Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Штурвал в надежных руках? Проверка психического здоровья пилотов в РФ


1 апреля 2015 года Михаил Баженов, BFM


Самолет Germanwings потерпел крушение в Альпах. По версии следствия, второй пилот Андреас Любиц намеренно направил самолет к земле, как только командир экипажа вышел из кабины. Позже выяснилось, что Любиц лечился от суицидальных наклонностей.

Авиакомпания Lufthansa потратит 300 миллионов долларов на покрытие издержек авиакатастрофы Germanwings. Об этом сообщает BBC. Родственники погибших могут рассчитывать на компенсацию в 150 тысяч долларов, если будет доказано, что трагедия произошла по вине авикомпании. Самолет Germanwings потерпел крушение в Альпах.
 
По версии следствия, второй пилот Андреас Любиц намеренно направил самолет к земле, как только командир экипажа вышел из кабины. Позже выяснилось, что Любиц лечился от суицидальных наклонностей. Застрахована ли российская гражданская авиация от подобных случаев? И как проверяют психическое здоровье отечественных пилотов?
 
В истории российской авиации есть всего пара примеров, когда летчики сходили с ума за штурвалом. Один из них в Новосибирске, в 76-м году. Пилот Ан-2 умышленно направил самолет в пятиэтажку, где жила его бывшая супруга: отомстил за развод. Еще один случай описал журнал Esquire несколько лет назад, и о нем вспомнили после крушения самолета в Альпах, хотя достоверность этой истории не доказана. Якобы в 1995 году во время перелета из Москвы в Хабаровск бортинженер военно-транспортного Ту-154 выключил двигатели на высоте 11 тысяч метров. По документам, рейс был почтовым, но борт забит людьми: офицеры и их семьи возвращались в гарнизон из отпуска. Ситуацию спас случайный пассажир. Он помог экипажу скрутить неадекватного коллегу и вновь запустить двигатели. Позже в багаже бортинженера нашли стопку эзотерических книг, а сам он объяснил свой поступок приказом «внутреннего хранителя».
 
Это все исключения. Российская система профотбора построена так, что неадекватные люди в авиацию не попадают. Однако недавно авиакомпаниям разрешили нанимать иностранных пилотов, а как их тестировали у них на родине, и насколько они адекватны, неизвестно. В Россию иностранцы приезжают с действующими лицензиями и проверку не проходят, говорит действующий пилот Евгений Самсонов.
 
Евгений Самсонов
действующий пилот
 
«У нас они ничего не проходят абсолютно, потому что они приходят с действующим свидетельством, и они проходят по своим правилам. И вот это несоответствие наших медицинских требований и западных медицинских требований, оно, в общем, вошло в противоречие. Если они хотят работать здесь в России на долгосрочной основе, они будут обязаны проходить медконтроль по нашим требованиям. А заставят их проходить или не заставят, это трудно сказать. И они имеют полное право на это время уехать домой, продлить пилотское свидетельство, опять вернуться. Вопрос этот не утрясен и не разрешен».
 
Проблемы с психикой у пилотов возникают во время работы. Стрессы, нагрузки, иногда хроническая усталость провоцируют паралич мышления. Опытные пилоты допускают «курсантские» ошибки, и это приводит к авиакатастрофам. Система построена так, чтобы вовремя выявить проблему. На ежегодном медосмотре, где обязательно присутствует психолог, или на предполетной проверке, где врач оценивает эмоциональное состояние экипажа. Но были случаи, когда летчики избегали тестирования. Платили врачу. И получали бумагу «здоров». И о формальном предполетном контроле тоже написано немало. А как понять, что человек стал жертвой секты с практикой реинкарнации, или его жизнь сложилась так, что появились мысли о самоубийстве? Говорит главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.
 
Роман Гусаров
главный редактор портала Avia.ru
 
«Наверное, выявить какие-то такие моменты очень сложно. Так же, как в этом трагическом случае с суицидальными наклонностями человека. Наверное, здесь может работать система информирования, анонимная система информирования в компаниях, где сотрудники, заподозрив своего коллегу в каком-то неадекватном поведении или в каком-то опасном для общества мировоззрении, могут просто сообщить работодателю о том, что нужно обратить внимание именно на этого человека и провести с ним соответствующую работу. Может быть, направить к психологу».
 
Сами пилоты, скорее всего, будут до конца скрывать свои внутренние проблемы. Просто потому, что из-за этого можно потерять профессию. С очень высоким уровнем дохода, что тоже нелишне отметить.


комментарии (3):

Кабальеро      06/04/2015 [16:57:40]#1
Ещё в недавнем прошлом, памятуя о собственном опыте общения с психологами, весьма скептически относился к этой категории медиков. Однако, прочитав медико-психологическую оценку действий экипажа в отчёте об АПбЧЖ с самолётом Ту-204 в районе аэропорта Домодедово в марте 2010 г., кардинально изменил своё отношение к психологам вообще и к их деятельности, в частности. В целях данной оценки эксперты использовали единственный протокол психологического обследования главного виновника происшествия – КВС от 03.04.2007 в связи с переподготовкой на самолет ТУ-204. ...Когнитивные (мыслительные) функции КВС высокого уровня, что свидетельствует о хорошем интеллекте. Завышенность шкалы «К» (коррекции), показывающей высокий уровень контроля обследуемого над ответами: не откровенность, стремление скрыть дефекты своего характера, а также наличие каких-то проблем и внутренних конфликтов. Отмечается стремление произвести приятное впечатление и намерение скрыть вероятностные психологические проблемы: сильную эмоциональную напряженность... неконформность, (низкую подчиняемость) установок. Общая картина профиля носит невротический характер, тревожно-мнительного человека, с ярко выраженными индивидуалистическими особенностями, интровертного типа (живущего в мире внутренних переживаний), стремящегося к одиночеству... но, декларирующего чрезмерную общительность при отсутствии застенчивости... Лидерские качества отсутствуют. Человек «идущий за лидером», который может быть хорошим помощником или советчиком (при высоком интеллекте)... Если ситуация воспринимается как стрессовая... возникает состояние растерянности, неуверенности, снижаются когнитивные (мыслительные) функции. В состоянии стресса имеется склонность к сужению сознания (вплоть до потери его) и выраженным вегетативным реакциям. При драматизации событий проявляются демонстративные эмоциональные реакции (по истерическому типу – со склонностью к самовзвинчиванию)... Основной профиль, отметили психологи, требовал пристального внимания к тем шкалам, которые показывали наличие качеств, не соответствующих... выдвижению на должность КВС...
«Портрет» КВС, «написанный» психологами, почти на 100% соответствовал оригиналу, и это подтверждают большинство его коллег. Мы не можем утверждать, что внимательно присматривались к этому человеку и, что пытались проанализировать его индивидуальные психические качества. Но, читая выводы специалистов, трудно не согласиться со многими, очень точно подмеченными индивидуальными особенностями данной личности.

Кабальеро      06/04/2015 [16:58:03]#2
Например, видимо, пытаясь как-то выделиться в качестве старательного и творческого человека, он в числе первых стремился получить индивидуальное задание в рамках профессиональной подготовки, опять же, самый первый сдавал его, вызывая тем самым чувство «глубокого удовлетворения» у начальства – цель достигнута. А что там написано по сути дела, как правило, никого не интересовало. Нам приходилось заглядывать в эти «мульки», по-другому их и не назовёшь – поверхностное, почерпнутое чаще всего из единственного источника, изложение материала, без личных наблюдений и оценок – сплошной формализм. Не могу сказать, почему эта психологическая характеристика не стала достоянием руководства авиакомпании, может врачебная тайна? На наш взгляд, таких тайн быть не должно. Психологический портрет тестируемого с выводами и рекомендациями психолога должен стать достоянием лётных руководителей пилота.

APS1965      07/04/2015 [08:15:30]#3
Все было бы правильно, если бы тестирование проходило в присутствии коммисии под видео, а так получается, как захотел психолог посчитать так и посчитал. Примеров очень много! Особенно упражняются с пацанами после летных училищь! Жаль, что такие горе психологи закладывают в голову пацанам мысли, как можно РЕШИТЬ проблему!













Материалы рубрики

Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность



Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBVxkM
Транспортные услуги: http://perevozki.youdo.com/cars/gazel/refrigerator/, полное описание.
Смотрите здесь - http://perevozki.youdo.com/international/europe/netherlands/, гарантии.
Смотрите здесь - http://courier.youdo.com/gifts-delivery/crr/dostavka-tsvetov-kurerom-po-sankt-peterburgu/, лучшие цены здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer