Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Минфин ищет справедливости в КС


8 октября 2015 года Анна Пушкарская, КоммерсантЪ


Как стало известно "Ъ", Минфин впервые в своей истории обратился в Конституционный суд (КС) — добиваясь пересмотра практики Верховного и арбитражных судов по взысканию из бюджета убытков авиаперевозчиков на сумму более 900 млн руб. Ущерб бизнесу нанесла переплата пенсионных взносов из-за поправки в закон "О дополнительном соцобеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации", которую КС признал неконституционной. Вопрос о цене ошибок законодателей и ответственности власти за принимаемые решения крайне важен, считают эксперты.

Минфин просит КС разъяснить его постановление N13-П от 17 июня 2013 года, принятое по запросам арбитражных судов. Речь идет о принятой 23 декабря 2010 года поправке к закону "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации", которой законодатель "задним числом" возложил на авиакомпании ухудшающее их положение требование по уплате дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (ПФР) за весь 2010 год. КС тогда признал придание этим платежам обратной силы нарушением Конституции: положение авиакомпаний "было ухудшено, законодатель не предоставил плательщикам этих взносов возможности адаптироваться к новой ситуации", в результате чего "не имевшие на момент вступления поправки в силу задолженности перед ПФР добросовестные плательщики взносов оказались должниками".
 
После появления этого решения суда авиакомпании стали успешно взыскивать свои потери с Минфина. По данным картотеки арбитражных дел, сумма исков перевозчиков, включая лидеров рынка "Аэрофлот", "Сибирь" и находящегося в сложном финансовом положении "ЮТэйр", составляет более 900 млн руб. На данный момент иски к Минфину подали 11 авиакомпаний: самую крупную сумму (157,8 млн руб.) отсудил "ЮТэйр", в октябре начнется рассмотрение иска "Аэрофлота" на 374,4 млн руб. Примерно половина поданных исков уже удовлетворена арбитражными судами, чью позицию в ряде дел подтвердил и Верховный суд (ВС). В целом потери бюджета могут превысить 1,1 млрд руб.: столько, по данным Госдумы, перевозчики должны были заплатить в ПФР в рамках неконституционной поправки. Срок давности по таким искам истекает в июне 2016 года.
 
Поясним, проблема возникла из-за допущенной законодателем ошибки: в начале года авиакомпаниям было разрешено ограничивать базу для начисления взносов по общему правилу максимальной суммой доходов летного состава в 415 тыс. руб. в год. При среднемесячной зарплате 70 тыс. руб. в месяц этот порог тогда преодолевался за полгода, после чего фонд для доплаты пенсионерам авиации оставался пустым. Чтобы "избежать социальных волнений", Дума, согласно ее пояснениям, решила пополнить фонд за счет бизнеса, не только обязав его внести незапланированные многомиллионные платежи, но и разрешив фискальным органам взыскивать с компаний за их неуплату штрафы и пени.
 
КС взыскивать с авиакомпаний доплату за 2010 год запретил, но, чтобы гарантировать исполнение обязательств государства перед пенсионерами, решил, что уже поступившие в ПФР взносы возврату или зачету в счет будущих платежей не подлежат. Решение КС, как подтвердили арбитражные суды и ВС, не ограничивает компании в выборе средств защиты своих прав и не освобождает власти от ответственности за нанесенный бизнесу вред и возмещения ему убытков в рамках Гражданского кодекса. Позиция Минфина в арбитражных судах сводилась к тому, что КС "не высказывался о том, что уплаченные взносы могут рассматриваться в качестве убытков, и не указывал на возможность их взыскания за счет федерального бюджета".
 
Эту же позицию Минфин отстаивает и в своем обращении в КС. По мнению министерства, решение КС не предполагает возмещения ущерба в виде излишне уплаченных денежных средств в ПФР, а "истцы толкуют его неверно и расширительно", предъявляя государству необоснованные требования и не имея прав на такие иски. Поскольку суды придерживаются противоположного мнения, Минфин просит КС разъяснить свое постановление для "уточнения действительного смысла положений, а также правильного понимания и применения их всеми субъектами права". Впрочем, шансы на вмешательство в спор КС минимальны: ранее КС вынес всего пять определений по аналогичным ходатайствам министерств, отказываясь отвечать на вопросы, которые не были предметом рассмотрения в соответствующих делах.
 
"Вопрос о цене законодательных ошибок критически важен для построения правового государства,— считает глава аналитического департамента "Пепеляев групп" Вадим Зарипов.— Безусловно, авиакомпаниям нанесены убытки, поэтому судебную практику надо воспринимать как канал обратной связи: это сигнал госорганам, что нужно "починить принтер"". По мнению господина Зарипова, "для ответа на запрос Минфина необходимо проведение полноценных публичных слушаний в КС о принципах ответственности власти за принимаемые решения, без этого суд вряд ли сможет дать разъяснения".



комментарии (0):













Материалы рубрики

Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»



Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer