Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Пограничные случаи: как сбивали самолеты за вторжение в чужое небо


24 ноября 2015 года Георгий Макаренко, РБК


Россия и Турция подтвердили, что бомбардировщик Су-24 был сбит на сирийско-турецкой границе. История подобных инцидентов показывает, что обе вовлеченные стороны в таких ситуациях пытаются избежать эскалации конфликта.

Сообщение о крушении военного самолета на Ближнем Востоке пришло утром во вторник, 24 ноября. Минобороны Турции и России подтверждают факт падения российского бомбардировщика Су-24, но каждая из сторон по-разному описывает обстоятельства происшествия.

По версии Анкары, самолет нарушил воздушное пространство Турции, о чем пилотов предупредили несколько раз подряд. В результате в воздух были подняты истребители F-16, которые и сбили российский бомбардировщик. Кроме того, как передает CNN Türk, один из пилотов погиб, другой захвачен в плен сирийскими туркменами.

Москва, напротив, утверждает, что бомбардировщик Су-24 ВВС России не нарушал воздушного пространства Турции, а был сбит (предположительно с земли) над территорией Сирии. О судьбе пилотов Минобороны России ничего не сообщает, за исключением того, что они, по предварительным данным, катапультировались из падающего самолета.

Безвоздушное пространство

За четыре с лишним года гражданской войны в Сирии это не первый инцидент, связанный с нарушением воздушного пространства, повлекший трагические последствия. Так, в июне 2012 года сирийская армия сбила разведывательный самолет F-4 ВВС Турции в прибрежной зоне Средиземного моря, после нарушения воздушной границы над сирийскими территориальными водами. Оба пилота погибли, и тела их были найдены в ходе совместных поисков сирийских и турецких ВМС.

Тогда президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган объявил, что «возмущен» сирийским решением сбить самолет, который, по его словам, выполнял учебную миссию. «Краткосрочное нарушение [воздушной] границы никогда не может быть поводом для атаки», — цитировала его Би-би-си. Сирия, заявил он, — «очевидная угроза» для Турции. Однако немедленных мер реагирования Анкара тогда не приняла: Эрдоган объявил, что Турция будет придерживаться позиции «здравого смысла», которую, однако, «не стоит воспринимать как слабость». В декабре 2012 совет НАТО принял решение об усилении сил ПВО Турции в этом районе: по две батареи ЗРК Patriot предоставили США, Германия и Нидерланды.

Впоследствии же телеканал Al Arabiya обнародовал документы, которые якобы доказывают причастность к крушению самолета российских специалистов и утверждали, что турецкие пилоты были захвачены живыми, и затем тайно казнены. «Основываясь на информации и указаниях российского руководства, [есть представление о] необходимости уничтожения двух турецких пилотов, задержанных подразделением спецопераций», — говорится в одном из документов. Летчики должны были быть умерщвлены «естественным образом», а их тела — возвращены на место катастрофы самолета в международных водах, указывается там же. Ни Турция, ни Сирия аутентичность документов не признавала.

Уже осенью 2012 года, когда участились столкновения между сирийскими войсками и вооруженной оппозицией на границе с Турцией и снаряды стали залетать на турецкую территорию, Анкара предприняла несколько бомбардировок сирийских позиций. В сентябре 2013 года турецкие ВВС сбили сирийский вертолет Ми-17, оказавшийся в воздушном пространстве страны. В марте 2014 года они сбили один из двух истребителей МиГ-23, которые проводили облет позиций повстанцев невдалеке от турецкой границы, — одна из машин пересекла воздушное пространство Турции. Пилот катапультировался и был спасен.

В 2015 году произошло два серьезных инцидента: в мае Турция сбила с земли беспилотный самолет-разведчик иранского производства, на 11 км залетевший внутрь ее территории. В середине октября, уже после начала операции ВВС России в Сирии, турецкий F-16 сбил беспилотник уже российского производства, залетевший на 3 км в глубь Турции. Несмотря на намеки Анкары и Вашингтона, Москва отрицала, что этот БПЛА принадлежал российской армии. В итоге премьер Турции Ахмет Давутоглу заявил, что хоть аппарат и был российского производства, но мог принадлежать как сирийским властям, так и курдским повстанцам.

Без последствий

С момента окончания «холодной войны» страны, формально не находящиеся в состоянии войны, неоднократно уничтожали над своей территорией военные самолеты друг друга. Например, в апреле 1992 года группа из нескольких истребителей-бомбардировщиков F-4 ВВС Ирана нарушила воздушное пространство Ирака, чтобы обстрелять с воздуха лагерь иранской оппозиции. Один из самолетов был сбит иракскими ПВО. В 1980-1988 годах две страны вели войну, которая унесла жизни не менее 250 тыс. человек, но несмотря на то, что иницдент в воздухе стал крупнейшим за четыре года нарушением перемирия между странами, возобновления боевых действий не последовало.

В октябре 1996 года турецкий F-16 потерпел крушение в Эгейском море недалеко от греческого острова Самос (вплотную примыкает к территориальным водам Турции) во время выполнения тренировочного полета. Один из пилотов погиб, другой был спасен греческими военными. Инцидент произошел в период очередного обострения территориального спора вокруг Эгейских островов, но Афины и Анкара объявили о том, что крушение истребителя стало несчастным случаем. Семь лет спустя турецкий адмирал заявил, что в действительности F-16 был сбит ракетой «воздух-воздух» с греческого самолета. Афины подтвердить новые сообщения отказались.

В феврале 2009 года американские войска обнаружили и сбили иранский беспилотник-разведчик, курсировавший над территорией соседнего Ирака. По словам представителя Пентагона, ранее Вашингтон уже обвинял Тегеран в нарушении воздушного пространства Ирака, но иранцы отвергали все обвинения, называя нарушения случайными. «Теперь же ясно, что это не является случайностью или совпадением, — заявил подполковник Марк Баллестерос. — Ведь дрон более часа находился внутри границ Ирака». Никаких действий, направленных против  Ирана, за этим инцидентом не последовало. 



комментарии (0):













Материалы рубрики

Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту



Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer