Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Прогресс" решено свести с орбиты


29 апреля 2015 года Иван Чернов, Елена Сидоренко, Взгляд


Космический грузовик «Прогресс М-27М», с которым после множества попыток так и не удалось установить связь и который неконтролируемо вращается на орбите, мог быть состыкован с МКС «только чудом», от этих планов уже отказались. Специалисты сейчас рассматривают два варианта развития событий: либо попытаться контролируемо свести корабль с орбиты, с чем есть большие сложности, либо дать ему самому сгореть в атмосфере через несколько дней.

Надежда на чудо
 
Представители российского Центра управления полетами вряд ли снова будут пытаться пристыковать космический грузовик «Прогресс М-27М» к МКС, вместо этого может быть принято решение взять корабль на управление и безопасно свести его с орбиты.
 
«Вопрос о возможной стыковке грузовика и МКС уже не стоит. Главное - обеспечить его более-менее управляемое и безопасное сведение с орбиты», - сообщили «Интерфаксу» в среду в космической отрасли.
 
Источник пояснил, что сейчас главная задача наземных специалистов - восстановить ориентацию корабля и прекратить его вращение вокруг своей оси.
 
При этом время, которым располагают специалисты, ограничено: «Если в ближайшие часы задача не будет решена, корабль начнет естественный сход с орбиты, за счет торможения в верхних слоях атмосферы. По приблизительным оценкам, неуправляемый сход с орбиты корабля может произойти в первой декаде мая», - добавил он.
 
По данным источника РИА «Новости» в отрасли, «Прогресс М-27М» сможет пролетать еще неделю.
 
«Скорее всего, установить полноценную связь с «Прогрессом» уже не удастся, поэтому транспортный корабль в ближайшее время может быть признан космическим мусором, угрожающим безопасности. Стыковки с МКС не будет. Двигатели из-за того, что неконтролируемое вращение остановить не удается, запускать рискованно. В режиме неконтролируемой закрутки корабль пролетает точно не менее недели, затем войдет в атмосферу и сгорит. Где - пока непонятно», - сказал он.
 
К настоящему времени это первая нештатная ситуация такого типа за все время эксплуатации кораблей «Прогресс», поэтому алгоритма ее решения пока не выработано.
 
Источник «Интерфакса» в отрасли также отмечал, что несгоревшие в атмосфере фрагменты конструкции корабля могут упасть в любой точке Земли, ограниченной с севера и юга 52  параллелями. А ведь это большая часть населенной суши (52 параллель северной широты проходит примерно посередине Европы, Азии и Северной Америки, а 52 параллель южной широты – южнее Африки и Австралии).
 
В свою очередь источник ТАСС рассказал, что решение сводить «Прогресс» с орбиты или стыковать его с МКС пока не принято: «В ближайшее время будет предпринято еще три попытки связаться с «Прогрессом», затем будет интервал на шесть витков, - уточнил он. - Специалисты будут пытаться связаться с кораблем до последнего, пока у него есть ресурсы».
 
Источник отметил, что телеметрия с космического грузовика по-прежнему не снимается.
 
Другой представитель отрасли заверил, что «если удастся стабилизировать корабль, все же остаются шансы на стыковку в телеоператорном режиме». По его словам, даже то, что не раскрылась часть антенн системы сближения и стыковки «Курс», «не так страшно».
 
Однако скептически настроенных специалистов все-таки гораздо больше. Так, анонимный источник РИА «Новости» рассказал, что корабль сейчас «может спасти только чудо». И это сейчас, пожалуй, самое популярное выражение применительно к данной ситуации.
 
Стыковка «Прогресса» с МКС в нынешних обстоятельствах крайне маловероятна и возможна, только действительно «если чудо произойдет», отметил в комментарии газете ВЗГЛЯД и научный руководитель московского космического клуба Иван Моисеев. «А дальше он просто сгорит в атмосфере, до Земли ничего не дойдет», - уверен он.
 
По словам эксперта, подобные аварии в целом предусматриваются. Поэтому на МКС, куда космический грузовик вез грузы, есть все необходимые запасы на долгое время.
 
«Значит, подойдут другие грузовики. А здесь будет работать комиссия, которая и выработает соответствующие меры», - добавил эксперт.
 
В свою очередь академик Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского Александр Железняков рассказал газете ВЗГЛЯД, что вероятность прибытия потерявшего управление «Прогресса» к МКС «практически нулевая».
 
«У него, наверное, уже нет возможности сделать это и по топливу. Да и в принципе, когда речь идет о неуправляемом полете, сложно обсуждать его возможную стыковку со станцией», - отметил он.
 
При этом, по словам эксперта, ситуация со сведением «Прогресса» с орбиты пока до конца непонятна: «Если корабль не будет воспринимать никаких сигналов с Земли, то соответственно и свести его с орбиты управляемо не удастся, придется ждать, когда за счет естественного торможения он сам войдет в атмосферу и сгорит там. Конечно, сейчас будут прорабатываться различные варианты, и будут предприниматься попытки его свести с орбиты все-таки контролируемо».
 
Сам же «Прогресс» может сгореть в атмосфере, по оценкам специалистов, 3-4 мая.
 
«Может быть чуть раньше или чуть позже, - поясняет Железняков. – Все зависит от поведения самого корабля, параметров орбиты, активности Солнца».
 
Если корабль так и не удастся контролируемо спустить на Землю, риски от его оставления на орбите, по оценке эксперта, невелики: «Корабль сгорает в атмосфере практически полностью. И поверхности Земли достигают только незначительные по массе и размеру обломки. Конечно, падение их в районе населенных пунктов нежелательно. Но причинить какой-то серьезный ущерб они вряд ли могут».
 
напомним, последний космический грузовик «Прогресс» был затоплен в Тихом океане 26 апреля. В целом, это достаточно понятная и привычная для специалистов операция. Единственное - корабль, который затапливается, должен быть управляемым.
 
Наконец, Железняков высказался и о возможных причинах происшествия.
 
«Причина, конечно, не в антеннах – это может быть только следствием аварийной ситуации. Пока я бы поостерегся делать однозначные выводы. Но сейчас более всего просматривается некое нештатное отделение корабля от последней ступени ракеты-носителя. Там могло быть какое-то соударение, ну а дальше аварийная ситуация могла развиваться по принципу домино», - резюмировал он.
 
Согласен с ним и научный руководитель московского космического клуба Иван Моисеев: «Скорее всего, это нештатная работа последней, третьей ступени ракеты-носителя, которая собственно и разгоняет корабль до орбитальной скорости. Что-то произошло в процессе отделения корабля от этой третьей ступени. Что именно – пока неизвестно», - рассказал он газете ВЗГЛЯД.
 
Последствия
 
Что касается влияния нынешней аварии на последующие пуски, информация пока поступает противоречивая. Так, источник РИА «Новости» в отрасли сообщил, что запуски ракет «Союз 2.1А» могут приостановить до выяснения причин ЧП.
«Скорее всего, намеченный на середину мая запуск «Союза-2.1а» из Плесецка будет перенесен», - сказал он.
 
Однако другой источник агентства дал понять, что запуск новой экспедиции на МКС, скорее всего, состоится вовремя. «Дата запуска нового экипажа на МКС, скорее всего, останется прежней - 26 мая, так как пилотируемый корабль «Союз ТМА-17М выводится на орбиту ракетой-носителем «Союз-ФГ», а не на ее модернизированной версии - «Союз 2.1а», - пояснил он.
 
Также уже названа сумма страховки аварийного «Прогресса». По словам первого заместителя председателя правления ОАО «СОГАЗ», застраховавшего корабль, Николая Галушина, она равна 2 млрд рублей.
 
«Мы страхуем запуск и факт стыковки. Сейчас еще не признано то, что стыковка невозможна, мы пока ждем, какие действия предпринимаются. Если те действия, которые предпринимаются Центром управления полетов, к сожалению, не дадут результатов, и аппарат спасти не удастся, это будет страховой случай, и по нему будет выплата», - сообщил Галушин радиостанции «Русская служба новостей».
 
Представитель СОГАЗ отметил, что в случае гибели аппарата будет выплачена вся сумма.
 
«Если была бы частичная гибель, что бывает, когда он (корабль «Прогресс») может быть довыведен на заданную орбиту, и тогда это проблема пассажирского топлива, которое сокращает его орбитальную жизнь. Тогда срок рассмотрения убытков занимает длительное время, а сейчас мы понимаем, что если аппарат не удастся спасти, то это полная гибель», - добавил он.
 
Напомним, специалистам Роскосмоса после неоднократных попыток так и не удалось пристыковать космический грузовик «Прогресс М-27М» к МКС и получить с корабля данные телеметрии.
 
Во вторник утром в российском Центре управления полетами решили отложить стыковку корабля с МКС из-за того, что вскоре после запуска телеметрия с него начала поступать не в полном объеме.
 
Как выяснилось позже, аппарат был выведен на орбиту на несколько десятков километров выше расчетной. Кроме того, по некоторым данным, на «Прогрессе» не раскрылись две из пяти антенн системы стыковки «Курс».
 
При этом отмечалось, что данный космический корабль везет на МКС Знамя Победы. Однако в Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК) затем опровергли эту информацию, заявив, что Знамя было отправлено на орбиту еще в конце марта.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»



Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBsjhh
Услуги автоперевозок: http://perevozki.youdo.com/country/geo/dudinka/, лучшие цены по ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer