Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Конструктор самолетов «Ил»


14.04.15 16:54 Генрих Новожилов, Журнал "АвиаСоюз"


К 100-летию со дня рождения авиационного конструктора, Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии Дмитрия Владимировича Лещинера.

Дмитрий Владимирович Лещинер принадлежал к первому поколению специалистов ОКБ С.В. Ильюшина. Его становление, как одного из ближайших сотрудников Сергея Владимировича Ильюшина, было непростым. Он родился 17 апреля 1915 г. и происходил из беднейшей семьи, проживавшей в районе знаменитого киевского рынка – «Бессарабки». Дмитрий Лещинер с самого раннего детства был вынужден искать заработки на разных случайных работах, скитаясь по городам и весям Юга России.
 
Подростком Д.Лещинер попал в конструкторское бюро на Таганрогском авиационном заводе, где в то время запускалась в серийное производство летающая лодка МБР-2 Г.М. Бериева. Там он окончил чертежно-конструкторские курсы, а затем, в результате проводившихся в то время в авиационной промышленности организационных мероприятий, попал в Москву, в одну из конструкторских групп, входивших тогда в Центральное конструкторское бюро ЦАГИ. При реорганизации ЦКБ ЦАГИ и образовании ЦКБ на заводе № 39 Д.В. Лещинер работал в бригаде № 1 Н.Н. Поликарпова, где принимал участие в создании истребителей И-15 и И-16.
 
Способного, выделявшегося своей сметливостью, исполнительностью и преданностью делу сотрудника отметил С.В. Ильюшин, и с 1935 г. Д.В. Лещинер начал работать под его непосредственным руководством в бригаде № 3. Основным на-правлением его деятельности становится разработка компоновочных чертежей, проведение центровочных расчетов. Д.В. Лещинер принимает активное участие в создании различных модификаций дальнего бомбардировщика ДБ-3, бронированного штурмовика Ил-2.
 
В годы Великой Отечественной войны, когда коллектив ОКБ был эвакуирован в Куйбышев (Самару), расширяется круг обязанностей Д.В. Лещинера в подразделении общих видов ОКБ. Его ответственное отношение к всё возрастающему объёму работ, решение возникающих при этом вопросов определили его авторитет в конструкторских подразделениях ОКБ. До предела загруженный обязанностями по выпуску боевых самолетов Ил-4 и Ил-2 для фронта, С.В. Ильюшин начинает поручать ему решение не только проектно-конструкторских вопросов при создании общего вида и компоновки новой машины, но и организационную увязку работ в подразделениях ОКБ – аэродинамических, весовых и центровочных расчетов. Обладая прекрасной памятью, авторитетом, умением работать с людьми, Д.В. Лещинер в послевоенные годы становится, по сути, заместителем С.В. Ильюшина, координируя работу подразделений общих видов ОКБ, хотя формально он не мог им стать из-за отсутствия у него высшего технического образования. В эти годы накопленный проектно-конструкторский и организационный опыт Д.В. Лещинера пополняется новой работой. .С.В. Ильюшин направляет его ведущим инженером на летные испытания, а затем в город, где начиналась подготовка серийного производства реактивного бронированного штурмовика Ил-40. 
 
К середине 1950-х годов С.В. Ильюшин проводит реорганизацию подразделений общих видов ОКБ. До этого Сергей Владимирович после выпуска чертежей общих видов и компоновки самолета сам руководил разработкой функциональных самолетных систем и конструкций в подразделениях рабочего проектирования. Однако все время усложнявшиеся самолетные функциональные системы определили необходимость их комплексирования, как в составе самолета, так и в сочетании с наземным оборудованием. И боевые, и пассажирские самолеты становились составной частью авиационного комплекса, связанные как с системами наземного управления полетами, так и с инфраструктурой наземного технического обслуживания. 
 
В 1964 году по представлению С.В. Ильюшина приказом министра я был назначен первым заместителем генерального конструктора. Мое основное место работы переехало в БЭП (бюро эскизного проектирования), которым руководил Дмитрий Владимирович.
Так началась наша совместная работа. В это время шли летные испытания самолета Ил-62. Много трудных вопросов, появившихся в ходе полетов, нам пришлось решать вместе. 
 
При выходе самолета на большие углы атаки возникал помпаж внешних двигателей. Не останавливаясь на подробностях большого объема испытаний макет-модели Ил-62 в 101 трубе ЦАГИ, отмечу, что этот недостаток был устранен. Форма клюва на передней кромке крыла была выбрана по предложению Д.В. Лещинера и оказалась лучшей. 
 
Продолжили мы работу после назначения меня генеральным конструктором в июле 1970 г. Проекты самолетов Ил-76, Ил-86, Ил-96-300 были выполнены с личным участием Дмитрия Владимировича.
В БЭП проводился большой объем работ, направленных на проведение научных исследований, необходимых для будущих самолетов.
 
Мне часто приходилось получать новые и порой неожиданные задания от министра авиационной промышленности СССР П.В. Дементьева. Помимо задания указывался срок доклада на НТС МАП. Как правило, сроки были крайне жесткими.
Поздно вечером я звонил Дмитрию Владимировичу и рассказывал, что следует подготовить, в том числе, и плакаты для доклада. Выслушав, следовал один вопрос – когда? Я называл срок и никогда не слышал о трудностях выполнения работы. При необходимости решить технический вопрос в заданный жесткий срок у Дмитрия Владимировича никогда не было слова «нет».
 
Работать с ним было приятно, можно было обсудить любой жизненный вопрос. Дмитрий Владимирович был не только талантливым, но и хорошим человеком.
 


комментарии (1):

Sergey Medvedev      20/04/2015 [09:07:47]#1
Работал в Бюро Проектов почти двадчать лет. Прекрасное было время, мне посчастливилось создавать самолеты Ил-96-300, Ил-96М/Т, Ил-114, Ил-76МФ, Ил-106 и др. Тогда казалось, что слишком медленно мы их создавали, а оказывается нет. Сегодня еще медленнее. Дмитрий Владимирович! Вы ильюшинец и этим все сказано. Вы внесли огромный вклат в создание ильюшинской школы. Надеюсь она еще себя покажет создавая новые самолеты.
Вечная вам память!













Материалы рубрики

Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun



Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC8aKF
Рефрижераторные перевозки по России на http://perevozki.youdo.com/country/refrigerated/.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer