← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Потеря "Владивосток Авиа" аукнулась аэропорту Владивосток


28 апреля 2015 года Ольга Добролюбова, Золотой Рог


На прошлой неделе премьер-министр РФ Дмитрий МЕДВЕДЕВ подписал распоряжение о продаже принадлежащих ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» 52,16% акций ОАО «Международный аэропорт Владивосток» (МАВ). Новые владельцы пакета уже известны - это консорциум РФПИ, «БазЭла» и сингапурской Changi. Наследство досталось непростое - на фоне новых экономических реалий аэропорт теряет пассажиров и никак не может выбраться на безубыточность, пишет деловая газета "Золотой Рог".

Как стало известно деловой газете «Золотой Рог», ОАО «МАВ» в 2014 году сократило чистый убыток по РСБУ на 1,5% по сравнению с 2013 годом - до 191,252 млн рублей. Выручка при этом возросла на 3,1% - до 1 млрд 117,467 млн рублей.
 
Строили - радовались…
Маршрутная сеть аэропорта в настоящее время насчитывает более 30 российских и международных направлений, полеты по которым совершают авиакомпании «Аэрофлот», «Аврора» (входит в группу «Аэрофлот», создана в 2013 году на базе авиакомпаний «Владивосток Авиа» и «Сахалинские авиатрассы»), «Трансаэро», «Сибирь» (бренд S7), Кorean Airlines, Аsiana Airlines (оба - Южная Корея), Сhina Southern (Китай), Air Koryo (КНДР) и др. Сегодня аэропорт имеет допуск на прием всех типов воздушных судов и категорию II ICAO (International Civil Aviation Organization - Международная организация гражданской авиации).
 
Строительство нового аэровокзального комплекса в аэропорту Владивосток (Кневичи) началось в августе 2009 года. Главным инвестором выступило ОАО «Международный аэропорт Шереметьево», соинвестором - Внешэкономбанк. Новый аэровокзал был запущен к саммиту АТЭС, проходившему во Владивостоке в сентябре 2012 года. Объем вложений оценивался в 6,3 млрд рублей. Уровень комфортности нового терминала, построенного к саммиту АТЭС-2012, соответствует стандарту «С» по классификации, принятой в ИАТА для проектирования. Технологическое оборудование аэропорта рассчитано на 3,5 млн пассажиров в год. Вместе с тем у аэропорта есть возможность увеличить технологические мощности до 5 млн пассажиров. Кроме того, приобретены дополнительные земли для строительства сопутствующей инфраструктуры. Только вот подобраться к имеющимся рубежам все не удается. Надежды на то, что саммит АТЭС даст толчок к интересу иностранцев к Приморью, пока не оправдались.
 
«Международный аэропорт Владивосток» в 2014 году сократил пассажиропоток на 3,3% по сравнению с показателем 2013 года - до 1,792 млн человек. В том числе на внутренних направлениях обслужено 1,294 млн пассажиров, на международных - 498 тыс. В 2012 году пассажиропоток составил 1,624 млн человек.
 
Расчет на «Аврору» не оправдался
Как объясняет МАВ, основной причиной снижения показателей является реорганизация базовой авиакомпании аэропорта «Владивосток Авиа» в авиакомпанию «Аврора», в результате чего в 2014 году значительно сократилось количество исторически сложившихся авиарейсов и произошла замена парка воздушных судов на лайнеры с меньшей взлетной массой.
 
Досье "Золотого Рога"
 
В 2013 году «Аэрофлот» объединил подконтрольные ему «Владивосток Авиа» и ОАО «Сахалинские авиатрассы» (САТ) в единого дальневосточного перевозчика. Акции «Владивосток Авиа» были переданы САТ, которая была переименована в ОАО «Авиакомпания «Аврора». В январе 2014 года «Аэрофлот», передал 49% акций «Авроры» в собственность Сахалинской области, оставив в своем распоряжении 51%. Основным владельцем «Владивосток Авиа» является ОАО «Авиакомпания «Аврора», входящая в группу «Аэрофлот» - 52,16% акций. ООО «Аэро-Груз» принадлежат 27,13%. Еще 12% находятся в номинальном держании в Финпромбанке. В марте 2014 года Арбитражный суд Приморского края ввел в отношении «Владивосток Авиа» процедуру наблюдения сроком на 6 месяцев по иску миноритарного акционера ООО «Аэро-Груз». 1 октября 2014 года суд ввел процедуру конкурсного производства сроком на полгода. Согласно реестру требований кредиторов, сформированному временным управляющим, кредиторская задолженность установлена в размере 8 млрд 384,019 млн рублей основного долга и 806,145 млн рублей пени и санкций.
 
В марте 2015 года Арбитражный суд Приморского края продлил на полгода процедуру конкурсного производства в отношении ОАО «Владивосток Авиа».
 
Конкурсный управляющий авиакомпании Евгений Семченко в ходе отчета о проделанной работе представил протокол комитета кредиторов с решением о продлении срока конкурсного производства на 6 месяцев. «Суд, учитывая, что мероприятия конкурсного производства не выполнены в полном объеме, счел возможным удовлетворить ходатайство управляющего на продление конкурсного производства на полгода», - отметил представитель суда. Рассмотрение отчета конкурсного управляющего назначено на 30 сентября.
 
В материалах дела говорится, что конкурсный управляющий в ходе заседания сообщил о завершении инвентаризации имущества и финансовых обязательств должника.
 
Балансовая (первоначальная) стоимость имущества и имущественных прав должника, выявленных в ходе проведения инвентаризации, составила 3,11 млрд рублей. В то же время рыночная стоимость принадлежащего должнику имущества, определенная оценщиком, составила лишь 604,41 млн рублей.
 
В погоне за Хабаровском
 
По данным Транспортной клиринговой палаты, в рейтинге российских аэропортов по объемам пассажирских перевозок по итогам 2014 года аэропорт Владивосток занял 17-ю позицию, тогда как годом ранее был на 14-ой. Снижение обусловлено высокими темпами роста аэропортов Казани и Минеральных Вод (драйвером выступила Олимпиада в Сочи, - Прим. авт.), а также вхождением в состав России Крыма, в связи с чем в топ-15 аэропортов России вошел Симферополь. Среди аэропортов ДФО Владивосток уступает только Хабаровску, причем последний только готовится к масштабной реконструкции.
 
Сегодня главная проблема международных аэропортов Владивостока и Хабаровска - несоответствие объема воздушного трафика затратам на развитие предприятий. Проще говоря, инвесторам очень сложно отбить вложенные в новые мощности средства при нынешнем пассажиропотоке. А увеличить его за счет открытия новых маршрутов очень сложно. И это несмотря на то, что аэропорт Владивосток первым в России получил статус «открытого неба».
 
Досье "Золотого Рога"
 
ОАО «Хабаровский аэропорт» (оператор международного аэропорта «Хабаровск» (Новый)) в 2014 году увеличило чистую прибыль по РСБУ на 6,6% по сравнению с предыдущим годом, до 457,8 млн рублей. Выручка сократилась на 2,2%, до 2,01 млрд рублей. ОАО «Хабаровский аэропорт» в 2014 году сократило пассажиропоток на 2,4% по сравнению с предыдущим годом - до 2 млн 38,307 тыс. человек. На внутренних воздушных линиях аэропорт обслужил 1 млн 690,183 тыс. человек (снижение на 0,9%). На международных воздушных линиях пассажиропоток снизился на 9,3% - до 348,124 тыс. человек. Акционерами АО являются ЗАО «Кварц-Инвест» - 79% акций, Panadero Investments Ltd. - 11%, Incheon International Airport Corporation - 10%. Управляющим партнером ОАО «Хабаровский аэропорт» является Константин Басюк.
 
В настоящее время аэропорт реализует инвестпроект на основе государственно-частного партнерства с выделением средств федерального бюджета на реконструкцию аэродрома в размере 9,1 млрд рублей и частных инвестиций на развитие аэровокзального комплекса - 9,2 млрд рублей. Инвестиции Хабаровского края оцениваются в 400 млн рублей.
 
В проект планирует войти ОАО «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона» (ФРДВ, находится под управлением Внешэкономбанка). Соглашение о совместной реализации проекта подписали генеральный директор ФРДВ Алексей Чекунов и председатель совета директоров ОАО «Хабаровский аэропорт» Константин Басюк.
 
По словам Чекункова, проект находится в высокой степени готовности и обязан быть реализован, невзирая на сложные экономические условия.
 
«ФРДВ намеревается войти в проект на условиях гарантированной возвратности средств при плановой доходности инвестиций ниже уровня, превалирующего на рынке в настоящий момент. Фонд, являясь государственным институтом развития, стремится повысить доступность финансирования для ключевых инвестиционных проектов, направленных на развитие Дальнего Востока», - сказал глава фонда.
 
Запланированная комплексная модернизация позволит увеличить пропускную способность аэропортового терминала более чем в 2 раза - с 2 млн до 4,7 млн пассажиров в год. Проект разработан с привлечением ведущих международных компаний - Incheon International Airport Corporation, Daewoo Engineering, Assmann Beraten+Plannen.
 
Ранее сообщалось о строительстве в аэропорту аэроотеля японской гостиничной сети Toyoko Inn стоимостью 1,2 млрд рублей. Предполагается, что новое предприятие станет резидентом территории опережающего развития «Хабаровск».
 
Без «свободного порта» никак
 
А пока власти Приморья рассчитывают на эффект режима «свободный порт» во Владивостоке, что, по идее, позволит многократно увеличить туристский поток в регион. В проекте создания свободного порта предполагается ввести безвизовое пребывание граждан на территории в течение 72 часов.
 
«Идею озвучило Минвостокразвития, но именно от нашего департамента туризма изначально исходила инициатива разрешить туристам, прибывающим в Россию через аэропорт Владивостока, безвизовые въезд и пребывание на территории в течение 72 часов. Если Владивосток превратится в транспортный хаб, мы сможем привлечь в регион огромные туристские потоки. К слову, только в радиусе трех тысяч километров от Владивостока проживает почти 1,5 млрд человек», - заявил вице-губернатор Приморского края Сергей Нехаев.
 
Он также добавил, что, по мнению экспертов, срок безвизового нахождения на территории Владивостока может быть увеличен до 10 дней.



URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2015/4/28/25830/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.