Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Высшая мера правосудия: как МАУ вернули ее привилегии


24 апреля 2015 года Андрей Гук, Forbes Украина


Конфликт, разгоревшийся вокруг смены порядка выдачи и аннулирования прав на эксплуатацию воздушных линий, набирает новую высоту. Вчера Киевский апелляционный админсуд отклонил апелляционную жалобу Мининфраструктуры на решение суда первой инстанции о признании незаконным и недействующим приказа Мининфраструктуры №245, которым регламентировался порядок выдачи назначений на авиамаршруты. Этот приказ, в частности, определял, что в состав комиссии, утверждающей маршруты перевозчикам, наравне с представителями Госавиаслужбы должны входить и представители министерства. И вот суд в очередной раз сказал «нет». Таким образом непосредственно Мининфраструктуры лишается возможности участвовать в распределении направлений на полеты. В отличие от Госавиаслужбы, руководит которой экс-менеджер МАУ. В министерстве заявляют о намерении подать кассационную жалобу. Своим мнением о том, как последние судебные решения сказываются на рынке авиаперевозок, и насколько действенно в данном случае украинское правосудие, с Forbes поделился партнер юридической фирмы «Анте» Андрей Гук.

Pereat mundus et fiat justitia («Пусть погибнет мир, но свершится правосудие») – такая максима огромными буквами выписана в зале ожидания Высшего хозяйственного суда Украины.
 
И это выражение очень точно показывает, насколько далеко еще украинское правосудие до такого, ради которого и весь мир не жалко. Ведь, во-первых, такое высказывание не имеет ничего общего с римским правом, поскольку это был девиз одного из императоров, и ничего хорошего он не значил. После такого императора – хоть потоп. Во-вторых, в современном употреблении это изречение – скорее ирония и негативный контекст. Если любые средства оправдывают цель или когда буква закона важнее сути дела.
 
В любом случае это не самое лучшее из латинских выражений для запечатления на стенах высших судов Украины. Или, наоборот, очень точное, и автор этой идеи знал, что писал.
 
23 апреля осуществилось правосудие в украинском суде для авиакомпании МАУ. Ценой коллапса регулирования рынка авиационных перевозок в Украине. Апелляционный суд подтвердил признание незаконным многострадального приказа Мининфраструктуры Украины, которым в 2013 году был утвержден порядок предоставления и аннулирования прав на эксплуатацию воздушных линий. В течение 2013-го и 2014 года все авиакомпании, включая национального перевозчика, получили все свои права на линии в соответствии с этим порядком.
 
Новый порядок предоставления прав на воздушные линии, разработанный Госавиаслужбой Украины, позиция которой во всех судах странным образом на 100% совпадает с позицией юристов МАУ, так и не был опубликован.
 
Это означает, что сегодня ни одна авиакомпания не может получить права на регулярные рейсы. А также то, что нельзя ограничить или аннулировать права на воздушные линии авиакомпании, которая, например, не платит государственному аэропорту или нарушает правила безопасности.
 
И это, несомненно, большая победа и правосудие для национального перевозчика. Ведь у МАУ есть более 177 прав на воздушные линии, из которых используется максимум 40%. Ситуация, когда конкуренты не могут получить права, потому что не существует порядка их предоставления, это правосудие для МАУ.
 
На предпоследнем заседании комиссии, которая действовала в соответствии с отмененным приказом министерства, впервые произошли два события. Они стали причиной того, почему национальному перевозчику окончательно перестала нравиться эта комиссия и он начал искать правосудия, хотя бы и ценой полного правового вакуума на рынке. Первое – ограничили права МАУ на тех линиях, которые фактически не использовались в полном объеме. Второе – не предоставили права на определенные линии из-за долгов перед аэропортом. Например, не предоставили права на линию Киев – Амман.
 
Если почитать последние новости на сайте авиакомпании, находим еще одно доказательство того, что правосудие для МАУ осуществилось, поскольку летом компания объявила о полетах в Амман. Несмотря на то, что порядка предоставления прав на линии из-за действий МАУ сегодня нет, а комиссия отказывала в предоставлении такого права. На каком основании МАУ будет выполнять этот рейс, известно только главе Госавиаслужбы Украины.
 
Для главы Госавиаслужбы, по мнению автора, правосудие осуществилось не так удачно. Так как приказ министерства отменен судом не с момента его принятия, а с момента вынесения соответствующего решения судом. То есть до решения суда приказ министерства следовало бы выполнять. Зато глава Госавиаслужбы оказался в ситуации, когда не выполнял действующий нормативный акт в период, когда такой акт действовал согласно решению суда, осуществившего правосудие для МАУ.
 
Что же дальше делать с пустотой, возникшей в регулировании вопроса предоставления и аннулирования прав на воздушные линии?
 
У Министерства инфраструктуры ответ на этот вопрос очень модерновый и европейский. Министр привлекает в качестве медиатора международную юридическую компанию, которая должна сделать заключение, кто является компетентным устанавливать правила игры. Министр готов принять результат такого вывода и считает, что глава Госавиаслужбы – тоже. Это такое соломоново решение.
 
Оно было бы эффективным, если бы в Украине был глава Госавиаслужбы, влияющий на ситуацию. Однако это не так. Какие правила ни были бы приняты вследствие соломонова решения, есть институт «правосудия для непобедимых МАУ». И любое решение будет обжаловано, если оно по каким-то причинам не понравится национальному перевозчику. Так было со счетами в спецфонд авиации, со счетами от аэропорта «Борисполь» как будто без надлежащих МАУ скидок, с конкурсом на должность директора аэропорта, с правами авиакомпании «Атласджет Украина».
 
Есть несколько правовых путей развития событий. Изменения в Воздушный кодекс относительно компетенции, принятия новых правил Госавиаслужбой или министерством, продолжения спора в кассации. Любой из этих вариантов означает невозможность получить права на воздушные линии в течение долгого времени.
 
Поэтому решение должно быть не соломоново, а по принципу круглого стола короля Артура, когда интересы МАУ и других перевозчиков будут сбалансированы так, чтобы не было сопротивления.
 
Сейчас же мы наблюдаем бои без правил, когда в решениях одних и тех же судов один и тот же приказ министерства то признается обязательным для применения, то таким, который не может быть применен.
 
Между тем участникам рынка, для которых правосудие здесь неосуществимо, остается только без надежды надеяться, что наконец хватит воли создать условия для работы всех авиакомпаний, а не одной единственной.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность



Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC4rxF
Грузоперевозки: http://perevozki.youdo.com/cars/kabluk/ по ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer