← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Аэропортам и РЖД предложили экономить на безопасности


15 мая 2015 года Александра Галактионова, РБК


Затраты на строительство аэропортов и железных дорог растут, из-за требований по безопасности, считает Минстрой. Чиновники хотят отказаться от избыточных норм – это сэкономит 10-15% затрат РЖД и управляющих аэродромами.

Строгие нормы
 
Все объекты авиационной инфраструктуры и объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования без уточнения их назначения, участия или не участия в перевозочном процессе, и технических характеристик, согласно статье 48.1 Градостроительного кодекса России, относятся к особо опасным, технически сложным или уникальным. Норма вступила в силу 1 января 2007 года, а объекты авиационной инфраструктуры внесли в перечень в 2011 году, после чего затраты на строительство неоправданно выросли, следует из материалов на портале regulation.gov.ru.
 
12 мая Минстрой России разместил там для общественного обсуждения проект федерального закона «О внесении изменений в статью 48.1 Градостроительного кодекса». Из пояснительной записки к законопроекту следует, что аэродромы, аэропорты, объекты единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД), центры и пункты управления полетами и прочие объекты, как особо опасные и технически сложные, требуют дополнительных затрат при их проектировании, строительстве, проведении госэкспертизы проектной документации, осуществлении государственного строительного надзора. В документе отмечается, что большинство объектов на территории аэропортов в соответствии с другими нормативными актам особо опасным не являются, а их разрушение не повлечет катастрофических последствий для населения и окружающей среды.
 
То же касается всех объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта — под действие статьи 48.1 попадают не только объекты путевого комплекса железных дорог, но административные и санитарно-бытовые здания, посты ЭЦ, кассовые павильоны, пассажирские платформы, пункты обогрева и т.д. Это приводит, например, к тому, что абсолютно все здания и сооружения, включая даже кассовые павильоны, нужно оборудовать структурированной системой мониторинга инженерных систем, а всю информацию об их состоянии выводить на пульты управления региональных дежурных МЧС России. Аналогичные требования распространяются и на аэропортовую инфраструктуру.
 
Требования на миллионы
 
«Мы должны за свой счет обеспечить систему мониторинга, которая позволит отправлять в МЧС информацию о состоянии объектов и параметром инженерных систем. По каждому объекту такая система может стоить 30-60 млн руб.», — отмечает генеральный директор УК «Аэропорты регионов» Евгений Чудновский.
 
Объекты, отнесенные Градостроительным кодексом к особо опасным, технически сложным и уникальным, необходимо проектировать по нормативам, установленным для зданий и сооружений повышенного уровня ответственности: несущие конструкции и фундаменты следует рассчитывать с повышающим коэффициентом не менее 1,1 -1,2. В пояснительной записке, подчеркивается, что такие требования ко всем объектам авиа и железнодорожной инфраструктуры избыточны и существенно увеличивают расходы на строительство. К зданиям и сооружениям нормального уровня ответственности, например, применяется коэффициент — 1,0, пониженного уровня ответственности — 0,8.
 
«Это коэффициенты, которые применяются при расчете конструктива зданий. Как минимум, нагрузки должны быть увеличены на данные коэффициенты. Мы считаем, что при отмене этих норм, экономия при строительстве составит порядка 10%», — добавляет Чудновский.
 
Например, по данным УК «Аэропорты регионов», стоимость каркаса здания на территории аэропорта увеличивается на 8–12% в зависимости от типа объекта, несмотря на то, что технически и функционально эти здания ни чем не отличаются от аналогичных за его пределами. Например, при строительстве объектов в аэропорту «Курумоч» (Самара) компания переплатила из-за текущих требований 112 млн руб., в аэропорту «Стригино» (Н.Новгород)  — 63 млн руб.
 
По словам Чудновского, еще одна проблема связана с тем, что по действующим нормам все объекты, которые находятся на территории аэропорта, должны пройти обязательную экспертизу в ФАУ «Главгосэкспертиза России». «Обычные объекты, например, капитальное здание до двух этажей, площадью до 1,5 тыс. кв. м, вообще не должны проходить экспертизу. А в случае с аэропортом мы должны получать заключение экспертизы на любой объект, даже самый малый и незначительный. Причем согласование проекта проходит даже не в филиале, в центральном офисе «Главгосэкспертизы» в Москве. Естественно, это увеличивает сроки и стоимость», — говорит Чудновский. К объектам, причисление которых к «авиационной инфраструктуре» излишне, по мнению Евгения Чудновского, относятся здания и сооружения не связанные с обеспечением безопасности полетов и все объекты расположенные на служебно-технической территории аэропортового комплекса.
 
Инициатива Минстроя
 
Чтобы избежать лишних затрат, Минстрой предлагает внести изменения в Градостроительный кодекс: определить перечень объектов авиационной инфраструктуры, относящихся к особо опасным и технически сложным объектам, в рамках воздушного законодательства, а большую часть зданий и сооружений РЖД строить и эксплуатировать как объекты нормального уровня ответственности.
 
В пояснительной записке отмечается, что стоимость объектов нормального и повышенного уровня ответственности отличается на 10-15%. Представитель Минстроя сообщил РБК, что более детально объем экономии средств при внесении соответствующих изменений в Градкодекс пока прорабатывается. «Уже сейчас очевидно, что такая экономия будет довольно существенной», — добавил он.
 
По словам собеседника РБК, законопроект может быть внесен в Госдуму уже к августу. Сейчас инициатива прорабатывается совместно с Министерством транспорта Российской Федерации, Федеральным агентством воздушного транспорта, Федеральным агентством по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также ОАО «РЖД», отмечает представитель ведомства.
 
Представитель РЖД подтвердил РБК, что поправки, предложенные Минстроем, позволят сэкономить до 10-15% при строительстве. Точнее посчитать, как сократятся расходы при строительстве, он затруднился.
 
Собеседник РБК уточнил, что до 2007 года, т.е., до вступления в силу ст. 48.1 к потенциально опасным и технически сложным объектам относились только мосты и тоннели длиной более 500 м. В пояснительной записке подчеркивается, что это в «достаточной степени обеспечивало безопасность» движения поездов и окружающей среды.
 
Представитель «Госкорпорации по ОрВД» (навигация и контроль за небом), в зоне ответственности которой находится существенная часть объектов авиационной инфраструктуры, отказался комментировать законодательные инициативы правительства.



URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2015/5/15/25867/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.