Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Суд признал Роскосмос виновным в задержке развития МКС


2 декабря 2015 года Иван Чеберко, Известия


Арбитражный суд Москвы отказал Роскосмосу в удовлетворении иска к РКК «Энергия» относительно неустойки за задержку изготовления научно-энергетического модуля (НЭМ) для Международной космической станции (МКС). НЭМ планировалось изготовить в 2015 году, в этом же году вывести на орбиту и ввести в состав космической станции. Но реальность сильно разошлась с планами: строительство НЭМ не началось до сих пор, в проекте федеральной космической программы (ФКП) на 2016–2025 годы запуск модуля назначен на 2019 год. В феврале этого года Роскосмос подал иск в арбитраж, требуя от исполнителя контракта — ракетно-космической корпорации «Энергия» — неустойки в размере 67,5 млн рублей. Для принятия решения суд подробнейшим образом изучил ход реализации контракта и пришел к выводу, что в задержке нет вины исполнителя и ответственность целиком на Роскосмосе.

РКК «Энергия» выиграла контракт на создание НЭМа на государственных торгах 30 октября 2012 года, предложив цену 15,15 млрд рублей. На первом этапе контракта исполнитель должен был разработать эскизный проект с целью установления и обоснования основных характеристик изделия, технических и технологических решений, дающих общее представление о принципах работы модуля и его устройстве. 

«Энергия» разработала эскизный проект в первом полугодии 2013 года и проинформировала об этом Роскосмос, который предложил провести экспертизу проекта во ФГУП ЦНИИмаш, что является стандартной процедурой: ЦНИИмаш — это головная научная структура Роскосмоса. 

В течение года ЦНИИмаш, Роскосмос, Минобороны и РКК «Энергия» обменивались письмами, согласовывая сроки, форму и способ оплаты экспертизы. К концу мая 2014 года срок исполнения экспертизы наконец удалось согласовать, в июне 2014 года ЦНИИмаш выдал заключение с рядом существенных претензий. Основные были обусловлены отсутствием материалов на ракету-носитель «Протон» в обеспечение запуска НЭМа, что не позволяло  «оценить реализуемость обеспечения вывода космической головной части с научно-энергетическим модулем на опорную орбиту». В итоге ЦНИИмаш забраковал как сам эскизный проект, так и техническое задание Роскосмоса, по которому работали проектанты «Энергии». 

В августе 2014 года «Энергия» согласовала с заказчиком акт доработки эскизного проекта, все проектные материалы были направлены в Роскосмос. Представители этой организации сообщили, что проект будет вынесен на рассмотрение ее научно-технического совета (НТС), но только после проведения еще одной экспертизы ЦНИИмаша. Однако дополнительная экспертиза не предусмотрена нормативно-техническими документами — ее проведение требовало разработки нового техзадания, согласования и заключения специального договора, а также выделения дополнительного бюджетного финансирования.

В итоге на рассмотрение НТС Роскосмоса проект был вынесен 12 ноября 2014 года без проведения дополнительной экспертизы. НТС указал на непроработанность вопроса о возможности ракеты вывести модуль в космос вместе со сборочно-защитным блоком (СЗБ), то есть, по сути, отметил необходимость эскизного проектирования только при наличии так и не предоставленного Роскосмосом технического задания на ракетно-космический комплекс «Протон-НЭМ».

В конце мая 2015 года доработанный эскизный проект НЭМ вновь прошел экспертизу в ЦНИИмаше, где опять отметили, что такие проекты рассматриваются только в связке с ракетой-носителем. 

Это последнее событие в хронологии изученных судом фактов. Из них следует, что переписка между Роскосмосом, его головной научной организацией и контролируемой Роскосмосом компанией «Энергия» длилась почти 2 года. Всё это время представители родственных организаций сообщали друг другу, что при проектировании уникальных нагрузок нужно иметь в виду возможности ракеты-носителя.

В Роскосмосе решение суда по сути комментировать не стали, отметив, что иск к «Энергии» был подан потому, что так требует делать законодательство. 

— Из текста решения усматривается, что сотрудники Роскосмоса отнеслись халатно ко всем этапам выполнения контракта, начиная с составления договора, — констатирует Татьяна Гончарова, управляющий партнер юридической компании LexProf. — Суд установил, что приложение к договору — техническое задание — составлено с нарушением отраслевых нормативных документов. Неправильно был определен сам предмет договора, потому что и НТС Роскосмоса и ЦНИИмаш указали, что техническое задание должно выдаваться на весь ракетно-космический комплекс, а не только на НЭМ. Судом также установлен факт, что Роскосмос на 11 месяцев просрочил выдачу необходимой документации. Если это решение суда устоит в апелляционной инстанции, то может стать основой для принятия мер административного и гражданско-правового характера к конкретным сотрудникам космического агентства.

В РКК «Энергия» от комментариев воздержались.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом



Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer