← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Авиаперевозчики продолжают делить небо


6 февраля 2015 года Александр Лабыкин, Эксперт


В то время как участники других рынков объединяются для выработки совместно с правительством антикризисных мер, на рынке авиаперевозок все больше проявляются признаки передела рынка. «Аэрофлот» и S7 отказались подписывать совместное с другими авиакомпаниями обращение в правительство об оказании мер господдержки отрасли. Без антикризисных мер обремененные долгами авиаперевозчии могут покинуть рынок, укрупнение которого приведет к еще большим затратам бюджета и повышению тарифов.

Крупнейшие на рынке авиапервозчики «Аэрофлот» и S7 («Сибирь») отказались подписывать письмо, которое направило в правительство Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) о предоставлении мер господдержки. Отраслевая Ассоциация, которая представляет интересы всех авиаперевозчиков, предложила ввести механизм компенсации процентных ставок по кредитам, возобновить предоставление госгарантий, снизить налоговую нагрузку за счет «обнуления» НДС в тарифах на авиаперевозки.  Участники рынка также просят ввести мораторий в этом году на индексацию сборов субъектов естественных монополий по обслуживанию воздушных судов и пассажиров отечественных авиакомпаний (аэропортовые сборы). За счет этого авиакомпании могут сэкономить порядка 50 млрд рублей. В качестве еще одной меры предлагается пересмотреть порядок исчисления тарифа в Пенсионный фонд летного состава.
 
Демарш двух крупнейших авиаперевозчиков выглядит противоречиво на фоне их прежних заявлений, в которых они возражали против предоставления мер господдержки отдельно взятым компаниям. В январе «ЮТэйр» обратилась к правительству с просьбой о предоставлении госгарантий на сумму 10 млрд рублей до 2020 года для получения кредита на реструктуризацию основного долга перед банками, превышающего 63 млрд рублей (с учетом лизинговых платежей общая задолженность составляет 167,9 млрд рублей).
 
Ранее аналогичную просьбу   правительство одобрило для «Трансаэро», которому «Внешэкономбанк» согласился предоставить 9 млрд кредита. Однако руководство «Аэрофлота» и S7 поспешили обратиться с письмом к первому вице-премьер Игорю Шувалову, в котором высказали беспокойство в связи с тем, что «ЮТэйр» несколько лет «проводила политику бессистемной экспансии и не уделяла должного внимания эффективности бизнеса». «Сибирь» и «Аэрофлот» акцентировали в письме, что не просили правительство о финансовой помощи себе, но проявили заботу о развитии отрасли. «Никакой финансовой помощи «Аэрофлот» и S7 не просили. Компании предложили помощь по оздоровлению авиационной отрасли. А также предложили правительству ряд мер по разрешению потенциальных проблем, которые могут возникнуть с уходом некоторых авиакомпаний с рынка авиаперевозок», - сказал ТАСС представитель «Аэрофлота».
 
«Более 80% пассажиров могут быть приняты на регулярные рейсы авиакомпаний группы «Аэрофлот» и группы компаний S7. Остальным пассажирам будет предоставлена возможность воспользоваться услугами других авиакомпаний либо альтернативными видами транспорта», - говорится в письме руководства этих авиакомпаний Игрою Шувалову.
 
Кроме того, ранее «Аэрофлот» выразил готовность принять шесть новых самолетов SSJ-100, предназначенных ранее для «ЮТэйр», что подтвердил новый глава «Объединенной авиационной корпорации» Юрий Слюсарь. «Мы надеемся, данные самолеты будут отправлены в пользу «Аэрофлота», — отметил он.
 
Это при том, что у самого «Аэрофлота» дела обстоят тоже незавидно.  Компания от увеличения финансовых расходов, связанных с убытком от девальвации рубля, переоценкой обязательств по финансовому лизингу и увеличением процентных расходов, показала  чистый убыток группы за 9 месяцев 2014 года в 3 млрд 563 млн рублей. На 41,5% по сравнению с 2013 годом выросли и долговые обязательства, достигнув 122,5 млрд рублей.
 
«Если сейчас предназначенные самолеты для «ЮТэйр» будут перекрашивать в цвета «Аэрофлота», то последнему будет очень трудно справиться с выплатой за них из операционной прибыли, - говорит Роман Гусаров. – Но в нынешней ситуации все в одинаково тяжелом положении. У «Аэрофлота» и S7 резко выросли лизинговые платежи за их новый парк, поскольку платят они их зарубежным компаниям в иностранной валюте. У «ЮТэйр» и «Трансаэро» не такие большие платежи, но огромная долговая нагрузка. Проблемы у каждого свои и сейчас вообще трудно сказать, кто доживет до конца года».
 
Несмотря на очевидную необходимость коллективно добиваться мер господдержки, на рынке продолжается ценовая конкуренция, которую разумеется лучше выдерживают менее отягченные долгами компании. Пока «Аэрофлот» и S7 держали цены на низком уровне, тот же «ЮТэйр» терял пассажиров, не имея возможности демпинговать. В конце марта, к примеру, перелет Москвы в Екатеринбург  у «Аэрофлота» стоил  3030 рублей, «Трансаэро» - 6284 рубля, S7 – 6700 рублей, а «ЮТэйр» - 10700 рублей. В Иркутск: «Аэрофлот» - 10280 рублей, «Трансаэро» - 8159 рубля, S7 – 8800 рублей, «ЮТэйр» - 10550 рублей. Похоже, что за увеличение доли на рынке за счет ослабленного конкурента «Аэрофлот» и S7 готовы биться до конца. Но очевидно, что цену этой победы потом придется компенсировать за счет повышения тарифов на авиаперевозки.
 
«У нас аэропортовые сборы и так очень большие, даже без их индексации, ставки по кредитам на операционную деятельность тоже выросли для всех, - говорит директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин. – В такой ситуации я даже не называя компании могу сказать, что разорения нам предстоит увидеть и обострение конкуренции – это очевидно. Но будет ли очевиден для победителей эффект от сужения рынка? Допустим, останется даже один монополист на рынке – и что? Он повысит тариф на 30% и получит снижение трафика, то есть и доходность упадет в два раза. Это будет убийственная эскалация убытков».Публикуя неутешительные показатели, «Аэрофлот» заверял, что «приоритетами Группы являются оптимизация провозных мощностей и маршрутной сети, контроль над операционными расходами и эффективное управление финансовыми рисками». Однако еще в ноябре в квартальном отчете, прогнозируя негативные тенденции на рынке в ближайшие несколько лет, авиакомпания не исключает «получение в случае крайней необходимости государственных гарантий, дотаций и других способов государственной поддержки для поддержания бизнеса».
 
Это при том, что крупнейший авиаперевозчик и без этих гарантий имеет достаточно подушку финансовой безопасности в виде «роялти», которые получает «Аэрофлот» от зарубежных авиаперевозчиков за пролеты над Россией (в 2013 году около 200 млн долларов).В кризис участники даже самых конкурентных рынков объединяются для выработки совместных антикризисных планов сохранения рынка.  Российские промышленники все вместе требуют от правительства, чтобы антикризисная финансовая помощь распределялась не только через самые крупные банки, но и через финансовые учреждения второго эшелона - так у денег будет больше шансов дойти до конечных адресатов.
 
Представители почти всех секторов аграрного рынка именно коллективными усилиями добились выделения дополнительных мер господдержки. Консолидацию мы наблюдаем почти во всех отраслях – даже в очень конкурентом рекламном бизнесе. Более того, даже вечные антагонисты – ритейлеры и поставщики создали при правительстве совместную экспертную группу для выработки прозрачных правил игры в кризисное время. И только авиаперевозчики не смогут договориться и продолжают делить небо.
 
Но можно предположить, что в случае «победы любой ценой» «Аэрофлот» и  S7 первое, что сделают – тоже обратятся за господдержкой. И тогда уже государство вынужденно будет ее оказать, поскольку не может допустить банкротства оставшихся ключевых игроков рынка. Таким образом, убытки получат все: и сами компании, и госбюджет, и главным образом пассажиров.



URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2015/2/6/25587/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.