, выполняется заранее — небольшой группой самолетов.

Но если все было именно так, это явно были не МиГ-31, а какие-то другие машины. Что это была за загадочная шестерка и не были ли это те самые шесть Су-34, которые сейчас позируют перед телекамерами, мы узнаем еще очень нескоро.

20 августа

В Черноморских проливах зафиксирован большой десантный корабль «Николай Фильченков», на палубе которого обнаружена техника, укрытая масксетями. Это был первый случай в истории «сирийского экспресса», когда объем и/или габарит перевозимых грузов потребовал подобного размещения.

23 августа

В сети появилось спорное видео, на котором, однако, в бою под Латакией четко зафиксированы бронетранспортеры БТР-82А, ранее не встречавшиеся на сирийском театре. Видео вызвало довольно активное обсуждение, сводящееся к попыткам установить, можно ли по предложенному видеоряду и звуковой дорожке верифицировать участие в военных действиях российских военных. Выводы были получены противоречивые, а дискуссия довольно скоро заглохла.

31 августа

Еще одно сообщение о перебросках российской авиации в Сирию. На первый взгляд оно выглядело абсолютно дикой провокацией, особенно на фоне только что отыгранной истории с МиГ-31. Портал Ynetnews (интернет-представительство израильской газеты «Едиот Ахронот») опубликовал пространный и довольно путаный материал о расширении военного присутствия России в Сирии, полный многозначительных намеков и перемигиваний.

Как мы теперь можем установить, этот туманный текст был одним из самых точных предваряющих материалов в СМИ, касающихся будущей российской операции в Сирии. В частности, был сделан особый акцент на запланированных перебросках авиации и средств ПВО, а также указано, что российская воздушная операция против ИГ в общих чертах согласована с Вашингтоном и Тель-Авивом.

Источник в оборонном экспертном сообществе Израиля сообщил тогда «Ленте.ру», что усиление российского присутствия действительно ведется и что имеется «молчаливое одобрение» на операцию со стороны американцев. Ситуация, повторимся, выглядела дико, тем не менее, как становится понятно только сейчас, дело обстояло именно так, как оно было аккуратно описано в израильской статье.

2 сентября

Разрастающийся вал перепубликаций статьи Ynetnews вызвал реакцию Кремля. Пресс-секретарь президента Путина Дмитрий Песков призвал не верить слухам об участии российской авиации в боях против ИГ.

Заявление, заметим, на тот момент абсолютно точно соответствовало обстановке.

7 сентября

В Черноморских проливах замечен гражданский паром «Александр Ткаченко» с автотехникой и цистернами ГСМ на палубе. Это первый зафиксированный случай использования гражданского судна в «сирийском экспрессе». В сочетании с дальнейшим увеличением объема перевозок, фиксируемым российскими экспертами еще с начала августа, происходящее все меньше походило на простой рост объема поставок Дамаску.

В этот же день в России началась масштабная проверка боеготовности Центрального военного округа, продолжавшаяся до 12 сентября. Вслед за этим 14 сентября стартовали стратегические учения «Центр-2015», продолжившиеся до 20 сентября.

Позднее, 1 октября, источники «Коммерсанта» сообщили, что переброска российской авиации в Сирию велась под прикрытием этих мероприятий. Существенные объемы перемещений и «потеря места» целого ряда соединений в процессе резко упростили задачу скрытной переброски.

9 сентября

Американские и британские СМИ со ссылкой на источники в Пентагоне сообщили, что Россия собирается строить новую военно-воздушную базу в Сирии, в районе порта Латакия. Подробности не приводились.

В тот же день российский МИД заявил, что Москва никогда не делала секрета из военно-технического сотрудничества с Дамаском, в том числе из поставок в Сирию оружия. «Если с нашей стороны потребуются дополнительные меры в интересах наращивания поддержки антитеррористической борьбы, этот вопрос будет соответствующим образом рассматриваться», — добавили в МИДе.

14 сентября

Анализ спутниковых снимков аэродрома Хмеймим под сирийской Латакией, сделанных еще 4 сентября, показал аналитикам американской компании Stratfor следы существенного объема строительных работ.

Был сделан вывод о расширении полосы аэродрома для приема тяжелой авиации, а также строительстве дополнительных площадок для базирования вертолетов.

18 сентября

В западных СМИ появились новые съемки полосы Хмеймима, сделанные со спутника. В торце полосы, совершенно не скрываясь, демонстративно расположились четыре истребителя, названные американцами Су-27.

При внимательном изучении снимков стало понятно, что перед нами российские Су-30СМ с характерным передним горизонтальным оперением. Появление российской боевой авиации в Сирии стало фактом, требующим отныне только юридического подкрепления.

Уже 1 октября, станет известно, что эти самолеты относятся к 120-му смешанному авиаполку, базирующемуся в забайкальской Домне. Самолеты были переброшены в Латакию 18 сентября вместе с транспортником Ил-76 через воздушное пространство Азербайджана, Ирана и Ирака.

21 сентября

В израильской прессе появились подробности соглашения о координации военных действий в Сирии, якобы достигнутого в тот же день на встрече начальника Генштаба ВС РФ Валерия Герасимова с главой Генштаба Армии обороны Израиля Гади Айзенкоттом и начальником израильской военной разведки АМАН Герци Галеви.

Согласно приведенным данным, была создана совместная комиссия, сопредседателями которой назначены заместители начальников обоих Генштабов. Комиссии поставлена задача координации действий израильских и российских вооруженных сил в воздухе, на море и в области «различных технических мероприятий».

22 сентября

Американские военные публикуют новые снимки Хмеймима. Происходящее уже не вызывает сомнений: рядом с Су-30СМ появились новые машины. На полосе также видны 12 штурмовиков Су-25СМ и 12 фронтовых бомбардировщиков Су-24М.

Американская разведка отметила, что переброска этой техники состоялась предположительно 21 и 22 сентября. Кроме того, американцы пересчитали вертолеты, стоящие на боковых площадках, и пришли к выводу, что в Сирии развернуто не менее 15 машин типа Ми-8 и Ми-24, которые прибыли туда раньше.

В окрестностях полосы зафиксированы девять танков (предположительно Т-90), 36 боевых бронированных машин (предположительно БТР-82А), а также две системы ПВО (предположительно «Панцирь-С»).

По тем же разведданным, в это время сверхтяжелые российские транспортники Ан-124 садятся в Латакии ежедневно, занятые перевозкой военных грузов.

В этот же день американцы заявили, что в течение 21-22 сентября через Тартус в Сирию был переброшен батальон из состава 810-й бригады морской пехоты Черноморского флота. 1 октября военные источники сообщат российским агентствам, что для охраны российских военных объектов в Сирии была развернута батальонная тактическая группа морской пехоты.

24 сентября

Объявлено о будущих учениях российского флота в восточном Средиземноморье. Учения должны начаться 30 сентября, возглавит группировку у берегов Сирии ракетный крейсер «Москва» — флагман Черноморского флота.

Это первый случай, когда в эфире четко и совершенно официально прозвучала дата 30 сентября, которая, как мы теперь знаем, стала днем официального начала операции.

28 сентября

Большой десантный корабль «Николай Фильченков» прошел Босфор в сопровождении вспомогательного судна Черноморского флота КИЛ-158. Последний герой сюжета наиболее интересен. Это судно-килектор, чье основное предназначение — обустройство инфраструктуры морских баз в части проведения подводных работ: прокладка кабелей, установка бонов, мертвых якорей и т.п. Появились предположения, что Россия готовится к строительству дополнительной инфраструктуры в Тартусе или к оборудованию еще одного морского порта, который планируется использовать для перевозок.

В этот же день Business Insider пишет о том, что в Сирии замечен российский разведывательный самолет Ил-20. Информация об этом самолете подтверждения (официального — из источников Минобороны или объективного — по данным фотоснимков) не получила.

Вечером того же дня были опубликованы снимки прилета на Хмеймим шестерки бомбардировщиков Су-34, лидируемых самолетом Минобороны Ту-154. Как сообщалось, машины прошли над Каспием, далее над территорией Ирана и Ирака. Формирование авиагруппировки завершилось.

Вечером Владимир Путин выступил на Генеральной Ассамблее ООН. Достаточно проходной доклад президента совмещался с плотным общением в кулуарах, в том числе с президентом США Бараком Обамой. Кнопка старта операции явно была нажата именно после заключения договоренностей на самом высшем уровне. Параллельно с коллегами из США (Керри) и Германии (Штайнмайер) общался глава МИД Сергей Лавров.

29 сентября

Французская телекомпания TF1 опубликовала кадры, снятые на аэродроме Хмеймим. На видеозаписи, в частности, хорошо видны российские бомбардировщики Су-24 без опознавательных знаков.

В тот же день главком силами НАТО в Европе генерал Бридлав заявил, что Альянсу нужно как следует обдумать то, что происходит в Сирии. По его мнению, Россия применяет там стратегию блокирования доступа в район (Anti-Access/Area Denial), предполагающую в том числе развертывание систем противовоздушной обороны и истребителей-перехватчиков.

30 сентября

Президент Путин запросил у Совета Федерации мандат на ведение боевых действий за пределами России. В тот же день российская авиагруппировка официально нанесла первый удар по позициям исламистов. Операция перешла в открытую фазу.




комментарии (0):













Материалы рубрики

София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе



Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer