← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Актуальные инициативы ИКАО


18.02.15 17:01 Лилия Малышева, Журнал "АвиаСоюз"


В штаб-квартире Международной организации гражданской авиации (ИКАО) в Монреале (Канада) 2-5 февраля 2015 г. прошла Вторая конференция высокого уровня по безопасности полетов (HLSC2015). Со времени предыдущей Конференции минуло уже пять лет, и международное авиационное сообщество собралось для решения насущных вопросов, стоящих сегодня перед гражданской авиацией мира.

Президент Совета и Генеральный секретарь ИКАО приветствовали участников Конференции, которых собралось более 850. Это внушительное количество включало в себя представителей 120 государств-членов ИКАО, а также 35 международных организаций.
 
В течение пяти дней участники Конференции напряженно работали, чтобы рассмотреть все темы, определенные повесткой дня. Заседания проходили в многоязычном формате (с синхронным переводом на английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский языки), что всегда гарантирует максимальную и активную вовлеченность специалистов в обсуждение рассматриваемых вопросов. Повестка дня Конференции включала в себя темы, связанные с управлением системой безопасности полетов, возникающими проблемами в области безопасности полетов (глобальное слежение за полетом, зоны конфликтов, лихорадка Эбола), а также с вопросами активизации регионального сотрудничества.
 
Делегацию Российской Федерации на Конференции возглавлял Валерий Окулов, заместитель министра транспорта. Во главе делегации Межгосударственного авиационного комитета (МАК) – Сергей Зайко, первый заместитель председателя МАК. Кроме того, в работе Конференции от государств нашего региона приняли участие делегации Грузии, Молдовы и Украины.
 
На рассмотрение Конференции было представлено более 140 документов (рабочих и информационных). Все документы были разделены на три глобальные темы: рассмотрение нынешней ситуации, будущий подход к управлению безопасностью полетов и содействие активизации регионального сотрудничества. МАК представил на Конференцию 3 документа: рабочий документ WP/64 «Меры по предотвращению боевых поражений гражданских воздушных судов» и два информационных документа: IP/14 «Расширение регионального сотрудничества в рамках регионального проекта ИКАО-МАК (COSCAP-CIS) – RER/01/901» и IP/17 «Рекомендации по совершенствованию защиты воздушных судов от наземного обледенения». Все три документа вошли в краткие изложения хода обсуждения по соответствующим темам, а также нашли свое отражение в согласованных выводах и рекомендациях Конференции.
 
Ход Конференции был омрачен авиационным происшествием с самолетом авиакомпании TransAsia Airways, произошедшим 4 февраля в столице Тайваня – Тайбэе. Все участники Конференции выразили соболезнования семьям погибших.
 
Знаменательным в работе Конференции явилось то, что были конструктивно рассмотрены последствия потери в прошлом году двух самолетов а/к «Малазийские авиалинии». По результатам обсуждения принята рекомендация о создании нового, основанного на характеристиках стандарта слежения за полетами (подразумевающего определение их местоположения каждые 15 мин), а также рекомендация о разработке прототипа онлайновой глобальной базы данных, содержащей информацию о рисках, возникающих в зонах конфликтов.
 
В этой связи Президент Совета ИКАО сделал следующее заявление относительного нового стандарта слежения за полетами:
 
«Этот новый стандарт будет важным первым шагом, который заложит основу глобальному слежению за полетами и будущей реализации более сложной, комплексной Глобальной системы оповещения о бедствии и обеспечения безопасности полетов воздушных судов (GADSS) ИКАО. Теперь он будет направлен в ускоренном порядке до конца текущего месяца нашим государствам-членам для официальных замечаний, и мы ожидаем принятия его Советом уже этой осенью».
 
И следующее заявление относительно рисков, возникающих в зонах конфликтов:
 
«Согласно Чикагской конвенции, каждое государство несет ответственность на своих территориях за оценку факторов риска для гражданской авиации, возникающих в зонах конфликтов, и за незамедлительное предоставление такой информации другим государствам и авиакомпаниям. Целевая группа, которую мы созвали после гибели рейса МН17, пришла к выводу, что государствам и авиакомпаниям был бы полезен широкий обмен информацией по зонам конфликтов, включая оценки факторов риска для конкретной зоны конфликта, и что централизованный онлайновый механизм может способствовать обмену информацией, необходимой для достижения поставленной цели».
 
Помимо этого, одной из ключевых тем обсуждения на Конференции стал вопрос безопасной интеграции дистанционно пилотируемых авиационных систем (ДПАС) в гражданское воздушное пространство. Участники Конференции согласились, что этот процесс требует особого внимания, так как ДПАС могут представлять опасность для гражданских воздушных судов, особенно вблизи аэродромов.
 
Также в очередной раз была подчеркнута важность работы региональных организацией по обеспечению безопасности полетов и отмечено, что их работа является критически важной для последовательного и безопасного развития авиационно-транспортной системы в государствах и регионах ИКАО.
 
По окончании Конференции была составлена Монреальская декларация о планировании мер по повышению уровня безопасности полетов (далее – Декларация), цитата из которой приведена ниже.
 
Генеральные директора гражданской авиации, собравшиеся в Монреале (Канада) в период 2-5 февраля 2015 г. по случаю Второй Конференции высокого уровня по безопасности полетов, организованной ИКАО:
 
1. Обязуются действовать в соответствии с согласованными на Конференции планами по повышению уровня безопасности полетов путем:
 
1) активного участия в деятельности региональных групп по обеспечению безопасности полетов (RASG), созданных для содействия достижению целей Глобального плана обеспечения безопасности полетов (ГПБП);
2) использования всех имеющихся ресурсов для ускорения полного внедрения нормативного контроля в области навигации, охватывающих характеристики (PBN);
3) применения принципов управления риском для безопасности полетов, зафиксированных в Государственной программе обеспечения безопасности полетов (ГосПБП) своих государств, и обеспечения реализации таких принципов в системах управления безопасностью полетов в рамках всей авиационной системы;
4) сотрудничества друг с другом для эффективной реализации новых, среднесрочных и долгосрочных целей ГПБП;
 
2. Конференция:
 
a) призывает государства содействовать деятельности RASG путем предоставления технических экспертных знаний и осуществлять свои инициативы в области безопасности полетов, уделяя основное внимание своим приоритетам;
b) призывает государства и партнеров по обеспечению безопасности полетов поддерживать уверенность общества в безопасности авиатранспортной системы путем совершенствования методики слежения за полетами, особенно над океаническими и отдаленными районами, и совершенствования процедур поиска и спасания (SAR);
c) призывает государства оказывать помощь в разработке процедур, направленных на совершенствование принимаемых в авиационном секторе мер по противодействию угрозам для здоровья населения;
d) призывает государства принимать соответствующие меры на основе эффективной реализации Универсальной программы проверок организации контроля по обеспечению безопасности полетов (УППКБП) в целях дальнейшего осуществления своих ГосПБП и информировать ИКАО о достигнутом прогрессе;
e) призывает государства руководствоваться инструктивным материалом ИКАО при разработке или изменении правил, касающихся ДПАС, и создавать официальные механизмы для разъяснения пользователям риска, связанного с эксплуатацией таких систем;
f) призывает государства, ИКАО и партнеров по обеспечению безопасности полетов сотрудничать друг с другом в целях решения вопросов безопасности полетов, вызывающих обеспокоенность у авиакомпаний, выполняющих международные полеты;
g) настоятельно призывает государства вводить при поддержке ИКАО новые и более действенные положения по защите некоторых записей и данных, связанных с авиационными происшествиями и инцидентами, другой информации, собираемой для поддержания или повышения уровня безопасности полетов, и источников такой информации;
h) призывает государства, RASG и других авиационных партнеров поддержать ИКАО в разработке глобальной сети обмена информацией для сбора унифицированной информации, связанной с эксплуатационной безопасностью, и обмена ею;
i) призывает государства, RASG, партнеров по обеспечению безопасности полетов и отрасль поддержать обновление ГПБП, особенно в том, что касается передовой практики в государствах и регионах, обмена информацией о безопасности полетов и разработки дорожной карты (карт) по обеспечению безопасности полетов;
j) призывает ИКАО:
 
- продолжать оказывать помощь государствам во внедрении SARPS, связанных с безопасностью полетов, и эффективной системы контроля за обеспечением безопасности полетов посредством разработки дополнительного инструктивного материала, проведения учебных мероприятий и выпуска инструментария;
- продолжать оказывать помощь государствам во внедрении PBN;
- определить и обновить соответствующий инструктивный материал по оценке риска для полетов гражданских воздушных судов над зонами конфликтов или вблизи этих зон, а также создать и поддерживать централизованный репозиторий информации о зонах конфликтов;
- продолжать оказывать поддержку государствам в реализации целей ГПБП путем доработки и унификации установленных показателей эффективности обеспечения безопасности полетов (SPI) для облегчения мониторинга и измерения;
- отслеживать осуществление ГосПБП государствами-членами;
- ускорить разработку положений, позволяющих осуществлять единый подход к регулированию ДПАС, и служить для государств форумом для обмена опытом и передовой практикой;
- принять новые и более действенные положения по защите информации об управлении безопасностью полетов, а также записей и данных, относящихся к авиационным происшествиям и инцидентам, и оказать государствам помощь в введении этих положений;
- разработать глобальную систему совместного использования информации для сбора и обмена унифицированной информацией о безопасности полетов и обеспечить средства адекватной защиты собранной информации;
- поддержать реализацию ГПБП посредством разработки дорожной карты (карт) по обеспечению безопасности полетов и его устойчивую эволюцию с использованием основанного на данных подхода; …»
 
Текст Декларации будет дополнен после составления окончательного доклада Конференции. Тем не менее, уже ясно, что мировое авиационное сообщество подтвердило свою приверженность краткосрочным и долгосрочным целям Глобального плана обеспечения безопасности полетов (ГПБП) и Глобального аэронавигационного плана (ГАНП).
 
Конференция вновь продемонстрировала важную роль, которую играет Международная организация гражданской авиации (ИКАО) в деле консолидации усилий государств-участников по нахождению путей решения глобальных вопросов, стоящих перед международной гражданской авиацией. Несмотря на то, что ИКАО недавно отметила 70-летие с момента подписания Чикагской конвенции, заложившей основы этой организации, этот документ и на сегодняшний день остается основополагающим и незыблемым кодексом международного сотрудничества государств в решении многих проблем, возникающих в мире воздушного транспорта.



URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2015/2/18/25627/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.