Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Кафедра у летной полосы


17 марта 2015 года Ксения Колесникова, Российская газета


Российские авиазаводы наращивают объемы производства: на "Авиастаре" заложили опытный образец перспективного самолета-топливозаправщика Ил-78М-90А, "Иркут" готовит к выпуску новый МС-21, а "Гражданские самолеты Сухого" уже сейчас готовы выпускать до 50 Sukhoi Superjet 100 в год. В этом году ОАК должна выдать около 190 машин. А дальше - только по нарастающей. Кто же будет строить наши самолеты завтра, сколько языков должен знать хороший инженер, и почему вузы "переезжают" в цеха?

Соцопросы среди студентов и молодых специалистов показывают: профессию инженера большинство считает сегодня самой перспективной. С одним из них я познакомилась на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре. Андрею Моисеенко - 33 года, начальник участка. Десять лет назад начинал инженером-технологом, сейчас собирает "Суперджеты". В подчинении у него - несколько десятков людей.
 
- Окончил технический университет, - рассказывает он. - Отец долго работал в машиностроении, но как самолетостроитель я в семье первый. И о выборе нисколько не жалею.
 
Около 90 процентов студентов авиационных вузов устраиваются по специальности: на профильных предприятиях они нарасхват. Однако кадров по-прежнему не хватает. В Воронежском государственном техническом университете рассказали, что в прошлом году авиастроительные компании боролись буквально за каждого выпускника. По словам вице-президента ОАК по персоналу Светланы Крайчинской, заводам очень нужны технологи и инженеры-конструкторы.
 
- Производство расширяется, - поясняет она. - Поэтому мы заключили соглашение с 15 ведущими вузами, которые готовят специалистов по 54 востребованным в авиастроении направлениям.
 
Меры привлечения абитуриентов на авиастроительные специальности разные. Предприятия проводят экскурсии для школьников, устраивают Дни открытых дверей. Но, пожалуй, самая эффективная - обучение "целевиков", которые после выпуска идут работать на конкретное предприятие. В прошлом году в вузах училось свыше 1 тысячи таких студентов: по программе работают "МиГ", "Сухой", "Туполев", "Ил", "Авиастар", "Сокол"... Берут в "целевики" лучших. Так, "Иркут" только что провел для школьников свою олимпиаду по физике и математике. И лишь 27 ребятам, показавшим высокие результаты, предложил заключить договор.
 
Несколько лет назад эксперты ОАК провели "ревизию": кто нужен, чтобы строить перспективные лайнеры. Некоторых компетенций у выпускников инженерно-технических вузов явно не хватало. Особенно это касалось работы с цифровыми технологиями. Решением стала разработка профстандартов для авиастроителей, на основе которых в вузах были скорректированы образовательные программы и учебные планы.
 
- В этом году мы выпустим первых ребят, которые учились по новым стандартам, - рассказывает Михаил Куприков, проректор по учебной работе МАИ. - Сегодня инженер должен уметь не только создать конструкцию, но и разработать технологию ее производства, проанализировать рыночные перспективы решения.
 
В России на авиапредприятиях уже открыто семь базовых кафедр: вузы стали активно "переезжать" в цеха. Преподаватели - сотрудники предприятий - работают со студентами без отрыва от производства.
 
- У нас на базе ВАСО есть уникальное оборудование по производству деталей из композитных материалов. Студенты проходят на нем практику. Мы открыли новую специальность - "конструирование и производство изделий из композиционных материалов", - делится первый проректор Воронежского техуниверситета Сергей Сафонов. - Руководитель авиазавода, он же завкафедрой, может напрямую влиять на учебный процесс.
 
А на базе "Авиастара-СП" работает кафедра Ульяновского госуниверситета по цифровым технологиям авиапроизводства. Ребята учатся не только моделировать детали самолетов, но и работать с автоматизированными системами управления производством. На заводе открыты учебные классы, закуплено оборудование и самые совершенные программы для цифрового проектирования. На них пришлось потратить почти 3 млн рублей.
 
Однако дефицит квалифицированных рабочих в отрасли - чуть ли не больше, чем инженеров. По данным ОАК, на заводах не хватает токарей, фрезеровщиков, операторов станков, сборщиков-клепальщиков.
 
- Я окончил строительный техникум, работал токарем. Потом ушел на авиазавод: привлекла зарплата. Прямо здесь за несколько месяцев выучился на клепальщика-сборщика, - рассказывал в Комсомольске-на-Амуре корреспонденту "РГ" 23-летний Евгений Петров.
 
Предприятия оснащены настолько высоким технологичным оборудованием, что "у станка" сегодня должен стоять не просто рабочий - почти инженер. Вот почему, например, авиастроительная компания "Сухой" вложила около 60 млн рублей в реконструкцию и установку станков комсомольского лицея N 2. Теперь большинство студентов совмещают работу с учебой и получают зарплату на заводе. Причем неплохую.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии



Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Отвержение ударов: военные аэродромы проверили на прочность
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Охраняющие виды: Севморпуть начнут патрулировать Ту-142
Наталья Башлыкова,Максим Талавринов
Известия
Полет ненормальный: авиакомпании будут штрафовать за недостоверную информацию о билетах
Анастасия Ординян
ИА Регнум
Непосадочный талон. Как овербукинг рушит планы российским авиапассажирам
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Татарский» джет: «недобитый» Ту-324 превратят в летающий Aurus
Анастасия Львова,
РБК
Росавиация сообщила о росте числа инцидентов с самолетами из-за птиц
Станислав Федоров, Юлия Леонова
Известия
«Ми» не виноваты: в Росавиации прошли обыски из-за вывоза за рубеж 59 бортов
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Ремонт аэропортов предложили финансировать новым сбором с авиакомпаний
Кирилл Комаров
Профиль
"Тушка" в небе: самолеты Туполева вернулись на коммерческие маршруты в России

Известия
120 лет назад родился летчик-испытатель Валерий Чкалов
Виктор Бодров 
ТАСС
Реактивная "летающая парта": каким будет учебно-тренировочный самолет МиГ-УТС
Елена Проколова
Аргументы и Факты
«Они выжили, чтобы их судили». Летчики оценили действия пилотов Falcon 10
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Улетный план: пассажирам внутренних рейсов в аэропортах разрешат продажу алкоголя
Евгения Перцева
Известия
Остановили по требованию: «Аэрофлот» обязали отправить людей на Пхукет
Максим Талавринов
Известия
Летательный исход: пилотов разбившегося Falcon 10 лишили «прав»
Станислав Кучушев, Андрей Коршунов
Известия
Орбитальная инстанция: конструктору «российского Хаббла» светит два года
Анастасия Львова
РБК
Пулково попросило ускорить внедрение duty free на внутрироссийских рейсах
Анастасия Львова
РБК
Глава Пулково упрекнул «Аэрофлот» в непредсказуемости его планов
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Угрозы с неба вынудили предприятия Петербурга и Ленобласти искать защиту от БПЛА
Вадим Кузьмицкий
Деловой Петербург
К аэропорту Пулково хотят сделать новый подъезд с юго-запада Петербурга

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer