Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Что делать с убыточным аэропортом "Львов"


26 февраля 2015 года Александр Ланецкий, Forbes Украина


В Украине продолжается конкурс на замещение должностей генеральных директоров бориспольского и львовского аэропортов. «Борисполь» – это самый большой аэропорт Украины, главные воздушные ворота не только столицы, но и всей страны.

Также руководитель «Борисполя» может очень сильно влиять на деятельность базового перевозчика – «Международных Авиалиний Украины», как помогая, так и создавая невыносимые условия. «Львов» же – единственный еще не переданный частным инвесторам крупный региональный украинский аэропорт, обслуживающий потенциально курортное туристическое направление (Львов/Трускавец/Карпаты) для въездного туризма.
 
Кроме того, это аэропорт столицы региона, поставляющего больше всего украинских трудовых мигрантов в Западную Европу.
 
Аэропорт, в отличие от авиакомпании – очень привлекательный бизнес. Авиакомпании генерируют большой денежный поток, но с малой прибыльностью. Так, в 2013 финансовом году оборот Lufthansa group достиг почти $40 млрд, LOT – $1 млрд, а МАУ – $0,74 млрд. В то же время прибыльность авиакомпаний в Европе обычно варьируется между 1-2,5% (Lufthansa и «Аэрофлот»).
 
Деньги оседают у тех, кто обеспечивает жизнедеятельность авиакомпании – лизингодателя, заправщиков, наземного обслуживания, ремонтных организаций и т.д. Причем вся эта деятельность намного прибыльнее, чем бизнес самих авиакомпаний (в среднем около 20%).
 
Аэропорты обычно являются естественными монополистами в своих регионах, что помогает им держать приемлемый (по их мнению) уровень цен на услуги. Именно в аэропортах базируется большинство организаций, обеспечивающих каждодневную работу авиакомпании. И даже если эти организации не принадлежат напрямую аэропорту, они очень сильно зависят от его руководства.
 
Простой пример: в «Борисполе» в прошлые годы часто практиковалась схема аннулирования пропусков сотрудников и техники неугодных руководству компаний, чем их деятельность просто парализовалась, а авиакомпании-клиенты перехватывались лояльными аэропорту операторами.
 
Министр инфраструктуры Андрей Пивоварский заявил, что правительство готово приватизировать львовский аэропорт. Все прошлые попытки найти инвестора упирались в стоимость объекта – в реконструкцию вложено $250 млн, что в 2,5 раза больше, чем в «Жуляны», и примерно в 8 раз больше, чем в аналогичный по размерам терминал а/п «Вильнюс». Ни купить за такие деньги, ни платить концессию ежегодно по $10 млн желающих не было и в мирное время. А каким образом Кабмин найдет их сейчас?
 
Даже в условиях кризиса и АТО львовский аэропорт вполне реально продать инвестору за рыночную цену (S), рассчитанную по формуле S=AxDxC, где:
 
A – европейская стоимость строительства подобного аэропорта;
D – понижающий коэффициент в связи с украинскими рисками (война, коррупция, бедность);
С – повышающий коэффициент в связи с небольшой конкуренцией на рынке аэропортов в регионе.
 
Так как D и C, в лучшем случае, равны, а реально D меньше C, то и потенциальная стоимость объекта будет на порядок меньше, чем балансовая.
 
Сейчас аэропорт предположительно убыточен (официального финансового отчета в свободном доступе нет), прежде всего, из-за высоких амортизационных расходов. Если же затраты на реконструкцию единоразово списать в убытки и оптимизировать управление, то он быстро может стать прибыльным и приносить доход государству. А приватизировать прибыльный объект, не требующий вложений, вообще нелогично.
 
Единственная проблемная задача – загрузить аэропорт Львова работой. Сейчас рейсы из него выполняются в 12 городов (для сравнения: из соседнего Кракова – в более 60), тут не базируется ни один перевозчик. В прошлом году лоукостер Wizzair отказался от своих планов базировать самолеты во Львове, сославшись на падение спроса. Новый инвестор, владеющий своей авиакомпанией, теоретически, сможет предложить львовянам новые направления.
 
Главный вопрос при передаче аэропорта частному инвестору: какая с него выгода государству и региону? Сомнительно, что инвесторы согласятся платить фиксированные 5% от стоимости реконструкции, то есть $10 млн в год, как предлагал в бытность министром Борис Колесников. При прошлогоднем пассажиропотоке в 586 000 человек – это дополнительных $17 сбора с каждого. Предложение же списать долги и продать аэропорт без них вызывает простой вопрос: а зачем тогда вообще такой инвестор – аэропорт реконструирован, деньги вкладывать не надо, только считай прибыль.
 
Второй вопрос: получит ли новая авиакомпания назначения на полеты из Львова, и не будет ли это вызывать протесты у флагманского перевозчика страны – МАУ? Решить его  можно нетрадиционным способом – определить 10-15 направлений полетов из Львова, важных для региона, и выставить их пакетом на конкурс для украинских авиакомпаний. Правильно было бы при этом учесть интересы «Борисполя» и МАУ, и подобрать направления так, чтобы они не создавали острой конкуренции существующим, а генерировали новый поток.
 
О заинтересованности в таких пакетах в разное время заявляли Wizzair, Yanair, AtlasJet и некоторые другие авиакомпании. Критерием отбора должна стать готовность авиакомпании быстро запустить полеты по всем данным направлениям, зафиксировать средний тариф на каждом из них не выше определенной суммы минимум на год (такая система существует в Скандинавии), а также в обязательном порядке привлекать на обслуживание рейсов украинские компании и граждан. Например, Wizzair в Украине технически обслуживают британские компании и техники-иностранцы. Еще одним из обязательных условий должна стать готовность платить реальные аэропортовые сборы.
 
Взамен победившая авиакомпания должна получить право самостоятельно обслуживаться в аэропорту и делегировать своего представителя в его администрацию.
 
Такой компромисс может решить проблему загрузки львовского аэропорта, значительно улучшить в регионе транспортную доступность (в первую очередь для интуристов), дать возможность «раскрутиться» новой авиакомпании и создать прецедент по конкуренции на авиационном рынке, не подрывая бизнес «Борисполя» и МАУ. 
 
Также, возможно, львовяне получат возможность больше летать. Хотя для этого нужен рост в первую очередь не предложения авианаправлений, а реальных доходов населения. Но это уже другая тема.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного



Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer