Правительство Украины введет запрет на транзитные полеты всех российских авиакомпаний через воздушное пространство страны, заявил в среду премьер-министр Арсений Яценюк. Уведомления об этом Мининфраструктуры Украины должно направить российским перевозчикам. Господин Яценюк пояснил решение тем, что Киев ожидал от Москвы отмены запрета на полеты украинских компаний как в Россию, так и транзитом через ее воздушное пространство. «Россия, как всегда, не согласилась»,— отметил премьер, добавив, что Россия может использовать украинское воздушное пространство «для провокаций».
В Росавиации заявили, что запрет, вводимый Украиной, «малоактуален» для российских авиакомпаний. По мнению ведомства, после катастрофы под Донецком (речь идет о сбитом в июле 2014 года над Донбассом малайзийском Boeing 777) абсолютное большинство российских авиакомпаний «отказалось в целях безопасности от выполнения транзитных полетов через воздушное пространство Украины».
Авиационный конфликт между Киевом и Москвой обострился в сентябре после указа президента Украины Петра Порошенко о санкциях против России, затронувших и авиакомпании (формальным поводом для претензий Киева стали полеты перевозчиков РФ в Крым, который Украина продолжает считать своей территорией). Тогда власти Украины требовали полного запрета на полеты российских авиакомпаний в страну. В ответ Москва ввела «зеркальные меры» в отношении украинских авиаперевозчиков, летавших в Россию («Международные авиалинии Украины», «Днеправиа», YanAir и «Мотор Сич»). Оба запрета вступили в силу одновременно — с 25 октября (о ходе конфликта см., например, “Ъ” от 26 сентября и 13 октября). При этом запрет на транзитные полеты украинских перевозчиков через воздушное пространство РФ действует с августа 2014 года в ответ на решение Украины запретить транзитные полеты «Аэрофлоту» и «Трансаэро».
Попытки переговоров, предпринимавшиеся обеими сторонами, не привели к успеху. Росавиация обращалась к киевским властям, воспользовавшись просьбой украинских «Атласджет Украина» и «ЮТэйр-Украина» открыть для них полеты в РФ в зимний сезон (см. “Ъ” от 20 октября), но двусторонняя встреча провалилась. Москва требовала от Киева отказаться от претензий к российским перевозчикам, летающим в Крым, и признать, что межгосударственный договор стран, регулировавший полеты между странами, выше указов президента и постановлений правительства Украины о санкциях. Но Киев, как заявляли в Москве, «не смог обсуждать по существу» эти предложения. В свою очередь, Украина требовала от Москвы объяснений и отмены наложенных РФ зеркальных запретов.
На рынке ожидали, что украинская авиаотрасль может понести значительные потери от запретов. В понедельник в интервью украинскому изданию «Лига.net» директор госпредприятия по обслуживанию воздушного движения «Украэрорух» Дмитрий Бабейчук сообщил, что компания потеряла около €10 млн (11% от общей выручки) после запрета российским воздушным судам осуществлять полеты на Украину. С другой стороны, глава Мининфраструктуры страны Андрей Пивоварский, признавая потери «Украэроруха», заверил, что украинские авиакомпании не ощутили дискомфорта от запретов. Это, по его словам, доказывается тем, что авиатрафик через Белоруссию, Молдавию и Прибалтику, а также железнодорожное сообщение с РФ не выросли.
В Росавиации заявили, что запрет, вводимый Украиной, «малоактуален» для российских авиакомпаний. По мнению ведомства, после катастрофы под Донецком (речь идет о сбитом в июле 2014 года над Донбассом малайзийском Boeing 777) абсолютное большинство российских авиакомпаний «отказалось в целях безопасности от выполнения транзитных полетов через воздушное пространство Украины».
Авиационный конфликт между Киевом и Москвой обострился в сентябре после указа президента Украины Петра Порошенко о санкциях против России, затронувших и авиакомпании (формальным поводом для претензий Киева стали полеты перевозчиков РФ в Крым, который Украина продолжает считать своей территорией). Тогда власти Украины требовали полного запрета на полеты российских авиакомпаний в страну. В ответ Москва ввела «зеркальные меры» в отношении украинских авиаперевозчиков, летавших в Россию («Международные авиалинии Украины», «Днеправиа», YanAir и «Мотор Сич»). Оба запрета вступили в силу одновременно — с 25 октября (о ходе конфликта см., например, “Ъ” от 26 сентября и 13 октября). При этом запрет на транзитные полеты украинских перевозчиков через воздушное пространство РФ действует с августа 2014 года в ответ на решение Украины запретить транзитные полеты «Аэрофлоту» и «Трансаэро».
Попытки переговоров, предпринимавшиеся обеими сторонами, не привели к успеху. Росавиация обращалась к киевским властям, воспользовавшись просьбой украинских «Атласджет Украина» и «ЮТэйр-Украина» открыть для них полеты в РФ в зимний сезон (см. “Ъ” от 20 октября), но двусторонняя встреча провалилась. Москва требовала от Киева отказаться от претензий к российским перевозчикам, летающим в Крым, и признать, что межгосударственный договор стран, регулировавший полеты между странами, выше указов президента и постановлений правительства Украины о санкциях. Но Киев, как заявляли в Москве, «не смог обсуждать по существу» эти предложения. В свою очередь, Украина требовала от Москвы объяснений и отмены наложенных РФ зеркальных запретов.
На рынке ожидали, что украинская авиаотрасль может понести значительные потери от запретов. В понедельник в интервью украинскому изданию «Лига.net» директор госпредприятия по обслуживанию воздушного движения «Украэрорух» Дмитрий Бабейчук сообщил, что компания потеряла около €10 млн (11% от общей выручки) после запрета российским воздушным судам осуществлять полеты на Украину. С другой стороны, глава Мининфраструктуры страны Андрей Пивоварский, признавая потери «Украэроруха», заверил, что украинские авиакомпании не ощутили дискомфорта от запретов. Это, по его словам, доказывается тем, что авиатрафик через Белоруссию, Молдавию и Прибалтику, а также железнодорожное сообщение с РФ не выросли.