Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Протон" в один конец


18 мая 2015 года Иван Сафронов, Татьяна Гришина, КоммерсантЪ


В субботу, 16 мая, ракета-носитель "Протон-М" не смогла вывести на орбиту мексиканский космический аппарат связи MexSat-1. По предварительной информации, в рулевом двигателе третьей ступени ракеты разрушился подшипник турбонасосного агрегата. Это уже второй случай для "Протона" за последний год: бракованный подшипник уже погубил российский спутник связи "Экспресс-АМ4R" 16 мая 2014 года.

Старт "Протона" с разгонным блоком "Бриз-М" и спутником MexSat-1 был намечен на 29 апреля с 200-й площадки космодрома Байконур, но по просьбе изготовителя, американской компании Boeing (изготовитель аппарата), запуск отложили: специалисты перепроверяли бортовую аппаратуру спутника. Аппарат должен был обеспечить мобильной и фиксированной связью и Мексику, и центральную часть Южной Америки как минимум на 15 лет.
 
Новой датой было определено 16 мая. В этот день ракета штатно ушла со стартового стола в 8:47 по московскому времени, отделение разгонного блока со спутником должно было состояться ровно через десять минут. Однако на 497-й секунде полета во время работы двигателей третьей ступени "Протона" неожиданно пропала телеметрия, силовая установка отключилась, а связка из разгонника и космического аппарата начала неконтролируемо вращаться. Под завязку заправленный гептилом "Бриз-М" взорвался при входе в плотные слои, превратив мексиканский аппарат в тысячи мелких обломков. До Земли ничего не долетело.
 
Об инциденте были сразу же проинформированы Владимир Путин и Дмитрий Медведев, распорядившийся создать комиссию по расследованию аварии "Протона"; в нее вошли представители Государственного космического научно-производственного центра (ГКНПЦ) имени Хруничева (разработчик ракеты), Минобороны, коллегии Военно-промышленной комиссии. Возглавил ее руководитель Роскосмоса Игорь Комаров.
 
Как рассказал высокопоставленный источник "Ъ" в космическом агентстве, уже вчера члены комиссии ознакомились с результатами расшифровки полученной экспресс-телеметрии.
 
По его словам, неполадка крылась в двигательном блоке третьей ступени РД-0212 (состоит из основного двигателя РД-0213 и рулевого четырехкамерного двигателя РД-0214.— "Ъ"), разработанном в Воронежском конструкторском бюро химавтоматики: "Могло произойти механическое разрушение подшипника турбонасосного агрегата рулевого двигателя". Более ясная картина появится уже в ближайшие дни, когда комиссия изучит всю имеющуюся телеметрию. Напомним, что 16 мая 2014 года из-за аналогичной неполадки был потерян российский телекоммуникационный спутник "Экспресс-АМ4R" (см. "Ъ" от 17 мая 2014 года).
 
Финансовые потери от аварии министр связи и транспорта Мексики Херардо Руис Эспарса оценил в $390 млн (создание аппарата и его запуск). Страховщиком выступили американская компания Marsh and McLennan и российский "Согаз". Его представитель Екатерина Двойникова заявила "Ъ", что компания застраховала ответственность при запуске за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу третьих лиц, а также окружающей среде на сумму $300 млн: "На эту же сумму застрахована ответственность при управляемом спуске аппарата с орбиты".
 
Отметим, что в этот раз технология подготовки "Протона" к пуску была изменена: вместо четырех дней, требуемых на транспортировку ракеты до стартового комплекса, на автономные и комплексные испытания систем управления "разгонника" и "Протона", а также на итоговый анализ специалистам выделили 48 часов. По всей видимости, в ГКНПЦ имени Хруничева хотели осуществить старт как можно раньше, чтобы не нарушать подготовку к следующим пускам. Теперь эксплуатация "Протонов" приостановлена до окончания работы комиссии: если выяснится, что причина аварии носит не единичный характер, то вся последняя партия данных ракет отправится на переборку. График запусков также придется корректировать: запланированные на июнь старты "Протонов" с аппаратами связи Inmarsat 5F3 и Turksat будут перенесены как минимум на месяц. До этого, по сведениям "Ъ", Роскосмос попытается запустить российский аппарат связи "Экспресс-АМ8"; он должен был улететь еще 6 апреля, но старт был перенесен из-за того, что в третьей ступени "Протона" была обнаружена металлическая пыль. Мексика же восполнит потерю аппарата при помощи спутника связи Morelos-3, который в течение ближайших месяцев планируется запустить с американского космодрома на мысе Канаверал (штат Флорида).
 
Ситуация крайне неприятная с точки зрения взаимодействия с инозаказчиками, говорит источник "Ъ" в ГКНПЦ имени Хруничева: "Заключать контракты на коммерческие запуски "Протонов" становится все сложнее, федеральные запуски расходы центра покрыть не в состоянии, а с каждой аварией страховщики все больше накручивают цены на свои услуги". В 2012 году предприятие произвело восемь запусков в интересах других стран, в 2013-м — семь, а в 2014-м — только три.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год



Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer