Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Космическую программу приблизят к реальности


9 февраля 2015 года Иван Чеберко, Известия


Новый глава Роскосмоса Игорь Комаров сформировал рабочую группу по определению перспектив российской пилотируемой космонавтики. Всего за несколько недель входящим в нее специалистам предстоит пересмотреть и актуализировать планы по развитию самой абициозной и дорогой части космических планов России с учетом реальной ситуации в ракетно-космической промышленности. Выводы рабочей группы будут рассмотрены научно-техническим советом Роскосмоса и затем учтены в Федеральной космической программе 2016-2025 годов (ФКП 2016-25).

- Проведенные мною совещания в Роскосмосе показали, что для лучшего понимания необходимо сформулировать ответы на ряд базовых вопросов, - рассказал Комаров «Известиям». - С этой целью мною сформирована рабочая группа с участием научных организаций и головного предприятия по пилотируемой космонавтике «РКК Энергия». Перед группой стоит задача в короткий срок, буквально в течение месяца, представить ответы на основные вопросы: целесообразность дальнейшего использования МКС, возможность заключения стратегических альянсов в сфере космических исследований, перспективы создания новой орбитальной станции. Перед тем, как мы будем окончательно определяться с параметрами ФКП, нужно получить четкое видение принципиальных вопросов, чтобы к ним больше не возвращаться.
 
Перспективы российской пилотируемой космонавтики в разных форматах обсуждаются в последнее время регулярно. Промежуточным итогом этих обсуждений стало провозглашение стратегической цели - высадки россиянина на Луне в 2030 - 2035 годах. Например, в документе под названием «Основы государственной политики РФ в области космической деятельности на период до 2030 года и дальнейшую перспективу» (подписан президентом Владимиром Путиным в апреле 2013 г.) говорится, что сначала, в 2030-х годах, состоится полет к Луне без высадки на поверхность, а спустя несколько лет произойдет высадка.
 
Руководствуясь, в том числе, этим документом, Роскосмос в лице прежней администрации под руководством Олега Остапенко, вписал первую часть программы по освоению Луны в проект ФКП 2016-25. Из-за этого в тексте космической программы появились такие статьи расходов, как разработка лунного экскаватора и кабелеукладчика: техника требуется для обустройства на поверхности Луны обитаемой базы.
 
На разработку сверхтяжелой ракеты, которая нужна только для межпланетных экспедиций, Роскосмос весной этого года в проекте ФКП 2016–25 заложил 214,6 млрд рублей. Притом основная часть финансирования сверхтяжелого носителя приходится на следующий этап ФКП (2026–2035 годы) - когда предполагается создать ракету грузоподъемностью 160–180 тонн для отправки к Луне пилотируемого корабля вместе с посадочным модулем. Создание ракеты подобного класса с нуля будет стоить более 1 трлн рублей.
 
Но эти деньги теперь, возможно, не потребуются. Концепцию создания сверхтяжелого носителя буквально на днях раскритиковал экспертный совет председателя коллегии Военно-промышленной комиссии РФ, указав на очевидное: даже для сверхтяжелого носителя грузоподъемностью порядка 80–90 т уже невозможно найти коммерческие нагрузки. То есть носитель подобной размерности будет стартовать в лучшем случае два раза в год.
 
Необходимость поддержки уникальной инфраструктуры, производственных мощностей, коллективов, сделают сверхтяжелый носитель безмерно дорогим в эксплуатации. Исторический опыт показывает, что даже успешные проекты сверхтяжелых носителей (такие, как Saturn V и «Энергия») были закрыты по экономическим причинам - на фоне наступления очередного кризиса, когда деньги начинали экономить.
 
- Проект сверхтяжелого носителя, активно продвигаемый командой Остапенко, скорее всего, рабочей группой будет отложен на будущее, - рассказал «Известиям» один из участников рабочей группы, впервые собравшейся на заседание 5 февраля. - Альтернативой может стать тяжелый вариант «Ангары», с выведением нагрузки на орбиту в несколько этапов, с последующей сборкой непосредственно на орбите.
 
Участник рабочей группы высказал предположение, что в целом освоение Луны останется стратегической целью российской космонавтики, однако под секвестр вместе со сверхтяжелой ракетой может попасть и новый космический корабль, создаваемый специально для лунной экспедиции. На его создание требуется более 500 млрд рублей. Доработка существующего корабля "Союз" для того, чтобы он мог слетать к Луне, обойдется значительно дешевле.
 
Глава Роскосмоса надеется, что особых трудностей у членов рабочей группы не возникнет:
 
- В последние годы перспективы пилотируемой космонавтики обсуждались в разных форматах достаточное количество раз, - говорит Игорь Комаров. - Поэтому мы ждем мотивированных рекоменедаций от комиссии в столь сжатые сроки. Затем они поступят на рассмотрение научно-технического совета Роскосмоса, также планируется обсуждение с отраслевыми экспертами. Результат будет учтен при составлении ФКП на 2016-2025 годы.
 
По мнению члена-корреспондента российской Академии космонавтики им. Циолковского Андрея Ионина, задача, поставленная перед рабочей группой, выглядит несложной только на первый взгляд:
 
- Для определения перспектив пилотируемой космонавтики нужно сначала ответить на вопрос: зачем государству финансировать пилотируемую космонавтику, - говорит Ионин. - Что оно планирует получить в результате, потратив баснословные деньги? Дав четкий ответ на этот вопрос, мы легко ответим и на остальные вопросы этого ряда: какая орбитальная станция нам нужна, какой грузоподъемности должна быть ракета, что за космический корабль требуется.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»



Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer