Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Аудиторы уличили Росавиацию в неэффективном использовании средств


20 февраля 2015 года Дмитрий Рункевич, Елена Малай, Известия


Коллегия Счетной палаты РФ под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, направленных на реализацию мероприятий ФЦП «Модернизация Единой системы организации воздушного движения РФ (ЕС ОрВД) (2009–2020 годы)». Как показали контрольные мероприятия, Росавиацией не были достигнуты плановые значения целого ряда показателей программы — таких как сроки ее реализации, количество введенных объектов, эффективность вложения бюджетных средств.

Кроме этого, критике подверглась подведомственная Росавиации Госкорпорация по организации воздушного движения (ОрВД) за сомнительное расходование средств, а единственный поставщик товаров, работ и услуг по программе — концерн ПВО «Алмаз-Антей» — за некачественное исполнение договоров. По всем фактам нарушений Счетная палата обратилась в Генеральную прокуратуру с просьбой провести надзорные мероприятия и рассмотреть вопрос о привлечении виновных должностных лиц к установленной законом ответственности.
 
Программа модернизации, утвержденная постановлением правительства РФ 1 сентября 2008 года № 652, предусматривает меры по техническому перевооружению инфраструктуры аэронавигации, внедрению перспективных наземных, бортовых и космических средств и систем аэронавигации, технологий метеорологического обеспечения, создание единой системы поиска и спасения и другие меры.
 
В материалах доклада отмечено, что ранее в 2013 году из-за неэффективной работы по реализации программы срок ее окончания уже переносился с 2015 на 2020 год, также были перенесены и сроки достижения плановых значений.
 
Несмотря на это, как показала последняя проверка Счетной палаты, до сих пор не было введено в эксплуатацию ни одного из 20 запланированных на сегодня узлов опорной сети, цифровой сети интегрированной фиксированной связи. Автоматизированных приемно-передающих центров из 55 введено лишь 29. Из запланированных двух авиационных поисково-спасательных центров в эксплуатацию не введено ни одного.
 
С 2011 года до первого полугодия 2014 года на реализацию программы было направлено 10 млрд рублей (2,7 млрд — федеральный бюджет, 6,3 млрд — внебюджетные средства). Основным источником внебюджетных средств стали аэронавигационные сборы.
 
Счетная палата определила, что исполнение расходов федерального бюджета на реализацию программы Росавиацией организовано на низком уровне. А при неисполнении плановых показателей программы модернизации Росавиация сама выступала за сокращение бюджетных ассигнований.
 
В декабре 2013 года по предложению Росавиации утвержденная сумма бюджетных ассигнований была уменьшена на 429,2 млн рублей, или на 38%. Таким образом, в течение 2013 года года значительная часть средств, первоначально предусмотренных на реализацию программных мероприятий, не была использована. То же произошло и в 2014 году, в котором общая сумма бюджетных ассигнований (894,6 млн рублей) в июне была уменьшена на 310 млн рублей, или на 34,7 %. Из оставшихся 584,6 млн рублей по состоянию на 1 ноября 2014 года Росавиацией использовано лишь 32,9 млн рублей, или 5,6%.
 
Согласно данным Счетной палаты, в ноябре-декабре 2014 года бюджетные ассигнования уменьшены на 464,9 млн рублей, или на 79,5 %. По итогам 2014 года исполнение составило 79,1 млн рублей.
 
Как отмечено в докладе, в результате значительная часть финансовых ресурсов, выделенных Росавиации на реализацию программных мероприятий, в течение года практически была заморожена, по предназначению не использовалась и не могла быть перераспределена на другие цели. Так что причины несвоевременного и неполного выполнения программных мероприятий не в недостаточности ресурсного обеспечения, а в организации работы.
 
Советник руководителя Росавиации Сергей Извольский рассказал «Известиям», что существующие проблемы связаны с трудностями выполнения очень сложных заказов, реализуемых в рамках модернизации Единой системы организации воздушного движения. Основную вину за несвоевременность выполнения программы в Росавиации возложили на концерн ПВО «Алмаз-Антей».
 
— Росавиация и ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» на протяжении всего периода исполнения государственной программы модернизации ЕС ОрВД проводили активную работу по ускорению темпов выполнения работ, предусмотренных контрактами, со стороны подрядных организаций. Однако несвоевременность ввода в эксплуатацию новых объектов и неосвоение денежных средств связаны прежде всего с нерасторопностью подрядчика — ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей», — пояснил Извольский. — ПВО «Алмаз- Антей» (в настоящее время — концерн воздушно-космической обороны) специализируется в основном именно на продукции военного назначения и не обладает достаточным опытом создания сложных систем обслуживания воздушного движения, которые должны быть сконструированы на основе стандартов международной организации гражданской авиации (ИКАО). Более того, в последнее время концерн заявил о резком удорожании — почти на 40% — всего оборудования, которое должно быть установлено в рамках реализации программы.
 
Как пояснил Извольский, нерасторопность концерна вынуждает Росавиацию, следуя указаниям Счетной палаты, своевременно перераспределять денежные средства на другие объекты с последующим восстановлением финансирования в будущие годы, что предусмотрено законодательством. При этом случаев нецелевого использования средств на модернизацию Единой системы организации воздушного движения Счетной палатой не выявлено.
 
В материалах проверки было отмечено, что «Алмаз-Антей», определенный указом президента единственным поставщиком товаров, работ и услуг по программе, с возложенной на него обязанностью не справился, а выполнение значительной части договоров, заключенных с концерном как с единственным поставщиком, фактически осуществлялось субподрядными организациями. Обязательства по разработке проектно-сметной документации концерном выполнялись несвоевременно и некачественно.
 
При этом Росавиация претензии и иски в связи с некачественной разработкой проектно-сметной документации к генпроектировщику не предъявляла, хотя в отдельных случаях, как было отмечено в докладе, концерн отказывался выполнять работы по проектно-сметной документации, которую сам же и разрабатывал. В частности, в 2010 году концерн ПВО «Алмаз-Антей» практически отказался от выполнения строительно-монтажных работ по объектам Единой системы организации воздушного движения.
 
В пресс-службе концерна ПВО «Алмаз-Антей» «Известиям» сообщили, что в 2014 году специалистами центра проектирования объектов аэронавигации концерна была проделана большая работа в рамках реализации программы по модернизации ЕС ОрВД.
 
— Концерном получены положительные заключения ФАУ «Главгосэкспертиза России» по проектной документации и результатам инженерных изысканий по 14 объектам и по проверке достоверности сметной стоимости по пяти объектам. Особого внимания заслуживает работа в Санкт-Петербурге, — сказали в «Алмаз-Антее». 
 
Из доклада следует, что эффективность использования денежных средств, направляемых на реализацию программы, снижалась из-за отсутствия должной взаимоувязки в сроках выполнения мероприятий. Так, стоимость ежегодного остатка оборудования, приобретенного за счет бюджетных средств, которое не вывозилось со складов поставщиков, а передавалось на хранение производителям, превышала 500 млн рублей, а по состоянию на 1 января 2013 года — 909 млн рублей. При этом оборудование не вывозится со складов от 8 месяцев до 4 лет, что приводит к сокращению гарантийного срока его использования.
 
Наибольшей же критики со стороны ревизоров подверглось ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения в РФ», входящее в структуру Росавиации.
 
Согласно результатам проверки, госкорпорацией допущены необоснованные расходы, которые фактически нанесли ущерб предприятию в размере 105,3 млн рублей. Отмечено два случая (один на 49,4 млн рублей, другой — на 55,9 млн рублей), когда были заключены договоры поручительства на условиях, по которым взыскать с поручителя средства не представляется возможным. В результате выплаченные авансы подрядчиком не отработаны и не возвращены. Сам подрядчик объявлен банкротом, а поручитель исключен из реестра юридических лиц.
 
Кроме этого, конкурсные процедуры в рамках программы проводились с нарушением законодательстве о госзакупках, что создавало предпосылки коррупционных рисков.
 
За проверенный период госкорпорацией оплачены юридические услуги, которые дублируют часть функций предприятия, в сумме 472,5 млн рублей, а часть услуг оказана в интересах Росавиации, Минтранса и «Аэрофлота».
 
Заместитель директора международного сотрудничества и протокола — пресс-секретарь ФГУП «Госкорпорации по организации воздушного движения» Николай Ивашов отказался комментировить претензии Счетной палаты.
 
Генеральный директор Ассоциации аэропортов гражданской авиации России и стран СНГ Виктор Горбачев рассказал о том, что даже в столичном регионе, которому по понятным причинам уделяется особое внимание, можно обнаружить множество проблем с организацией воздушного движения.
 
— Для того чтобы понять, насколько важна эта программа, необходимо знать, что гражданская авиация состоит из трех частей: авиакомпании, аэропорты и управление воздушным движением. И представьте, что третий компонент будет отсутствовать или просто очень плохо работать. От этого может пострадать вся отрасль. Но, к сожалению, система управления воздушным движением у нас колоссально отстала, — сказал он. — Уже 4–5 лет как мы не можем реформировать ее даже на уровне Москвы, тогда как именно здесь на диспетчерскую службу наибольшая нагрузка. Если при нормальной нагрузке диспетчер должен вести не более 4–5 машин в воздухе, то они сейчас ведут более 10. Тем временем увеличиваются объемы перевозок, интенсивность полетов, требования к безопасности полетов должны повышаться.
 
Виктор Горбачев сообщил, что московский Центр управления построен, но, по его сведениям, не оснащен оборудованием, имеющееся оборудование не обкатано, дублирующих систем на построено, а сейчас работает та система, которая строилась еще к Олимпиаде-80.
 
— Москва нуждается в этом обновлении больше других по причине своей загруженности: четыре аэропорта, Раменское, Жуковский, военные аэродромы в радиусе 100 км. Столица обслуживает более 50% всего пассажирского потока РФ. Домодедово — 32 млн пассажиров, Шереметьево — 30 млн, Внуково — 8 млн. Но если даже ею не занимаются, то можно себе представить, что в остальных городах России, — подчеркнул он. — Поэтому, если уж Счетная палата обнаружила такие злостные нарушения, то со стороны Генпрокуратуры уже должны последовать реальные действия в отношении не только Росавиации, но и всех ведомств, которые курируют данный вопрос и покрывают игнорирование исполнения данной программы.


комментарии (5):

Myrtyny      25/02/2015 [01:29:56]#1
Но что скажет Генпрокуратура?

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      25/02/2015 [21:33:04]#2
Ничего Генпрокуратура не скажет, так как Росавиация не растратила, а наоборот - сократила расходы, ввиду отсутствия в стране производимого оборудования. А иностранное закупать нельзя, это вопрос безопасности.

КЕНТАВР      01/03/2015 [10:11:33]#3
2 GRV

Ничего Генпрокуратура не скажет, так как Росавиация не растратила, а наоборот - сократила расходы, ввиду отсутствия в стране производимого оборудования. А иностранное закупать нельзя, это вопрос безопасности.


Росавиация не сократила расходы (что было бы правильно, если бы объекты были построены за меньшие деньги), а вынужденно заморозила инвестиции. Упущенные сроки приведут к удорожанию строительства по известным причинам (курс доллара и т.п.). Алмаз уже объявил об удорожании оборудования.
Основные причины срывов программы и неиспользования средств по степени убывания:
1. Невыделение земельных участков, находящихся в ведении МО.
2. Никакое качество проектов (кстати, как-то прошедших госэкспертизу)
3. Выигрыш строительных тендеров сомнительными строительными фирмами с штатом 3 человека, но предлагающими низкие цены.
4. Низкий уровень самой программы модернизации. Очень много ненужных проектов оснащения морально устаревшим оборудованием, которое авиационное сообщество уже вывело из эксплуатации или выведет в ближайшее время.
5.Только на 5 месте отсутствие производимого оборудования
6. Низкий уровень координации работ по всей цепочке от заказчика до исполнителя.

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      01/03/2015 [17:37:19]#4
2 КЕНТАВР

Это в Вашем списке на пятом месте. А в списке Росавиации, отсутствие необходимого оборудования и несоответствие требуемым характеристикам уже установленного, стоят на первом месте. Читайте внимательней пункт 4: Очень много ненужных проектов оснащения морально устаревшим оборудованием. Вывод: Зачем тратить деньги на объекты под устаревшее оборудование или которые ещё неизвестно каким оборудованием будут оснащены и требования к ним могут быть изменены? По сути, Росавиация не допустила разбазаривания госсредств.

КЕНТАВР      01/03/2015 [19:32:04]#5
2 GRV

А в списке Росавиации, отсутствие необходимого оборудования и несоответствие требуемым характеристикам уже установленного, стоят на первом месте. Читайте внимательней пункт 4: Очень много ненужных проектов оснащения морально устаревшим оборудованием. Вывод: Зачем тратить деньги на объекты под устаревшее оборудование или которые ещё неизвестно каким оборудованием будут оснащены и требования к ним могут быть изменены? По сути, Росавиация не допустила разбазаривания госсредств.

Я бы с Вами согласился, если бы Росавиация не допустила включения морально устаревшего оборудования в Программу и тем более не стала бы его устанавливать.
Если приведете случаи отказа от реализации хоть одного проекта по причине несоответствия современным требованиям, готов признать плодотворность работы Росавиации.
А пока что и разбазаривание налицо и виртуальная экономия, маскирующая замораживание инвестиций.
Мой список очень легко проверить, взяв для анализа навскидку любой проект, реализованный или неудавшийся на земле Минобороны.













Материалы рубрики

Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока



Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer