Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Аэропорт Казани не удержал "пражскую весну"


6 февраля 2015 года Дмитрий Катаргин, Любовь Порываева, Сабина Вахитова, Бизнес Online


«Чешские авиалинии» отложили открытие маршрута Казань — Прага. Накануне авиакомпания объяснила это общим сокращением рейсов в Россию на 20% из-за падения спроса на билеты. Казань, таким образом, потеряла «пражскую весну»: после ухода Lufthansa и паузы Finnair напрямую в Европу казанцы могут летать только на Turkish Airlines. Эксперты «БИЗНЕС Online» отмечают, что приличная доля татарстанцев пользуется услугами конкурентов международного аэропорта «Казань» (МАК), а динамика пассажиропотока говорит, скорее, против Казани: Нижний Новгород за 2014 год вырос на 23%, Самара — на 9%, Уфа — на 7%, а МАК — только на 5%.

Авиакомпания «Чешские авиалинии» отказалась от намерения открыть маршрут Казань — Прага. Об этом накануне сообщила дирекция национальной авиакомпании Чехии. Компания в целом планирует на 20% сократить число рейсов в Россию из-за падения спроса на билеты, сообщает ТАСС. Авиакомпании пришлось корректировать даже действующее зимнее расписание.
 
Помимо Казани Czech Airlines планирует отказаться от маршрута на Калининград, а также намеревается исключить из летнего расписания Уфу и Пермь. Таким образом, перевозчик сохраняет лишь рейсы в Москву, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Екатеринбург и Самару. Вернуться к вопросу «зависших» направлений чехи еще могут — в зависимости от экономической ситуации в России. А пока спрос на билеты сокращается очень серьезно: так, по данным ассоциации туроператоров России (АТОР), в этом году лишь около 10 млн. россиян планируют отдохнуть за границей — на 8 млн. меньше, чем в 2014-м. Стоит, впрочем, отметить, что и сама чешская авиакомпания переживает серьезные сложности из-за снижения пассажиропотока на ряде направлений, вызванным украинским кризисом, предполагается сокращение 36% персонала.
 
Вместе с тем Чехия рассматривает вопрос предоставления преференций туристам с Урала. В частности, за счет скидки в 20% планируется увеличить частоту вылетов «Чешских авиалиний» из Екатеринбурга в Прагу (сегодня — один-два раза в неделю). Об этом на фоне резкого подорожания зарубежных туров договорилась Уральская ассоциация туризма.
 
Напомним, что о возможном возвращении Праги в расписание МАК «БИЗНЕС Online» стало известно в октябре прошлого года, когда Росавиация дала «добро» на эти полеты с лета 2015 года. Предварительно чешским перевозчикам согласовали рейсы в Казань, Волгоград и Воронеж — еженедельно не более пяти вылетов по каждому маршруту. Ворота в Прагу для казанцев закрылись с банкротством  авиакомпании «Татарстан», которая регулярно летала туда с 2010 года. Представители МАК минувшей осенью говорили о том, что на переговоры с европейскими перевозчиками оказывают влияние санкции и непростая международная обстановка, но Казань прилагает максимальные усилия для возврата и пражского направления.
 
Но, видимо, усилий были недостаточными. Отметим, что Казань за короткое время потеряла все европейские направления. Летавшая во Франкфурт Lufthansa в апреде 2013 года «изменила Казани»  с Самарой и Нижним Новгородом, при этом увеличив частоту полетов. Совсем свежей потерей стал едва-едва открывшийся рейс в Хельсинки, который на неопределенное время заморозила авиакомпания Finnair. Финский перевозчик, претендовавший на роль транзитного моста из Казани в Европу, не продержался и полугода — первый рейс состоялся 19 августа. Впрочем, сообщается, что полеты закрылись до 22 апреля — так что, вероятность возвращения Finnair в казанское расписание еще сохраняется. К тому же финны, сославшись на обвальную девальвацию рубля, закрыли также и рейсы в Нижний и Самару.
 
Остается, впрочем, надежда на «Оренбургские авиалинии», которые получили допуск на регулярный рейс Казань-Мюнхен. Но, по большому счету, единственными широкими путями транзита в Европу для МАК остаются только Стамбул и... Москва.
 
Насколько конкурентоспособен МАК по сравнению с другими аэропортами Поволжья? «БИЗНЕС Online» запросил информацию о сравнительной стоимости аэропортового обслуживания и заправки самолетов, однако предоставить оперативный ответ в аэропорту не смогли.
 
РАЗРЫВ С КОНКУРЕНТАМИ РАСТЕТ
 
О надеждах говорил недавно министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин. «Несмотря на сложное экономическое положение, мы и в этом году хотим перейти порог в 2 миллиона пассажиров», — заявил он, говоря о перспективах развития авиаперевозок в республике. Сделать это предполагается за счет развития внутрироссийских перевозок. Казань свяжут регулярными рейсами с новым субъектом РФ — Крымом и традиционно избираемым для летнего отдыха Краснодарским краем. В Симферополь жителей Татарстана берется доставить компания «Ямал». Сибирская авиакомпания «ИрАэро» будет работать на направлениях Казань — Екатеринбург — Красноярск и Казань — Екатеринбург/Омск — Иркутск. Частоту воздушного сообщения с Санкт-Петербургом планируют увеличить до двух раз в день.
 
Сафин подтвердил возвращение Finnair — полеты в Хельсинки восстановят с 23 апреля. Кроме того, предположительно, не даст захлопнуться окну в Европу и испанская авиакомпания Vueling Airlines с регулярным рейсом Барселона — Казань — Барселона. В дополнение к этому министр заметил, что в 2015 году планируется прорубить окно в Китай: «Ведем переговоры с заинтересованными сторонами, в частности с авиакомпанией China Southern. Рейс Казань — Урумчи планируем включить уже в летнее расписание».
 
Однако, если сравнивать статистику конкурирующих с Казанью поволжских аэропортов, картина получается, мягко говоря, не очень радостная. Так, самарский международный аэропорт «Курумоч» обслужил почти 2,4 млн. пассажиров — на 9,7% больше, чем в 2013 году. «Росту этого показателя способствовал в том числе и приход на самарский рынок новых авиаперевозчиков Finnair, AirArabia, ИрАэро», — отмечает пресс-служба аэропорта. Международный аэропорт «Уфа» обслужил также почти 2,4 млн. пассажиров — это на 7,3% больше, чем годом ранее. Рост, впрочем, дали только внутрироссийские перевозки — заграничные вылеты потеряли 0,7% пассажиров. Услугами аэропорта «Стригино» (Нижний Новгород) воспользовались по итогам года более 1,1 млн. пассажиров — при этом трафик вырос на 23,4%, прирост на международных рейсах — 18,9%.
 
Международный аэропорт «Казань» обслужил в прошлом году более 1,9 млн. пассажиров — на 5,2% больше, чем годом ранее. При этом прирост трафика на международных линиях составил 0,5%. Кстати, международные рейсы дали Казани свыше 943 тыс. пассажиров, говорится в пресс-релизе МАК. Наибольший рост пассажиропотока отмечен на Хургаду, Анталию, Стамбул, Шарм Эль Шейх. В основном, как видим, все это — курортные направления. И, если татарстанцы, как говорят эксперты, обратят свой взор от красот Турции и Египта в сторону российских санаториев, провала в авиаперевозках не избежать.
 
РАЗРЫВ С УФОЙ И САМАРОЙ БУДЕТ ТОЛЬКО РАСТИ
 
Само по себе решение «Чешских авиалиний» большими проблемами казанцам не грозит, отмечает в разговоре с «БИЗНЕС Online» председатель совета директоров ГК «Тулпар» Азат Хаким. Ну, не будет еще одного выхода на Европу — так ворота через «Шереметьево» никто не отменял. Рейсы на Прагу в свое время не были особенно сильно загружены — люди давно открыли для себя другие курорты помимо Карловых Вар. «А вот то, что одним перевозчиком будет меньше, и, следовательно, снизятся доходы аэропорта, — это факт, — отмечает Хаким. — Прежде всего, сам казанский аэропорт должен работать над привлечением новых перевозчиков. К сожалению, наши в последние годы больше „плясали“ вокруг национальных перевозчиков — „Татарстан“, „Ак Барс Аэро“. Все это закончилось довольно печально, и это еще не самое дно. В 2015 году провал по перевозкам аэропорта будет гораздо больше, разрыв с Самарой и Уфой будет только увеличиваться. Сейчас мы отстаем примерно на 350-400 тысяч пассажиров, в 2015-м году будет хуже». Уфу и Самару отличают определенная стратегия по привлечению перевозчиков, хорошо работает маркетинговая служба, добавил собеседник «БИЗНЕС Online». Конечно, в Татарстане есть еще аэропорты Бугульма и Бегишево, но вряд ли оттуда будут много летать за рубеж, чтобы составить конкуренцию Казани. Конкуренты МАКа — за пределами республики.
 
Да, казанский аэропорт — просто картинка после Универсиады. Но с точки зрения путешествий важны не телетрапы и перроны с иголочки за большие миллиарды, а реальные пассажиры. «В Самаре есть реальные пассажиры: бизнес там развился и чувствует себя гораздо лучше, чем в Татарстане, поэтому часть Татарстана летает через Самару, — отметил заметил в разговоре с „БИЗНЕС Online“ гендиректор магазина путешествий Companion SP Сергей Пасечник. — Особенно это заметно, если вы летали на рейсах Lufthansa из Казани: 2/3 борта заполняла Самара, а Казань кое-как набирала одну треть. Это длилось годами и сейчас ничего не изменилось. Самара по сравнению с нами в сфере бизнес-выездов как минимум дважды выигрывает».
 
Стамбул — не совсем европейские ворота Казани, отметил в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» гендиректор AVT Азамат Сабиров, поэтому у казанских пассажиров остается только вариант полетов через Москву. «Finnair, — не знаю, вернется он или нет, — обеспечивал неплохую загрузку на Европу, — с некоторым сожалением отметил он. — Что же до чехов, то они тоже не могут разобраться со своим бизнесом. Кроме того, я не уверен, что они могут предоставить такую же развилку из своего „хаба“ в Праге, как, например, финны из Хельсинки. Разве что, вы прилетите в Прагу и сразу пойдете пить пиво и смотреть на красоты этого города». Что до перспектив с развитием авиасообщения, сейчас все крупные игроки будут ждать, пока стабилизируется ситуация на рынке, полагает Сабиров. Кроме того, он не согласен с Хакимом по поводу конкуренции между татарстанскими аэропортами — сейчас в республике два аэропорта имеют статус международных. Также Сабиров констатировал, что юго-восток республики тяготеет именно к Самаре, как к воротам за границу, тем более «Курумоч» недавно запустил новый терминал, который больше похож на космопорт. «Нам надо определиться, сколько аэропортов мы хотим, — говорит Сабиров. — Каждому главе по аэропорту? Если бы у нас остался один аэропорт, он бы получил возможность привлекать дополнительные 100 тысяч пассажиров в год. Соответственно, мы бы смогли привлекать прямые рейсы до Европы, и Казань стала бы хабом. Из Челнов и Бугульмы можно пустить электрички прямо до аэропорта. Это было бы идеально!» Кризис сделает свое «черное дело» в динамике авиатрафика. Спрос на рейсы в Европу резко упал — люди вспомнили про Армению и Грузию и, разумеется, про Крым. Цены на билеты выросли на 25-30% — это еще немного по сравнению с девальвацией рубля, считает Сабиров. Основные потери МАК понесет не из-за отмены регулярных рейсов, а из-за падения спроса на чартеры, загрузка которых в основном обеспечивается курортным спросом пассажиров.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»



Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer