Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Истребитель 6-го поколения и сверхманевренный МиГ-29: как создавались первые «дети санкций»


29 апреля 2015 года Сергей Рябинин, Телеканал "Звезда"


17 апреля в Национальном центре управления обороны Российской Федерации (ЦНУО РФ) на Едином дне приемки военной продукции были подтверждены амбициозные планы на 2015 год.

«Переоснащение армии до уровня 30% новым вооружением и военной техникой будет выполнено»,  - цитирует  агентство РИА Новости выступление замминистра обороны РФ Юрия Борисова. Справляться с поставленными задачами российской оборонке придется в непростых условиях объявленных Западом санкций и взятого курса на импортозамещение. Ведущий программы телеканала ЗВЕЗДА «Военная приемка» Алексей Егоров выяснил, как в такой ситуации создается российское оружие будущего и что на оборонных заводах делают для того, чтобы решить проблему того самого импортозамещения.
 
Век минувший
 
Немногие помнят, что под западные санкции страна попадала еще в начале XX века. После образования СССР Европа и США отказались продавать молодому советскому государству новое оборудование и технологии. Тогда сложилась парадоксальная ситуация с пулеметом. Технологии производства детища американского изобретателя Хайрема Стивенсона Максима в стране не было, а патрон свой был – калибра 7,62 мм. В итоге пришлось создавать собственное оружие. Так появился пулемет Дегтярева, который оружейники до сих пор называют «дитя санкций».
 
Есть и еще пример – в 30-x годах Запад лишил страну поставок каучука, жизненно необходимого для оборонки. Тогда нашли, пусть и временный, выход  - делать резину из одуванчиков. Потом наладили производство резины из спирта, а в дальнейшем и из нефти. В итоге даже немцев обошли по качеству производимых колес!  «Пробег этой шины был 16 тысяч километров. В то время как у немцев - всего 6 тысяч километров. Мы оказались безусловными лидерами», - вспоминает Наталья Борейко, заместитель директора НИИ синтетического каучука.
 
Истребитель шестого поколения
 
Сегодня,  спустя год после объявленных санкций, отечественной оборонке есть, что предъявить  государству. Российские инженеры концерна радиоэлектронных технологий представили  проект истребителя шестого поколения,  и пусть пока только в чертежах и 3D макетах. Он создан с нуля и на основе отечественных разработок.
 
По замыслу авторов, пилотирование и применение оружия на новом самолете будет происходить в сверхзвуковом режиме. «Самолет 6-го поколения будет  беспилотный. Мы стараемся заменить летчика роботизированным комплексом и компьютерным разумом – тогда решатся многие проблемы», - говорит Владимир  Михеев, советник 1-го заместителя генерального директора АО «КРЭТ». Роботизированный истребитель выдержит серьезные перегрузки. Также в отсутствие пилота на борту можно будет разместить больше дополнительного оборудования, начиная от авионики и заканчивая различным вооружением. Кроме того, ожидается, что самолет будет выполнять задачи даже в космосе.
 
Двигатели и вертолеты
 
Армия будущего – это не только прорывные новинки, но и  проверенные машины, которые  продолжают совершенствовать. Вертолет Ми-8 - самый массовый в истории авиации и самый продаваемый в мире. Его экспортную модификацию покупали даже  США.  Однако у  авиационного завода в Улан-Удэ, где его выпускают, начались проблемы с поставками двигателей ТВ3: раньше их производили на украинском машиностроительном предприятии «Мотор Сич». «Если быть до конца точными, то разработка двигателя  была российской с самого начала.
 
Он был спроектирован на территории Российской Федерации еще в составе Советского Союза и передан на освоение массового производства «Мотор-Сич», – объясняют на заводе. В новых условиях  выпуск вертолетных двигателей организовали в Санкт-Петербурге на заводе имени Климова. 
 
Новый двигатель по своим параметрам превзошел тот, что делали на Украине. Разработчики убеждены: их детище обладает лучшей тягой, не теряет мощности даже при высокой минусовой и плюсовой  температуре, имеет хорошие характеристике на подъеме. По словам специалистов завода, в новых двигателях нет ни одной иностранной  детали.
 
За год на предприятии подготовили испытательную базу и даже выпустили первую партию в десять штук. В кротчайшие сроки запустили производство и электронного блока управления двигателем (ЭБУ) для сверхманевренной модификации МиГ-29. Эти блоки еще называют «мозгами» двигателя, раньше их также делали на Украине.
 
На авиационном заводе Улан-Удэ теперь можно увидеть и еще одну винтокрылую машину с полностью отечественной «начинкой», правда, пока на этапе сборки. Это первый в России арктический вертолет. Создатели обещают, что при -50 на улице в кабине будет +30. И добавляют, что борт можно было построить и раньше - сроки сдвинулись из-за проблем с украинскими двигателями.  «У меня нет прогноза по импортозамещению, но есть четкое указание верховного главнокомандующего -  за два с половиной года полностью заместить украинскую продукцию. Все идет по плану и контролируется», - пояснил ситуацию замминистра обороны РФ Юрий Борисов.
 
Своя микроэлектроника
 
Минувший год оказался продуктивным и для предприятия имени академика Решетнева  в Красноярском крае. На  заводе производят 80% военных спутников России. Здесь как нигде понимают - отставание России в микроэлектронике, начавшееся в 90-е годы, нужно ликвидировать, и как можно скорее.
 
И здесь для этого многое делают. К примеру, совсем недавно наладили производство уникальной контурной антенны для спутников. «По этой антенне могут передаваться интернет-данные, цифровой радио- и телевизионный сигнал высокой четкости», - объяснил Александр Величко, начальник отдела разработки антенн ИСС им. М. Ф. Решетнёва.
 
Антенна сконструирована таким образом, что транслирует сигнал строго на ограниченную территорию. Так, его можно направить исключительно на Россию. Еще недавно производством этой уникальной антенны занимались лишь две страны - Франция и Канада, но теперь отечественные ученые научились делать ее самостоятельно.
 
Еще одно «дитя санкций» производят на Ярославском радиозаводе
 
Предприятие освоило создание спутниковых радиостанций. По оценкам военных, они могут работать в любых условиях. Но главное - они полностью защищены от вражеских помех. «Эта радиостанция спутниковой связи  практически не имеет аналогов в мире, она малогабаритная.
 
Ее называют «Белозер». При появлении помех радиостанция автоматически перестраивается на другую частоту, и связь не пропадает», - рассказал военный представитель на «Ярославском радиозаводе» Юрий Федотов. Также на предприятии запустили производство новейших авиационных радиомаяков. Прибор необходим для спасения экипажа, если самолет совершает вынужденную посадку  в безлюдной местности. Радиомаяк подает сигнал на спутник, и  месторасположение борта определяется с точностью до метра. До недавнего времени такие  радиомаяки  выпускали на Украине.
 
Радиофотоника вместо электроники
 
Эксперты признают, что микроэлектроника, в частности, производство чипов – одна из основных проблем отечественного ВПК. По этому направлению Россия серьезно отстает от Запада, хотя производство самых важных элементов уже налаживается. И даже предложено решение обойти конкурентов с помощью принципиально новых разработок, а именно радиофотоники. Ученые в сфере оборонных технологий считают возможным отказаться от электронов и обратить внимание на фотоны, которые не имеют массы и летят быстрее. По оценкам специалистов, серверы, работающие на принципах фотоники, уменьшились бы в сотню раз по сравнению с нынешними, а скорость передачи данных возросла бы в десять раз.
 
«Сейчас РЛС - это многоэтажный дом. Если начнет работать радиофотоника, то станцию можно будет установить на обычном Камазе», - убежден заместитель генерального  директора ОАО «РТИ» Игорь Бевзюк. Радиофотоника может изменить расстановку сил сдерживания, ведь миниатюрные и подвижные РЛС – прекрасная альтернатива современным гигантским и дорогостоящим радиолокационным станциям. «Эффективность и дальность будет точно такая же на тысячи километров. Имея возможность использования нескольких таких комплексов, можно объединить их в целую сеть, которая увеличит характеристики этих РЛС. И это будет отечественная технология», - уверен Бевзюк.
 
Еще одно ноу-хау, которое может стать российским прорывом в сфере военных разработок, - терагерцовые технологии. «Они воплощают давнюю мечту военных о совмещении в одной станции подавляющих средств и средств радиолокационных. Из радара выходит терагерцовый луч, который бьет по цели. Своим излучением он позволяет подавить и лишить функционала любую часть боевого объекта», - рассказывает  Бевзюк. По некоторым данным, у России есть лабораторные образцы подобного оружия. Но это уже государственная тайна.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»



Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBj3Ts
Грузоперевозки: http://perevozki.youdo.com/passenger/minibuses/brand/gaz/bezvoditeiya/, лучшие цены.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer