Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Зачем нам нужны мелкие авиакомпании?


3 ноября 2015 года Елена Аракелян, Комсомольск


Катастрофа с лайнером «Когалымавиа», унесшая жизни 217 пассажиров и 7 членов экипажа, вновь подняла вопрос о маленьких авиакомпаниях, которых на нашем рынке — большинство. Горячие головы уже предлагают: надо оставить три-четыре крупные компании, которые легко контролировать, с хорошим парком самолетов и понятным финансовым состоянием, а все «живопырки» (презрительное название для «авиамелочи») — закрыть! Поможет ли это сделать жизнь авиапассажиров комфортнее и безопаснее?

1. Чем занимаются эти «живопырки»?
 
По данным Росавиации, действующий сертификат эксплуатанта (летную лицензию) на июнь 2015 года имели 116 компаний. Из них на регулярных пассажирских рейсах летают чуть более 30. А около 60% пассажиров — на внутренних и международных линиях — перевозят всего пять компаний (одна из которых, правда, - всем известная «Трансаэро» - на грани банкротства и лишилась сертификата).
 
Что делают остальные — деньги отмывают, ловят рыбку в мутной воде нашего авиарынка?
 
- Более бесполезной и бессмысленной инициативы, чем сократить количество авиакомпаний, сложно придумать. Сначала бы у самих крупных авиакомпаний спросили — а хотят ли они на себя взять сезонные маршруты в Шарм-эль-Шейх или, скажем, нефтяников-вахтовиков к месту работы возить? - говорит известный авиаэксперт, редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. Наш авиарынок очень разнообразный. Есть магистральные авиаперевозки, где основной пассажиропоток и где и летают крупные компании. Их парк самолетов, их внутренняя инфраструктура авиакомпании «заточена» именно на такие массовые перевозки. Но есть еще и региональные маршруты, где нужны совсем другие самолеты, и где оптимальнее использовать небольшие компании. Ну и наконец есть нерегулярные перевозки, которые большим компаниям совсем не выгодны.
 
Пример, когда крупная авиакомпания очень активно занималась чартерными перевозками, у нас есть - «Трансаэро». Результат тоже известен: компания на грани банкротства.
 
2. Почему чартеры обходятся дешевле?
 
У чартерных компаний несколько иная структура расходов. Они, скажем, не держат столь разветвленную систему офисов и такое количество персонала, как компании, которые летают регулярно, - это им и не нужно. Достаточно часто мелкие чартерные компании входят в более крупные группы или холдинги и пользуются их инфраструктурой. Скажем, у «Аэрофлота» есть чартерная «дочка» - Orenair.
Нередко крупные туроператоры имеют своих «карманных» чартерных перевозчиков — это позволяет оптимизировать расходы. Один из примеров — та самая «Когалымавиа» (она же Metrojet), которая входит в «Туризм Холдинг и консалтинг», объединяющий ряд небольших туроператоров и систему отелей. Авиакомпании такое содружество позволяет иметь «гарантированных» пассажиров — билет уже входит в тур, а туроператорам — влиять на ценовую политику «своего» перевозчика.
 
Естественно, сейчас у многих таких перевозчиков финансовые проблемы — в связи с падением рубля и общим кризисом в туристической отрасли. И долги «Когалымавиа», включая 30 млн Пенсионному фонду, - это еще далеко не рекорд.
 
Но те же проблемы сейчас и по тем же причинам — и у крупных компаний. Спрос упал, цены сильно не повысишь, поскольку тогда вообще летать не будут, а за лизинг «Аэрбасов» и «Боингов» надо платить по курсу доллара или евро. Ситуация с «Трансаэро» всем известна. Большие финансовые проблемы были и у «Ютэйр». Да и вообще совокупные убытки «топа» крупнейших авиакомпаний страны в 2014 году (не считая «Аэрофлота» - он оказался в прибыли), по данным Минэкономики, составили порядка 25 млрд . Рублей.
 
3. Мелкие авиакомпании экономят на безопасности?
 
- Требования что к чартерным компаниям, что к регулярным — одни и те же. И контроль со стороны государства — одинаковый, - объясняет Роман Гусаров. - Понимаете, техническое обслуживание самолетов не проводится чисто по усмотрению компании, где-то в гараже. Существуют нормативы — когда что должно проверяться. И специальные сертифицированные центры.
 
Если самолет зарегистирован в зарубежном реестре — например, ирландском, как разбившийся Airbus «Когалымавиа» — проверки он проходит в зарубежном центре, сертифицированном авиационными властями Ирландии. Причем ирландские требования считаются достаточно жесткими (именно поэтому международные лизинговые компании предпочитают, чтобы их самолеты были зарегистрированы именно там).
 
Если компания не имеет всех необходимых сертификатов о проведении ТО, она не может быть допущена к полетам — независимо от того, регулярные это рейсы или какой-то чартер. Это уже должны контролировать российские авиационные органы.
 
- Другое дело — как это соблюдается, - сетует наш эксперт. - Как правило, о каких-то найденных нарушениях у нас объявляется уже после того, как произошла катастрофа. А потом выясняется, что совсем недавно компания благополучно прошла все проверки, и никаких замечаний не было. Нам не на мелкие компании надо ополчаться, а наводить порядок в самой системе государственного управления авиаотраслью. У нас кто только авиакомпании не проверяет — Росавиация, Ространснадзор, транспортная прокуратура... Плюс еще страна, в реестре которой зарегистрирован самолет. А в итоге, когда случается беда, спросить не с кого, кроме как с самой авиакомпании.
 
КСТАТИ
Правда ли, что чартеры бьются чаще?
 
Статистика этого не подтверждает. Большинство ЧП последних двух лет, до злополучного рейса Шарм-эль-Шейх — Санкт-Петербург, были в основном связаны с частными или ведомственными самолетами и вертолетами. Но эта «малая авиация» к чартерным перевозкам никакого отношения не имеет.
 
Нашумевшие же катастрофы 2012 -2013 года в основном происходили с регулярными рейсами. Компания «Татарстан» (50 погибших) была региональным, но регулярным перевозчиком. «ЮТейр» (33 погибших в катастрофе под Тюменью) вообще входит в топ -5 крупнейших российских авиакомпаний. «Руслайн» (47 погибших в катастрофе под Петрозаводском) также осуществляет регулярные рейсы.
 
Единственная чартерная компания, с которой связано громкое ЧП последних лет, - «Як-Сервис». Тогда, в 2011 году, в катастрофе погибла хоккейная команда ярославского «Локомотива».


комментарии (2):

AVIADED      04/11/2015 [14:55:50]#1
Товарищ Автор! Есть такая ерунда, называется НЛГ - НОРМЫ ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ. Вы наверное про ЭТО слышали. Так вот. Они действительно есть!!! У них 2 состояния. Они либо выполняются, либо нет. Если нет - авиакомпанию останавливают.Все просто и понятно Нет необходимости придумывать новые термины, прозвища типа живопырки и т.д. вникать , есть у них деньги или нет, хорошие они или плохие... ОНИ ПРОСТО ДОЛЖНЫ СООТВЕТСТВОВАТЬ НЛГ или НЕ СООТВЕТСТВОВАТЬ. Также и самолет. Он также пребывает в исправном и неисправном состоянии, он имеет или не имеет сертификат летной годности. Может или не может летать. Мысли что большие авиакомпании застрахованы от проишествий - от лукавого.

AVIADED      04/11/2015 [15:10:41]#2
Именно поэтому ответы Р. Гусарова полностью отражают взвешенный, профессиональный подход!













Материалы рубрики

Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд



Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer