Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Между истребителем и лайнером


12 ноября 2015 года Илья Крамник, Lenta.ru


На выставке Dubai Airshow-2015 основу российской экспозиции по-прежнему составляли боевые машины и системы ПВО, однако многое свидетельствует о приближающемся «фазовом переходе» российского авиапрома. В ближайшие десять лет доля гражданских машин должна существенно вырасти.

Еще не завтра, но уже скоро
 
О возрождении производства гражданской авиации в России говорят давно, однако сегодня это можно назвать необходимым условием существования отечественного авиапрома как такового. Обеспечить бесперебойное функционирование отрасли со сложившейся системой контрактов с подрядчиками, найма рабочей силы и разработки новой техники может только устойчивый сбыт продукции, и доля гражданской авиации в этом сбыте должна резко увеличиться.
 
Тому есть несколько причин. Во-первых, развитый и не требующий постоянных бюджетных вливаний для своей поддержки авиапром — отрасль-«донор», обеспечивающая как большое количество наукоемких рабочих мест, так и постоянные денежные вложения в новейшие разработки и фундаментальную науку, что определяет развитие страны в целом. Во-вторых, после 2020 года российский авиапром столкнется с сокращением объема производства по линии Гособоронзаказа в связи с выполнением программы перевооружения. Объем поставок новых самолетов для Минобороны в 2014 году превысил сто единиц, вертолетов было еще больше, и так продолжится с увеличением темпа до конца десятилетия. А после завершения программы суммарные объемы закупок могут сократиться до 90-100 самолетов и вертолетов в год в общей сложности — этого вполне достаточно для поддержания численности военной авиации на заданном уровне с учетом 30-40-летнего срока службы современных летательных аппаратов.
 
Наконец, уже сейчас виден потолок роста российского военного авиационного экспорта, ограниченного как действиями конкурентов, так и объемами рынка. Длительный срок службы современных истребителей приводит к тому, что вопрос замены массово поставлявшихся на рынок в конце 1990-х — начале 2010-х годов истребителей марки «Су» всерьез встанет не ранее 2030-х годов. Разумеется, это не означает полного прекращения зарубежных поставок — поиск новых клиентов, как и обновление ВВС прежних, продолжится, в том числе и с учетом эффектной демонстрации возможностей российских самолетов в сирийской кампании. Но объем сбыта машин прежних моделей, скорее всего, заметно сократится.
 
Насколько этот пробел смогут заполнить новые машины — выходящий на рынок Су-35 и пока продолжающий испытания Т-50 — сказать сложно. В общем, очевидно, что для сохранения, а тем более роста объемов экспорта придется искать резервы в гражданском секторе.
 
Поиск в этом направлении ведется как в отношении уже активно летающего регионального лайнера SSJ-100, так и для готовящегося к испытаниям в следующем году МС-21. Список контрактов постепенно расширяется. Цель можно будет считать достигнутой, когда ежегодный объем производства гражданских авиалайнеров в России составит не менее 100-120 единиц, что позволит воссоздать эту отрасль как систему со всей необходимой инфраструктурой подрядчиков и контрагентов.
 
Демонстрация возможностей
 
Тем не менее сбыт боевых самолетов и вертолетов остается важнейшей статьей российского военного экспорта, и Ближний Восток с его постоянной войной (или угрозой войны) — один из ключевых регионов для авиапрома. На Dubai Airshow-2015 сообщили о переговорах с ОАЭ по возможным поставкам истребителей Cу-35. Однако переговоры такого рода чаще всего ведутся не один год, и их положительный результат никому не гарантирован.
 
Рассчитывать всерьез на заказ истребителей от Эмиратов вряд ли стоит, хотя эта страна останется покупателем российских систем ПВО, бронетехники и ряда других изделий. С другой стороны, вполне можно прогнозировать поставки российских боевых самолетов, а также вертолетов военного назначения в страны Ближнего Востока и Северной Африки. Среди потенциальных покупателей —Иран, для которого обновление сильно устаревшего парка ВВС станет одной из главных задач в среднесрочной перспективе после выхода из-под режима санкций, Ирак, уже активно использующий российские штурмовики и вертолеты в боевых действиях против террористов, Сирия, тоже нуждающаяся в обновлении ВВС — сразу после решения с помощью российских ВКС первоочередных проблем в наземной кампании. Отдельно стоит упомянуть Египет: для Каира получение современных боевых машин, способных работать по земле, также важный приоритет в условиях нарастающей угрозы масштабной войны против исламистских группировок сразу на нескольких направлениях. Кроме того, Алжиру вскоре предстоит менять еще сохраняющиеся в строю, помимо новых самолетов и вертолетов, машины советской постройки.
 
Иран ко всему прочему стал источником одной из главных сенсаций дубайского салона. В ходе брифинга для прессы 9 ноября 2015 года глава «Ростеха» Сергей Чемезов объявил о подписании и вступлении в силу контракта на поставку Ирану зенитно-ракетных систем С-300, эпопея с закупкой которых и ее последующей отменой длилась более восьми лет.
 
Этим перечнем список торговых партнеров России не исчерпывается. В частности, в Дубае официально сообщили о заключении контракта на поставку четырех ударных вертолетов Ми-35 Пакистану. Очевидно, эта партия — ознакомительная, предваряющая более крупный контракт.
 
Способность заходить на формально «чужие» рынки российский авиапром демонстрирует в течение всего постсоветского периода. Первая крупная сделка без советского бэкграунда — поставка партии истребителей МиГ-29 Малайзии в 1994-1996 годах. Затем последовало триумфальное шествие по миру истребителей семейства Су-27/Су-30, прорвавшиеся на рынок той же Малайзии, а заодно Индонезии и Индии (где «Сухой» обошел не только иностранцев, но и уже много лет господствовавший на местном рынке МиГ), в условиях достаточно жесткой конкуренции. Успех «Сухого», показавший умение российских производителей подстраиваться под нужды заказчика, особенно выразителен на фоне невнятного выступления на внешнем рынке в тот же период одноклассников Су-27/30 — американских истребителей F-15, хотя у них была превосходная реклама в виде войны в Заливе 1991 года, чего не скажешь о российской машине.
 
В Ираке после 2011 года формально приведенное к власти американцами правительство приступило к активным закупкам российского вооружения как для ВВС, так и для сухопутных войск. А ведь вероятность подобного прорыва считалась минимальной, равно как и вероятность ставшего реальностью еще два года спустя возвращения к масштабному сотрудничеству в военно-технической сфере с Египтом.
 
Сегодня шансы на подобные прорывы растут — с учетом эффектной демонстрации возможностей Воздушно-космических сил РФ в Сирии. Однако расширение базы для экспорта по-прежнему крайне насущная задача.
 
Дешевый рубль
 
Решению этой проблемы способствует и экономическая обстановка. Девальвация рубля резко повысила привлекательность российских военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А и машин на их базе (летающих танкеров и самолетов ДРЛО). Контракт на поставку Минобороны 39 Ил-76МД-90А был заключен 4 октября 2012 года по цене 3,57 миллиарда рублей за единицу, что на тот момент составляло 119 миллионов долларов. После девальвации рубля в 2014-15 году эта сумма упала вдвое, позволив сформировать пул заказчиков на данную машину в количестве около сорока единиц, о чем представители Рособоронэкспорта сообщили в июне 2015 года на парижском авиасалоне. В меньшей мере этот фактор скажется на экспорте лайнеров SSJ-100 и МС-21, где доля зарубежных комплектующих достаточно высока, однако дальнейшая работа по локализации производства оборудования и агрегатов в России позволит ее сократить, заодно повысив долю наукоемкого сектора в российской промышленности.
 
Наиболее заметен «рублевый фактор» как раз в боевой авиации, где доля иностранного оборудования минимальна. Здесь можно ждать интересных результатов уже потому, что Су-30, в пред-девальвационный период догнавший по цене «Супер Хорнет» и внезапно подешевевший вдвое, станет намного привлекательнее для многих потенциальных покупателей. В частности, это сказалось на решении о покупке дополнительной партии Су-30МК2V для ВВС Венесуэлы, о чем было объявлено осенью 2015 года.
 
В целом Dubai Airshow, как и большинство других авиасалонов, служит не столько площадкой для объявления о сделках, сколько местом обмена информацией и формирования контекста. События последних месяцев позволяют говорить о том, что «Рособоронэкспорт» и ОАК сумели привлечь внимание к российским коммерческим машинам — как самолетам, так и вертолетам, сохранив интерес покупателей и к боевой технике.
 
 


комментарии (1):

Голубь мира      13/11/2015 [06:50:42]#1
Не очень понимаю, почему экспортная продукция привязана к рублю, а не к рыночным ценам "мировой валюты", дополнительный рублевый доход покрывает инфляционные потери. От лукавого все это, "мне так кажется"













Материалы рубрики

Светлана Афонина
Деловой Петербург
Смольный перенёс сроки запуска центра развития беспилотников в ОЭЗ
Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников



Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer