Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Выбор катастрофы


2 ноября 2015 года Константин Богданов, Lenta.ru


Двое суток, минувшие с момента гибели российского авиалайнера в Египте, пока не позволили сделать однозначный вывод о причинах авиакатастрофы. Известно пока по-прежнему очень немного, однако уже обнародованная информация позволяет с осторожностью разобрать возможные версии случившегося.

Что известно
 
Самолет Airbus A321-231 авиакомпании «Когалымавиа» вылетел в 03:51 по Гринвичу из аэропорта Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург. От планового маршрута самолет не отклонялся. Через 23 минуты после взлета, только-только заняв эшелон 10 200 метров, он исчез с экранов радаров.
 
Далее можно судить лишь по данным FlightRadar. Это не истина в последней инстанции, однако некоторую интересную информацию все же дает. Последние засечки свидетельствуют о резких изменениях высоты самолета: то вверх (примерно на километр), то вниз с периодическими попытками вновь ее набрать. Горизонтальная скорость оказалась постепенно погашена, вертикальная скорость в период с 4:12:57 до момента пропажи сигнала в 4:13:19 несколько раз совершает рывки до значения в 4-8 тысячи футов (до 2,5 километра) в минуту, причем в обе стороны и с возрастающей амплитудой.
 
Первоначально РИА Новости со ссылкой на диспетчеров Шарм-эль-Шейха передало, что экипаж сообщил о технической неисправности на борту и запросил срочную посадку в Каире. Однако впоследствии эта информация была официально опровергнута египетскими властями: самолет не менял маршрут, а с борта не передавалось никаких сообщений о нештатной ситуации. Причина катастрофы, какой бы она ни была, возникла внезапно и не оставила экипажу времени или возможности связаться с землей.
 
Это все, что более-менее достоверно известно на данный момент о происшедшем. Перейдем к разбору версий, с той или иной частотой мелькавших в эти дни в СМИ.
 
Человеческий фактор
 
Дежурная причина всех авиакатастроф, позволяющая ничего не менять на земле. В данном случае ее полностью исключать нельзя, но все-таки тогда придется представить себе и проверить на моделях образ действия экипажа, при котором самолет разваливается в воздухе исключительно от действий пилотов. Насколько можно судить по высказываниям экспертов, расследующих случившееся, эта версия явно не носит приоритетного характера.
 
Сочетание скрытого технического дефекта с ошибкой пилотирования, доведшее исправимый недочет работы экипажа до катастрофического развития ситуации, чисто теоретически возможно. Однако обсуждать эту версию дальше имеет смысл только после получения каких-то новых данных с бортовых самописцев и результатов анализа обломков.
 
Применение зенитных комплексов
 
Эту версию исключили заявления официальных лиц, но отбросить ее следует и по здравому рассуждению.
 
Поражение сложными и тяжелыми системами ПВО следует отвергнуть сразу, потому что такие системы есть в распоряжении лишь официальных правительств стран региона. Эта версия возникла сразу, но исключительно по психологическим причинам, связанным с судьбой рейса MH-17 над Донбассом.
 
У исламистских группировок, регулярно бандитствующих на Синайском полуострове, есть только переносные комплексы (ПЗРК). Это зенитное оружие пехоты способно работать против целей на высотах до 3,5-4 километров максимум (самые современные — до 4,5 километра).
 
Самолет, летящий на высоте свыше 10 километров, находится вне зоны поражения ПЗРК. С такими средствами куда вероятнее выглядела бы атака непосредственно на взлете, в окрестностях аэропорта Шарм-эль-Шейха.
 
Взрыв на борту
 
Версия теракта считалась одной из ведущих и рассматривается до сих пор. Усиление террористической угрозы, связанное с вступлением России в войну с радикальными группами исламистов в Сирии, не позволяет отметать эту версию с порога как маловероятную.
 
Та часть картины падения, которая уже обнародована, не исключает взрыва на эшелоне с последующей разгерметизацией салона и разрушением самолета. Если все обстоит именно так, то должны быть найдены следы «работы» взрывного устройства, пронесенного на борт.
 
Пресловутое «Исламское государство» (запрещенное в РФ) уже заявило о своей ответственности за гибель российского лайнера. Говорить, впрочем, можно что угодно. Напомним, что вечером 11 сентября 2001 года ответственность за атаку башен-близнецов взяла на себя «Японская красная армия».
 
Техническая неисправность
 
Падение самолета, дающее такую картину, могло быть вызвано либо взрывом двигателя с разлетом лопаток турбины и поражением плоскостей и корпуса, либо разрушением силового набора вследствие не выявленных при техобслуживании усталостных повреждений.
 
Неисправность двигателя активно обсуждалась в день падения, особенно на фоне не подтвердившихся сообщений о переговорах экипажа с землей по поводу возникновения неполадок на борту. После того как выяснилось, что жалоб с борта не поступало, версия приугасла, однако полностью ее исключать нельзя.
 
К этой же группе возможных причин следует отнести личную «отметину» этого борта: в 2001 году в Каире он при посадке соприкоснулся хвостом с покрытием аэродрома. Само по себе это не служит основанием для прекращения эксплуатации после проверки, более того — специально на этот счет производителем разработаны особые регламенты. Доказательное исследование возможности развития этой «микротравмы» в катастрофу нужно оставить экспертам.
 
Возраст борта
 
Еще одна дежурная версия, которую в отрыве от остальных обстоятельств следует признать несостоятельной. Упавшая на Синае машина была выпущена в мае 1997 года и не вылетала среднего срока эксплуатации семейства A320.
 
В крупнейших мировых компаниях возраст списания этой техники составляет около 25 лет. Скажем, лайнер A320 компании Lufthansa, упавший в восточной Франции в марте 2015 года, был выпущен аж в 1990 году.
 
Возраст самолета сам по себе не является основанием считать его небезопасным (и безопасным, к слову, тоже). Куда важнее регулярность и качество технического обслуживания. Тут вопросы надо задавать не только «Когалымавиа», но и предыдущим эксплуатантам: ливанской компании MEA, турецкой Onur Air, а также эпизодически пользовавшимся этим бортом саудовцам и сирийцам.
 


комментарии (1):

A Pilot      03/11/2015 [10:29:48]#1
Что за идиотский заголовок!













Материалы рубрики

Светлана Афонина
Деловой Петербург
Смольный перенёс сроки запуска центра развития беспилотников в ОЭЗ
Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников



Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer