← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Росавиация не раз выявляла серьезные нарушения у "Когалымавиа"


31 октября 2015 года Анастасия Кашеварова, Известия


Утром 31 октября российский пассажирский самолет А-321 авиакомпании «Когалымавиа», следовавший рейсом из Шарм-Эль-Шейха в Санкт-Петербург, потерпел крушение на Синайском полуострове, в 100 км от египетского города Эль-Ариша. На его борту находились 217 пассажиров и 7 членов экипажа. Президент России Владимир Путин дал поручение главе правительства Дмитрию Медведеву сформировать госкомиссию для расследования причин катастрофы. Сам премьер-министр поручил главе Минтранса Максиму Соколову вылететь в Каир.

Следственный комитет России возбудил два уголовных дела по факту авиакатастрофы, а Ространснадзор начал проверку авиакомпании «Когалымавиа». Эксперты и источники в Росавиации не исключают, что авиаперевозчика ждет приостановка сертификата эксплуатанта. Компания не раз оказывалась в шаге от этого, но каждый раз ей удавалось сохранять лицензию на полеты. 
 
В шаге от отзыва
 
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта последний раз проводила  проверку «Когалымавиа» в апреле 2015 года. Весной, как рассказали «Известиям», у Росавиации были небольшие претензии к авиакомпании, которая та довольно оперативно устранила. 
 
А вот три года назад Росавиация всерьез рассматривала вопрос о лишении этого перевозчика сертификата эксплуатанта. В апреле 2012 года Росавиация выявила многочисленные и серьезные нарушения в работе «Когалымавиа». По словам представителя ведомства, тогда не исключалось, что в деятельность авиаперевозчика будут введены ограничения вплоть до приостановки действия сертификата эксплуатанта.
 
- Росавиация проводила проверку авиакомпании «Когалымавиа», в результате которой были выявлены серьезные претензии, недостатки в организации работы авиаперевозчика, - рассказал советник руководителя Росавиации Сергей Извольский.
 
У чиновников Росавиации были на тот момент серьезные основания думать, что компания не может обеспечить безопасность полетов. Причина в многочисленных авиаинцидентах, в которые попадали самолеты «Когалымавиа». 
 
В январе 2010 года экипаж самолёта Ту-154М авиакомпании «Когалымавиа» (на момент аварии находился под управлением Taban Air), следовавшего регулярным рейсом 6437 из Абадана в Исфахан, был вынужден совершить экстренную посадку в Мешхеде для оказания срочной медицинской помощи одному из пассажиров. В процессе грубой посадки лайнер ударил хвостом о взлётно-посадочную полосу и загорелся. Погибших не было, 40 человек получили травмы.
 
В апреле того же года совершил аварийную посадку в аэропорту «Домодедово» самолет Airbus A320, при выполнении рейса Москва-Хургада.
 
А 1-го января 2011 года самолет Ту-154Б-2, выполнявший рейс Сургут-Москва, сгорел в аэропорту Сургута. На взлётно-посадочной полосе в хвосте самолета произошло возгорание, которое перебросилось на весь фюзеляж и привело к взрыву топливного бака. Пассажиров удалось эвакуировать, однако 3 человека погибли, а около 40 получили травмы. Сам самолет сгорел за 10 минут.
 
В 2013 году «Когалымавиа» и Росавиацией выясняли свои отношения в суде. Ведомство отказывало перевозчику в сертификации трех Airbus 321, требуя установить дополнительные датчики системы индикации обледенения. Авиакомпания выполнила требования ведомства, однако подала в суд на взыскание с государства 150 млн рублей, которые были потрачены на приобритение и установку датчиков, плюс в эту сумму включены убытки от простоя самолетов, уже зафрахтованных турфирмами. Все суды, в том числе и Верховный суд, отказали авиаперевозчику в исках.
 
Опыт банкротства
 
Гендиректором ООО "Авиакомпания "Когалымавиа" является Сергей Мордвинцев. В 2012 году владельцы решили провести ребрендинг переименовав компанию в Metrojet. Интересно, что смена названия и юридического лица произошла сразу после проверки Росавиации, когда у компании могли отозвать лицензию. Компания Metrojet просуществовала три года и после очередной проверки Росавиации компания ООО "Метроджет" была ликвидирована (в апреле 2015 года). И снова появилась «Когалымавиа». 
 
Ранее Сергей Мордвинцев до прихода в «Когалымавиа» был генеральным директором ОАО "Авиакомпания "Самара", которая была ликвидирована в 2009 году. Авиаперевозчик выполнял регулярные и чартерные рейсы из Самары в страны СНГ, а также Турцию, Израиль, ОАЭ, Испанию, Тайланд, Австрию и Кипр. За год до ликвидации у самарского авиаперевозчика возникли финансовые трудности, авиакомпания задолжала крупные сумму ряду аэропортов (Емельяново (Красноярск), Домодедово (Москва), Пулково (Санкт-Петербург). Из-за долгов аэропорты отказали перевозчику в заправке и обслуживании самолётов, что привело к многочисленным задержкам и отменам рейсов. И 30 сентября у "Самары" была отозвана лицензия. 800 сотрудников авиакомпании остались без работы.
 
Сегодня "материнской компанией" «Когалымавиа» является туристический холдинг TH&C (юридическое название ООО "Западная авиационно-инвестиционная компания"). С 2003 по 2009 года совладельцем «Когалымавиа» была нефтяная компания "Лукойл", в декабре 2009 года авиакомпания полностью перешла под упралвение ООО "Штерн-С" (в настоящее время банкрот). 
 
С 2012 года 100% доли в УК авиаперевозчика принадлежит ООО "Западная авиационно-инвестиционная компания", а ее владельцами являются Хамит Багана (44%), Амирбек Гагаев (27,78%) и Бувайсар Халидов (27,78%). Однако, как говорят источники близкие к компании, всем бизнесом руководит турецкий бизнесмен Арслан Энвер.
 
Стоит отметить, что у Гагаева и Халидова имеется ряд ООО, которые занимаются туристической деятельностью, поставкой запчастей для различных видов транспорта, и даже торговлей лако-красочными материалами и продажей картофеля. Сеть из нескольких десятков ООО разбросана по всей стране (Москва, Самара, Оренбург и т.д.). Начинали они свой бизнес, судя по информации в СПАРК, с самарского ООО "ТЛК" ныне действующей, занимающейся поставкой запчастей.
 
Старый авиапарк
 
Собеседники издания в Министерстве транспорта и Росавиации в разговоре с «Известиями» отметили, что ситуация сейчас развивается таким образом, что высока вероятность отзыва сертификата эксплуатанта у «Когалымавиа». 
 
- Сегодня на место трагедии уже вылетел министр транспорта. При этом добиться от "Когалымавиа" хоть какой-то информации о самолете и рейсе удалось не сразу. Компания показала несобранность при катастрофе, - говорит собеседник издания в министерстве транспорта, добавив, что сейчас идут проверки и вполне возможно, что сертификат эксплуатанта на время может быть приостановлен.
 
Как сообщили источники "Известий" в правоохранительных органах следователи уже проводят обыски и выемку документов в международном аэропорту Курумоч, находящемся пригороде Самары. Именно из этого аэропорта борт прибыл в Шарм-эль-шейх 30 октября. Обыски инициированы с целью отыскания и изъятия документов на обслуживание воздушного судна, потерпевшего крушение. 
 
Главным следственным управлением СК России по факту авиакатастрофы Airbus-321 возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 263 УК РФ.
 
Для расследования обстоятельств авиакатастрофы создана следственно-оперативная группа. В настоящее время в Санкт-Петербурге работает штаб. 
 
Возможно, особое внимание следователей будет приковано к техническому состоянию авиапарка компании. Тем более, что как заявили авиационные власти Египта пилот российского пассажирского самолета перед катастрофой запросил экстренную посадку в аэропорту города Эль-Ариш на севере Синая из-за возникшей технической неполадки.
 
По словам представителя египетского комитета по расследованию авиационных инцидентов Аймана аль-Мугадема, пилот предупредил наземных диспетчеров, что на самолете возникла "техническая проблема" и ему нужно приземлиться как можно скорее.
 
Airbus А-321, который потерпел крушение в северной части Синайского полуострова, пытался плавно снизиться. Экипажу не удалось выполнить этот маневр. Самолёт вошёл в пике. При ударе о землю воздушное судно развалилось на две части. Хвостовая часть самолёта сгорела сразу, а вторая врезалась в скалу. Очевидцы сообщали, что еще самолет горел еще в воздухе.
 
Всего в парке авиакомпании насчитывалось восемь самолетов: шесть Airbus A321 и два Airbus A320. Возраст самолетов в авиапарке компании от 12 до 18 лет. 
 
Разбившийся самолет с регистрационным номером EI-ETJ был собран в 1997 году. Как заявили в официальном представительстве Airbus в России, этот самолет был поставлен в 1997 году. Самолет эксплуатировался в парке авиакомпании «Когалымавиа» (Metrojet) с 2012 года. В общей сложности этот самолёт выполнил более 21000 рейсов общей продолжительностью около 56000 часов. 
 
Как известно из открытых данных, это самолет ранее летал в Onur air (Турция) и в Saudi Arabian Airlines (Саудовская Аравия). В «Когалымавиа» также до сих пор летает 18-летний A321 c регистрационным номером EI-ETH. Другие самолеты А321 несколько моложе: им 17 лет, 16 лет, 15 лет и 14 лет. Обоим самолетам Airbus A320 по 12 лет. Все самолеты зарегистрированы в Ирландии, а все A-321 взяты в лизинг у ирландского лизингодателя Aercap, оба A-320 — у ирландско-американской General Electric Capital Aviation Services.
 
Вице-президент Ассоциации туроператоров России Дмитрий Горин также считает, что существует вероятность приостановления сертификата эксплуатанта компании. 
 
— Сейчас Росавиация начала внеплановую проверку "Когалымавиа". В случае, если Росавиация найдет некие нарушения в компании, это может привести к временному приостановлению сертификата эксплуатанта, то есть к временному запрету на полеты для этой авиакомпании, - говорит он.
 
Первый зампред комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев уверен, что в России необходимо ввести ограничение на возраст самолетов. По его мнению, пассажирские самолеты должны быть не старше 12 лет. 
 
— Есть распространенная риторика, что на состояние самолета и безопасность полетов влияет не его возраст, а его летная годность. Тем не менее, не случайно же большинство стран вводят жесткие критерии по возрасту эксплуатируемых самолетов. Это те же страны БРИКС. В Индии и Китае введено ограничение на возраст самолетов, взятых в операционный и финансовый лизинг. Там он ограничивается 10-12 годами. Это позволило этим странам снизить средний возраст авиапарков местных авиакомпаний.



URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2015/11/1/26516/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.