← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Крутое пике "Трансаэро"


7 октября 2015 года Елизавета Паршукова, Интерфакс


Власти РФ одобрили банкротство "Трансаэро", но кредиторы попросят отказаться от этого решения. Эксперты предупреждают, что рост цен на аваиабилеты неизбежен.

Авиакомпания "Трансаэро", которая в октябре отменила более 100 рейсов, запустила на своем сайте сервис по проверке статуса рейса на два дня вперед.
 
В настоящее время компания оповещает своих пассажиров об отмене рейсов за 1-2 дня. "Аэрофлот", выступающий координатором по перевозке пассажиров "Трансаэро", сообщил, что рейсы, не попавшие в список отмененных, предварительно выполняются по расписанию.
 
Однако многие пассажиры купили билеты на рейсы "Трансаэро" за несколько месяцев до дня вылета и теперь волнуются, не зная, улетят они или нет. Еще сложнее обстоят дела с авиабилетами "Трансаэро", которые заложены в пакетных турах, в том числе на новогодние каникулы. В настоящий момент сообщество компаний турбизнеса не знает, что с ними будет, сообщил исполнительный директор Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев журналистам.
 
"Остается масса вопросов, касающихся, преимущественно, тех авиабилетов, которые заложены в пакетах, в том числе новогодние, каникулярные. Что с ними будет - ответа нет на данный вопрос", - сказал Мальцев.
 
Пока пассажирам "Трансаэро", рейсы которых отменили, на безвозмездной основе начала помогать авиакомпания S7, которая с 7 октября начала их перевозку по ряду внутренних направлений.
 
"Основанием для перевозки пассажиров "Трансаэро" рейсом S7 является пассажирский передаточный манифест, который оформляется представителем авиакомпании "Трансаэро" в аэропорту вылета", - говорится в сообщении S7.
 
Часть рейсов "Трансаэро" продолжает выполнять, однако в ближайшее время Росавиация проведет проверку и решит, возможно ли продолжение предоставления услуг перевозчиком. Дело в том, что, по данным Росавиации, "Трансаэро" задолжала ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" (Госкорпорация по организации воздушного движения в России) около 1 млрд руб. за аэронавигационное обслуживание.
 
"Крайне неудовлетворительное финансово-экономическое состояние "Трансаэро" может формировать дополнительные риски и угрозы для безопасности авиаперевозок. В настоящее время авиакомпания испытывает острый дефицит средств, необходимых для тренажерной подготовки летных и кабинных экипажей, для поддержания летной годности многочисленного и разнотипного парка воздушных судов, своевременного ремонта и технического обслуживания самолетов", - говорится в сообщении Росавиации.
 
Еще в начале сентября 2015 года правительство планировало спасти оказавшуюся в предбанкротном состоянии авиакомпанию, передав контроль над ней "Аэрофлоту". Совет директоров "Аэрофлота" 3 сентября принял решение о покупке 75% плюс 1 акции "Трансаэро" за 1 рубль. Однако акционеры "Трансаэро" не смогли в установленные сроки консолидировать необходимый пакет акций.
 
Позже "Аэрофлот" заявил, что отказывается от оферты. Министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев сообщил, что банкротство "Трансаэро" - единственно возможный вариант развития событий. 1 октября компания остановила продажу билетов. Билеты "Трансаэро" туда-обратно с началом перевозки до 15 декабря и окончанием после 15 декабря будут аннулированы.
 
Судьба полетов
 
Авиакомпания "Трансаэро" - вторая по размерам авиакомпания РФ. По пассажирообороту входит в число 10 крупнейших авиакомпаний Европы и 35 крупнейших авиакомпаний мира.
 
Безусловно, проблемы такой крупной компании уже повлияли на весь российский рынок.
 
Остановка продаж билетов на рейсы "Трансаэро" привела к росту цен и дефициту авиаперевозок на туристических направлениях, сообщили порталу "Интерфакс-Туризм" отраслевые эксперты.
 
"Уход "Трансаэро" несет для российской авиаотрасли серьезные изменения. Компания перевозила в год около 13 млн пассажиров при общем объеме авиаперевозок российских авиакомпаний около 90 млн в год. Поскольку примерно треть перевозки "Трансаэро" приходилась на туристов, на рынке сейчас будет перераспределяться между другими авиаперевозчиками около 4 млн пассажиров. Все это определенно приведет к росту цен", - рассказал вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Дмитрий Горин.
 
Президент группы компаний "Натали Турс" Владимир Воробьев отметил, что на рынке уже намечается дефицит перевозок.
 
"Растут цены - мы видим, что стали повышаться цены на билеты "Аэрофлота" по туроператорским тарифам на Кубу, в Таиланд", - отметил он.
 
По словам Воробьева, особенно серьезные проблемы возникнут на дальнемагистральных направлениях - таких, как Таиланд, Доминикана и т.д., поскольку у "Трансаэро" был большой парк необходимых самолетов.
 
"На дальнемагистральных направлениях они доминировали. И сейчас огромный объем перевозки уйдет, заменить его сложно. В 2014 году выполнялось по несколько рейсов в день в Бангкок, на Пхукет, в Гоа, Вьетнам, Доминикану, Мексику, на Кубу. На этих направлениях возможен дефицит. Возможен, так как какая-то альтернатива появится: есть дальнемагистральные борта у "ЮТэйр", NordWind, Azur Air. Но в целом найти самолет на Египет проще, туда долетают любые самолеты, а в Таиланд и на Карибы - только дальнемагистральные", - рассказал Воробьев.
 
Безусловно, это станет поводом для роста цен на билеты у других авиакомпаний.
 
"Сокращение провозных емкостей, как показал пример "Добролета" или SkyExpress, увеличивает стоимость билетов до 50%, что вместе с курсом рубля рисует довольно безрадостную картину", - считает эксперт.
 
По мнению Воробьева, сейчас альтернативу "Трансаэро" на рынке можно найти по цене, а по качеству - нет.
 
"В бренд "Трансаэро" вкладывались деньги, адекватной замены ему сейчас нет. Удивительно, но клиенты готовы были переплачивать за бренд 50-60 евро. В сегменте luxury есть "Аэрофлот", в дешевом сегменте также есть варианты, а в среднем диапазоне вариантов нет", - подчеркнул он.
 
Ожидается, что на внутренних рейсах на замену "Трансаэро" придут другие отечественные перевозчики. В частности, направление Магадан-Москва, где прямые рейсы сейчас осуществляет только "Трансаэро", займут компании "ВИМ-авиа" и "Аэрофлот", сообщило управление информационной политики регионального правительства Колымы.
 
"С 12 октября начинается продажа билетов на рейсы компании "ВИМ-Авиа". Также, по предварительной договоренности с руководителем компании "Аэрофлот" Виталием Савельевым, с 25 октября компания начнет выполнять регулярные рейсы по маршруту Магадан-Москва-Магадан. Не скрою, мы давно уговаривали "Аэрофлот" вернуться в Магадан, и сегодня это уже близко к реальности", - сказал губернатор региона Владимир Печеный, слова которого приводятся в сообщении.
 
Будущее неба
 
Эксперты и представители федеральных ведомств сходятся во мнении, что без такой крупной авиакомпании как "Трансаэро" российский авиарынок представить сложно. В качестве возможного выхода рассматриваются разные варианты. Например, глава ВЭБа Владимир Дмитриев предложил создать на базе авиапарка "Трансаэро" новую компанию.
 
"Мы ведем переговоры практически в каждодневном режиме с нашими партнерами и друзьями из банка ВТБ с тем, чтобы рассмотреть и вариант создания компании (и это естественная позиция вполне обоснованная) на базе существующего авиапарка, которая бы, используя механизмы государственной поддержки, могла бы взять на себя часть обязательств по транспортировке пассажиров и обслуживанию пассажиропотока", - сказал он журналистам.
 
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) поддержала эту идею, сообщил журналистам глава ведомства Игорь Артемьев.
 
"Надо сохранять конкуренцию, чтобы она не ушла. Как это будет сделано - это вопрос", - сказал Артемьев.
 
Несмотря на то, что правительство РФ на словах приняло решение, что авиакомпания "Трансаэро" пройдет процедуру банкротства, источник "Интерфакса" сообщил, что большинство кредиторов перевозчика выступают за сохранение компании.
 
В настоящее время они готовят совместное обращение к Банку России и правительству, говорится в пресс-релизе Ассоциации российских банков (АРБ). По словам источника, в этом обращении они и предложат варианты спасения "Трансаэро".
 
Встреча кредиторов перевозчика, в которой приняли участие представители банков-кредиторов, лизинговых компаний, аэропортов и поставщиков топлива, состоялась 5 октября.
 
"На встрече обсуждались возможные сценарии развития ситуации вокруг авиакомпании и предложения по формированию консолидированной позиции ее кредиторов", - говорится в пресс-релизе АРБ.
 
Кроме того, банк МФК, крупнейшим акционером которого является Михаил Прохоров, опубликовал предложение не банкротить "Трансаэро", а передать 75% плюс одну акцию перевозчика в управление банкам-кредиторам. При этом предлагалось списать 20% долгов компании.
 
"Принимая во внимание масштаб компании ОАО "АК "Трансаэро", объем ее бизнеса, социальную значимость и задолженность перед ведущими кредитными учреждениями, рассматриваем банкротство компании как самый неблагоприятный вариант развития событий. Такой путь, без сомнения, приведет к ухудшению качества авиаперевозок в стране, а также нанесет огромный ущерб капитализации всей отечественной банковской системы, что послужит причиной недофинансирования реального сектора экономики со стороны банков-кредиторов", - заключается в материале.
 
 



URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2015/10/7/26393/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.