Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Конструктор самолетов «Ил»


14.04.15 16:54 Генрих Новожилов, Журнал "АвиаСоюз"


К 100-летию со дня рождения авиационного конструктора, Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии Дмитрия Владимировича Лещинера.

Дмитрий Владимирович Лещинер принадлежал к первому поколению специалистов ОКБ С.В. Ильюшина. Его становление, как одного из ближайших сотрудников Сергея Владимировича Ильюшина, было непростым. Он родился 17 апреля 1915 г. и происходил из беднейшей семьи, проживавшей в районе знаменитого киевского рынка – «Бессарабки». Дмитрий Лещинер с самого раннего детства был вынужден искать заработки на разных случайных работах, скитаясь по городам и весям Юга России.
 
Подростком Д.Лещинер попал в конструкторское бюро на Таганрогском авиационном заводе, где в то время запускалась в серийное производство летающая лодка МБР-2 Г.М. Бериева. Там он окончил чертежно-конструкторские курсы, а затем, в результате проводившихся в то время в авиационной промышленности организационных мероприятий, попал в Москву, в одну из конструкторских групп, входивших тогда в Центральное конструкторское бюро ЦАГИ. При реорганизации ЦКБ ЦАГИ и образовании ЦКБ на заводе № 39 Д.В. Лещинер работал в бригаде № 1 Н.Н. Поликарпова, где принимал участие в создании истребителей И-15 и И-16.
 
Способного, выделявшегося своей сметливостью, исполнительностью и преданностью делу сотрудника отметил С.В. Ильюшин, и с 1935 г. Д.В. Лещинер начал работать под его непосредственным руководством в бригаде № 3. Основным на-правлением его деятельности становится разработка компоновочных чертежей, проведение центровочных расчетов. Д.В. Лещинер принимает активное участие в создании различных модификаций дальнего бомбардировщика ДБ-3, бронированного штурмовика Ил-2.
 
В годы Великой Отечественной войны, когда коллектив ОКБ был эвакуирован в Куйбышев (Самару), расширяется круг обязанностей Д.В. Лещинера в подразделении общих видов ОКБ. Его ответственное отношение к всё возрастающему объёму работ, решение возникающих при этом вопросов определили его авторитет в конструкторских подразделениях ОКБ. До предела загруженный обязанностями по выпуску боевых самолетов Ил-4 и Ил-2 для фронта, С.В. Ильюшин начинает поручать ему решение не только проектно-конструкторских вопросов при создании общего вида и компоновки новой машины, но и организационную увязку работ в подразделениях ОКБ – аэродинамических, весовых и центровочных расчетов. Обладая прекрасной памятью, авторитетом, умением работать с людьми, Д.В. Лещинер в послевоенные годы становится, по сути, заместителем С.В. Ильюшина, координируя работу подразделений общих видов ОКБ, хотя формально он не мог им стать из-за отсутствия у него высшего технического образования. В эти годы накопленный проектно-конструкторский и организационный опыт Д.В. Лещинера пополняется новой работой. .С.В. Ильюшин направляет его ведущим инженером на летные испытания, а затем в город, где начиналась подготовка серийного производства реактивного бронированного штурмовика Ил-40. 
 
К середине 1950-х годов С.В. Ильюшин проводит реорганизацию подразделений общих видов ОКБ. До этого Сергей Владимирович после выпуска чертежей общих видов и компоновки самолета сам руководил разработкой функциональных самолетных систем и конструкций в подразделениях рабочего проектирования. Однако все время усложнявшиеся самолетные функциональные системы определили необходимость их комплексирования, как в составе самолета, так и в сочетании с наземным оборудованием. И боевые, и пассажирские самолеты становились составной частью авиационного комплекса, связанные как с системами наземного управления полетами, так и с инфраструктурой наземного технического обслуживания. 
 
В 1964 году по представлению С.В. Ильюшина приказом министра я был назначен первым заместителем генерального конструктора. Мое основное место работы переехало в БЭП (бюро эскизного проектирования), которым руководил Дмитрий Владимирович.
Так началась наша совместная работа. В это время шли летные испытания самолета Ил-62. Много трудных вопросов, появившихся в ходе полетов, нам пришлось решать вместе. 
 
При выходе самолета на большие углы атаки возникал помпаж внешних двигателей. Не останавливаясь на подробностях большого объема испытаний макет-модели Ил-62 в 101 трубе ЦАГИ, отмечу, что этот недостаток был устранен. Форма клюва на передней кромке крыла была выбрана по предложению Д.В. Лещинера и оказалась лучшей. 
 
Продолжили мы работу после назначения меня генеральным конструктором в июле 1970 г. Проекты самолетов Ил-76, Ил-86, Ил-96-300 были выполнены с личным участием Дмитрия Владимировича.
В БЭП проводился большой объем работ, направленных на проведение научных исследований, необходимых для будущих самолетов.
 
Мне часто приходилось получать новые и порой неожиданные задания от министра авиационной промышленности СССР П.В. Дементьева. Помимо задания указывался срок доклада на НТС МАП. Как правило, сроки были крайне жесткими.
Поздно вечером я звонил Дмитрию Владимировичу и рассказывал, что следует подготовить, в том числе, и плакаты для доклада. Выслушав, следовал один вопрос – когда? Я называл срок и никогда не слышал о трудностях выполнения работы. При необходимости решить технический вопрос в заданный жесткий срок у Дмитрия Владимировича никогда не было слова «нет».
 
Работать с ним было приятно, можно было обсудить любой жизненный вопрос. Дмитрий Владимирович был не только талантливым, но и хорошим человеком.
 


комментарии (1):

Sergey Medvedev      20/04/2015 [09:07:47]#1
Работал в Бюро Проектов почти двадчать лет. Прекрасное было время, мне посчастливилось создавать самолеты Ил-96-300, Ил-96М/Т, Ил-114, Ил-76МФ, Ил-106 и др. Тогда казалось, что слишком медленно мы их создавали, а оказывается нет. Сегодня еще медленнее. Дмитрий Владимирович! Вы ильюшинец и этим все сказано. Вы внесли огромный вклат в создание ильюшинской школы. Надеюсь она еще себя покажет создавая новые самолеты.
Вечная вам память!













Материалы рубрики

Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга



Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC8aKF
Рефрижераторные перевозки по России на http://perevozki.youdo.com/country/refrigerated/.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer