← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Аэропорт Казани не удержал "пражскую весну"


6 февраля 2015 года Дмитрий Катаргин, Любовь Порываева, Сабина Вахитова, Бизнес Online


«Чешские авиалинии» отложили открытие маршрута Казань — Прага. Накануне авиакомпания объяснила это общим сокращением рейсов в Россию на 20% из-за падения спроса на билеты. Казань, таким образом, потеряла «пражскую весну»: после ухода Lufthansa и паузы Finnair напрямую в Европу казанцы могут летать только на Turkish Airlines. Эксперты «БИЗНЕС Online» отмечают, что приличная доля татарстанцев пользуется услугами конкурентов международного аэропорта «Казань» (МАК), а динамика пассажиропотока говорит, скорее, против Казани: Нижний Новгород за 2014 год вырос на 23%, Самара — на 9%, Уфа — на 7%, а МАК — только на 5%.

Авиакомпания «Чешские авиалинии» отказалась от намерения открыть маршрут Казань — Прага. Об этом накануне сообщила дирекция национальной авиакомпании Чехии. Компания в целом планирует на 20% сократить число рейсов в Россию из-за падения спроса на билеты, сообщает ТАСС. Авиакомпании пришлось корректировать даже действующее зимнее расписание.
 
Помимо Казани Czech Airlines планирует отказаться от маршрута на Калининград, а также намеревается исключить из летнего расписания Уфу и Пермь. Таким образом, перевозчик сохраняет лишь рейсы в Москву, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Екатеринбург и Самару. Вернуться к вопросу «зависших» направлений чехи еще могут — в зависимости от экономической ситуации в России. А пока спрос на билеты сокращается очень серьезно: так, по данным ассоциации туроператоров России (АТОР), в этом году лишь около 10 млн. россиян планируют отдохнуть за границей — на 8 млн. меньше, чем в 2014-м. Стоит, впрочем, отметить, что и сама чешская авиакомпания переживает серьезные сложности из-за снижения пассажиропотока на ряде направлений, вызванным украинским кризисом, предполагается сокращение 36% персонала.
 
Вместе с тем Чехия рассматривает вопрос предоставления преференций туристам с Урала. В частности, за счет скидки в 20% планируется увеличить частоту вылетов «Чешских авиалиний» из Екатеринбурга в Прагу (сегодня — один-два раза в неделю). Об этом на фоне резкого подорожания зарубежных туров договорилась Уральская ассоциация туризма.
 
Напомним, что о возможном возвращении Праги в расписание МАК «БИЗНЕС Online» стало известно в октябре прошлого года, когда Росавиация дала «добро» на эти полеты с лета 2015 года. Предварительно чешским перевозчикам согласовали рейсы в Казань, Волгоград и Воронеж — еженедельно не более пяти вылетов по каждому маршруту. Ворота в Прагу для казанцев закрылись с банкротством  авиакомпании «Татарстан», которая регулярно летала туда с 2010 года. Представители МАК минувшей осенью говорили о том, что на переговоры с европейскими перевозчиками оказывают влияние санкции и непростая международная обстановка, но Казань прилагает максимальные усилия для возврата и пражского направления.
 
Но, видимо, усилий были недостаточными. Отметим, что Казань за короткое время потеряла все европейские направления. Летавшая во Франкфурт Lufthansa в апреде 2013 года «изменила Казани»  с Самарой и Нижним Новгородом, при этом увеличив частоту полетов. Совсем свежей потерей стал едва-едва открывшийся рейс в Хельсинки, который на неопределенное время заморозила авиакомпания Finnair. Финский перевозчик, претендовавший на роль транзитного моста из Казани в Европу, не продержался и полугода — первый рейс состоялся 19 августа. Впрочем, сообщается, что полеты закрылись до 22 апреля — так что, вероятность возвращения Finnair в казанское расписание еще сохраняется. К тому же финны, сославшись на обвальную девальвацию рубля, закрыли также и рейсы в Нижний и Самару.
 
Остается, впрочем, надежда на «Оренбургские авиалинии», которые получили допуск на регулярный рейс Казань-Мюнхен. Но, по большому счету, единственными широкими путями транзита в Европу для МАК остаются только Стамбул и... Москва.
 
Насколько конкурентоспособен МАК по сравнению с другими аэропортами Поволжья? «БИЗНЕС Online» запросил информацию о сравнительной стоимости аэропортового обслуживания и заправки самолетов, однако предоставить оперативный ответ в аэропорту не смогли.
 
РАЗРЫВ С КОНКУРЕНТАМИ РАСТЕТ
 
О надеждах говорил недавно министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин. «Несмотря на сложное экономическое положение, мы и в этом году хотим перейти порог в 2 миллиона пассажиров», — заявил он, говоря о перспективах развития авиаперевозок в республике. Сделать это предполагается за счет развития внутрироссийских перевозок. Казань свяжут регулярными рейсами с новым субъектом РФ — Крымом и традиционно избираемым для летнего отдыха Краснодарским краем. В Симферополь жителей Татарстана берется доставить компания «Ямал». Сибирская авиакомпания «ИрАэро» будет работать на направлениях Казань — Екатеринбург — Красноярск и Казань — Екатеринбург/Омск — Иркутск. Частоту воздушного сообщения с Санкт-Петербургом планируют увеличить до двух раз в день.
 
Сафин подтвердил возвращение Finnair — полеты в Хельсинки восстановят с 23 апреля. Кроме того, предположительно, не даст захлопнуться окну в Европу и испанская авиакомпания Vueling Airlines с регулярным рейсом Барселона — Казань — Барселона. В дополнение к этому министр заметил, что в 2015 году планируется прорубить окно в Китай: «Ведем переговоры с заинтересованными сторонами, в частности с авиакомпанией China Southern. Рейс Казань — Урумчи планируем включить уже в летнее расписание».
 
Однако, если сравнивать статистику конкурирующих с Казанью поволжских аэропортов, картина получается, мягко говоря, не очень радостная. Так, самарский международный аэропорт «Курумоч» обслужил почти 2,4 млн. пассажиров — на 9,7% больше, чем в 2013 году. «Росту этого показателя способствовал в том числе и приход на самарский рынок новых авиаперевозчиков Finnair, AirArabia, ИрАэро», — отмечает пресс-служба аэропорта. Международный аэропорт «Уфа» обслужил также почти 2,4 млн. пассажиров — это на 7,3% больше, чем годом ранее. Рост, впрочем, дали только внутрироссийские перевозки — заграничные вылеты потеряли 0,7% пассажиров. Услугами аэропорта «Стригино» (Нижний Новгород) воспользовались по итогам года более 1,1 млн. пассажиров — при этом трафик вырос на 23,4%, прирост на международных рейсах — 18,9%.
 
Международный аэропорт «Казань» обслужил в прошлом году более 1,9 млн. пассажиров — на 5,2% больше, чем годом ранее. При этом прирост трафика на международных линиях составил 0,5%. Кстати, международные рейсы дали Казани свыше 943 тыс. пассажиров, говорится в пресс-релизе МАК. Наибольший рост пассажиропотока отмечен на Хургаду, Анталию, Стамбул, Шарм Эль Шейх. В основном, как видим, все это — курортные направления. И, если татарстанцы, как говорят эксперты, обратят свой взор от красот Турции и Египта в сторону российских санаториев, провала в авиаперевозках не избежать.
 
РАЗРЫВ С УФОЙ И САМАРОЙ БУДЕТ ТОЛЬКО РАСТИ
 
Само по себе решение «Чешских авиалиний» большими проблемами казанцам не грозит, отмечает в разговоре с «БИЗНЕС Online» председатель совета директоров ГК «Тулпар» Азат Хаким. Ну, не будет еще одного выхода на Европу — так ворота через «Шереметьево» никто не отменял. Рейсы на Прагу в свое время не были особенно сильно загружены — люди давно открыли для себя другие курорты помимо Карловых Вар. «А вот то, что одним перевозчиком будет меньше, и, следовательно, снизятся доходы аэропорта, — это факт, — отмечает Хаким. — Прежде всего, сам казанский аэропорт должен работать над привлечением новых перевозчиков. К сожалению, наши в последние годы больше „плясали“ вокруг национальных перевозчиков — „Татарстан“, „Ак Барс Аэро“. Все это закончилось довольно печально, и это еще не самое дно. В 2015 году провал по перевозкам аэропорта будет гораздо больше, разрыв с Самарой и Уфой будет только увеличиваться. Сейчас мы отстаем примерно на 350-400 тысяч пассажиров, в 2015-м году будет хуже». Уфу и Самару отличают определенная стратегия по привлечению перевозчиков, хорошо работает маркетинговая служба, добавил собеседник «БИЗНЕС Online». Конечно, в Татарстане есть еще аэропорты Бугульма и Бегишево, но вряд ли оттуда будут много летать за рубеж, чтобы составить конкуренцию Казани. Конкуренты МАКа — за пределами республики.
 
Да, казанский аэропорт — просто картинка после Универсиады. Но с точки зрения путешествий важны не телетрапы и перроны с иголочки за большие миллиарды, а реальные пассажиры. «В Самаре есть реальные пассажиры: бизнес там развился и чувствует себя гораздо лучше, чем в Татарстане, поэтому часть Татарстана летает через Самару, — отметил заметил в разговоре с „БИЗНЕС Online“ гендиректор магазина путешествий Companion SP Сергей Пасечник. — Особенно это заметно, если вы летали на рейсах Lufthansa из Казани: 2/3 борта заполняла Самара, а Казань кое-как набирала одну треть. Это длилось годами и сейчас ничего не изменилось. Самара по сравнению с нами в сфере бизнес-выездов как минимум дважды выигрывает».
 
Стамбул — не совсем европейские ворота Казани, отметил в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» гендиректор AVT Азамат Сабиров, поэтому у казанских пассажиров остается только вариант полетов через Москву. «Finnair, — не знаю, вернется он или нет, — обеспечивал неплохую загрузку на Европу, — с некоторым сожалением отметил он. — Что же до чехов, то они тоже не могут разобраться со своим бизнесом. Кроме того, я не уверен, что они могут предоставить такую же развилку из своего „хаба“ в Праге, как, например, финны из Хельсинки. Разве что, вы прилетите в Прагу и сразу пойдете пить пиво и смотреть на красоты этого города». Что до перспектив с развитием авиасообщения, сейчас все крупные игроки будут ждать, пока стабилизируется ситуация на рынке, полагает Сабиров. Кроме того, он не согласен с Хакимом по поводу конкуренции между татарстанскими аэропортами — сейчас в республике два аэропорта имеют статус международных. Также Сабиров констатировал, что юго-восток республики тяготеет именно к Самаре, как к воротам за границу, тем более «Курумоч» недавно запустил новый терминал, который больше похож на космопорт. «Нам надо определиться, сколько аэропортов мы хотим, — говорит Сабиров. — Каждому главе по аэропорту? Если бы у нас остался один аэропорт, он бы получил возможность привлекать дополнительные 100 тысяч пассажиров в год. Соответственно, мы бы смогли привлекать прямые рейсы до Европы, и Казань стала бы хабом. Из Челнов и Бугульмы можно пустить электрички прямо до аэропорта. Это было бы идеально!» Кризис сделает свое «черное дело» в динамике авиатрафика. Спрос на рейсы в Европу резко упал — люди вспомнили про Армению и Грузию и, разумеется, про Крым. Цены на билеты выросли на 25-30% — это еще немного по сравнению с девальвацией рубля, считает Сабиров. Основные потери МАК понесет не из-за отмены регулярных рейсов, а из-за падения спроса на чартеры, загрузка которых в основном обеспечивается курортным спросом пассажиров.



URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2015/2/6/25589/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.