Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Испытание на прочность


19 ноября 2015 года Алексей Синицкий, КоммерсантЪ - Приложение


Обострение внешнеполитической обстановки и девальвация рубля привели к кризису на рынке воздушных перевозок. Из-за падения спроса авиакомпании сокращают количество самолетов, да и оплачивать лизинг им становится все труднее. Это создает проблемы для лизинговых компаний, а уход с рынка "Трансаэро" — второго по величине российского авиаперевозчика — только ухудшил положение. Лизинговые компании несут убытки.

Начиналось все прекрасно. На протяжении нескольких лет после кризиса 2008-2009 годов темпы роста спроса на авиаперевозки выражались двузначными числами. Реагируя на спрос, авиакомпании наращивали свои провозные емкости, в 2010-2014 годах они получили более 570 воздушных судов, из которых около 50 были российского производства. Одновременно шло качественное обновление парка: средний возраст получаемого флота сократился вдвое, соответственно, увеличились и лизинговые платежи за более новые и дорогие самолеты.
 
Конечно, можно было ожидать, что рост рынка не будет безграничным. Однако из крупных авиакомпаний осторожно вела себя только S7 Airlines, которая с большим трудом пережила предыдущий кризис и сосредоточилась исключительно на своей доходности, а не на росте доли рынка. Остальные компании более или менее агрессивно сражались за долю рынка, надеясь в будущем добиться доходности и покрыть текущие убытки. Как показала практика, это удалось не всем: авиакомпания "ЮТэйр" была вынуждена сократиться примерно вдвое, а "Трансаэро" и вовсе ушла с рынка.
 
Но в этот период многие иностранные лизинговые компании охотно предоставляли свои самолеты российским перевозчикам. А российские лизингодатели (как правило, дочерние структуры крупнейших государственных банков) предпочитали авиакомпании крупнейшей "четверки", надежность которых не вызывала сомнений. Большинство подобных сделок проводилось по схеме возвратного лизинга: авиакомпания сама подыскивала подходящий самолет и предлагала лизинговой компании приобрести его (либо продавала имеющийся у нее в собственности самолет лизинговой компании), после чего брала его в лизинг. Подобная сделка удобна для обоих участников. Авиакомпания, выбирая лизингодателя на конкурсе, получает минимальную лизинговую ставку (для этого как раз был важен доступ к дешевым иностранным кредитным ресурсам, который раньше имели российские госбанки), а лизинговая компания вкладывала свой капитал в надежный актив — самолет, который вдобавок приносил хорошие проценты в виде лизинговых платежей. Схема прекрасна, но до тех пор, пока авиакомпания способна платить, а самолет сохраняет ликвидность. В противном случае получается ситуация, аналогичная американскому финансовому кризису на рынке недвижимости в 2008 году, когда дорогие, казалось бы, дома оказались неликвидными, а арендаторы перестали платить.
 
Российские авиакомпании, которые надеялись на рост спроса на уровне 12%, в конце 2014 года столкнулись с проблемой переизбытка провозных емкостей, а снижение курса рубля почти вдвое больно ударило по экономике авиаперевозок. Суммарные убытки российских авиакомпаний за первое полугодие 2015 года выросли втрое по сравнению с показателем за аналогичный период предыдущего года и составили 28 млрд руб. По данным российской Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, прямые расходы авиакомпаний за этот период выросли на 25%, причем затраты на топливо увеличились на 17%, а на лизинговые платежи — на 45%.
 
Активное сокращение провозных емкостей началось еще в декабре прошлого года, и к октябрю нынешнего авиакомпании вернули лизингодателям 110 самолетов. Лидером возврата стала авиакомпания "ЮТэйр", которая за год сократила парк почти вдвое — со 115 до 63 самолетов. В рамках программы повышения эффективности, а фактически — спасения авиакомпании, пришлось вывести дорогие новые самолеты — все 12 Airbus A321 и 6 из 15 Boeing 737-800. У этих машин были самые высокие лизинговые платежи, к тому же эти самолеты наиболее ликвидны и их было легче всего пристроить на рынке. Авиакомпания была вынуждена отказаться и от части дальнемагистральных и региональных самолетов. В результате за восемь месяцев 2015 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года "ЮТэйр" сократила количество перевезенных пассажиров почти на 40%, но зато продолжает летать, чего не скажешь о "Трансаэро".
 
Подробности банкротства "Трансаэро" выходят за рамки этой статьи, однако надо сказать, что в результате аннулирования свидетельства эксплуатанта прекратили полеты почти 100 самолетов, находившихся в парке "Трансаэро" по состоянию на конец сентября. Причем 64 самолета, то есть больше половины флота, были получены от российских лизинговых компаний. Из них семь самолетов (Boeing 737, 777 и 747) находились на хранении, остальные продолжали полеты до остановки компании в октябре. 35 самолетов были в собственности "ВЭБ-лизинга" (3 Boeing 767, 7 — 747, 8 — 777 и 17 — 737), 21 — "ВТБ Лизинга" (3 Boeing 777, 4 — 767, по 7 — 747 и 737), еще 8 — "Сбербанк Лизинга" (один Boeing 767, 3 — 737 и 4 — 747). Кроме того, лизингодателями "Трансаэро" выступали зарубежные компании, в том числе американская Air Lease Corporation, европейские Aergo Capital и AerCap, а также китайская ICBC Leasing.
 
Основная проблема в том, что эти самолеты имеют весьма невысокую ликвидность даже на мировом рынке, а в России и вовсе спрос на них минимален. Именно этим объясняется крайняя обеспокоенность крупнейших госбанков по поводу банкротства "Трансаэро": вместо активов они остались с пассивами.
 
"Аэрофлот", который практически по поручению правительства выступил гарантом беспроблемного сворачивания деятельности "Трансаэро", получает взамен лучшее, что было у этой авиакомпании — часть маршрутной сети, часть трудового коллектива и часть самолетов. В середине октября гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев сообщил, что компания планирует взять 34 самолета из парка "Трансаэро", в том числе 4 Boeing 747 и 10 Boeing 737-800, принадлежащих "Сбербанк Лизингу", а также 20 самолетов Boeing 747, 777 и 767, находящихся в собственности "ВТБ Лизинга" и "ВЭБ-лизинга". При этом Виталий Савельев обвинил российских лизингодателей в том, что они предлагают эти самолеты по завышенным ценам. Так что переговоры наверняка идут трудные.
 
Таким образом, крупнейшие российские лизингодатели столкнулись с проблемой "токсичных" активов, решить которую непросто. Но этим проблемы рынка авиационного лизинга не исчерпываются. Еще в начале года, видя тяжелое финансовое положение российских авиакомпаний, многие зарубежные лизингодатели согласились на реструктуризацию платежей, то есть разрешили авиакомпаниям летать в долг, чтобы погасить задолженность по итогам высокого летнего сезона. Однако есть серьезные опасения, что даже за обычно самый выгодный третий квартал многим перевозчикам не удалось выйти в плюс, а четвертый квартал совершенно точно будет убыточным. В результате долги авиакомпаний перед лизингодателями растут, и это может ухудшить их и без того непростое положение.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»



Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer