Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Достигая потолка


19 мая 2015 года Владимир Моисеев, Lenta.ru


Российское вертолетостроение — одна из самых успешных отраслей отечественной промышленности, демонстрирующая возможности страны в производстве современной высокотехнологичной продукции. Вместе с тем в ближайшие годы производителям предстоят перемены: платформы советской разработки больше не могут обеспечить рост портфеля заказов.

Вертолетная экономика
 
В последние годы считалось хорошим тоном критиковать программы и деятельность Объединенной авиастроительной корпорации, при этом приводя пример успешной и эффективной работы холдинга «Вертолеты России». 14 апреля АО «Вертолеты России» опубликовало консолидированную финансовую отчетность за 2014 год, данные которой действительно, на первый взгляд, подтверждают тезис об успешности выбранной стратегии развития вертолетной промышленности России.
 
В частности, выручка от продаж вертолетов по итогам 2014 года составила 141 507 миллионов рублей — на 25 миллиардов больше, чем в 2013 году, а прибыль компании достигла 20,7 миллиарда рублей, увеличившись на 118,6 процента по сравнению с тем же 2013 годом.
 
«Мы в очередной раз отмечаем положительные результаты работы холдинга по итогам года, — сказал генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Александр Михеев. — Зафиксирован значительный рост таких ключевых показателей как выручка и EBITDA, соответственно на 23 и 79 процентов, при незначительном снижении объема поставок по сравнению с 2013 годом. Холдинг достиг рекордного за последние годы значения годового показателя рентабельности по EBITDA в размере 27,7 процента. Безусловно, на достижение таких высоких результатов оказали свое влияние девальвация рубля в конце прошлого года и диверсифицированный портфель поставок, в котором традиционно половину занимают экспортные контракты, номинированные в иностранной валюте».
 
Интересно отметить, что существенный рост «Вертолеты России» продемонстрировали на азиатских рынках, увеличив выручку с 45 424 миллионов рублей в 2013 году до 72 998 миллионов рублей в 2014 году.
 
В то же время выручка от реализации коммерческих вертолетов сократилась по сравнению с 2013 годом с 13 950 до 8 128 миллионов рублей. При этом портфель твердых заказов на конец 2013 года составлял 808 вертолетов, а на конец 2014 «Вертолеты России» имеют 546 твердых заказов, при том что за отчетный год заказчикам поставили 271 вертолет. Таким образом, за 2014 год компания получила девять новых заказов и сокращение твердого портфеля заказов на 32,4 процента.
 
За цифрами отчетов стоит рассмотреть структуру текущего и перспективного модельного ряда компании, чтобы понять, какое положение на мировом рынке вертолетов будет занимать Россия в ближайшее десятилетие.
 
Согласно Стратегии развития АО «Вертолеты России», компания к 2020 году должна занять не менее 18 процентов мирового рынка вертолетостроения. Модельный ряд корпорации, с которым будут выполняться столь амбициозные планы, в настоящее время состоит из следующих машин: легкие многоцелевые вертолеты «Ансат» и Ка-226Т, средний транспортный вертолет Ми-8/17/171 и его многочисленные модификации гражданского и военного назначения, средний многоцелевой вертолет соосной схемы Ка-32А11ВС, тяжелый транспортный вертолет Ми-26Т, а также военные ударные вертолеты Ми-28Н, Ми-35М и Ка-52.
 
Перспективными машинами, которые в настоящее время проходят испытания и подготовку к серийному производству, являются Ми-38 и Ка-62, но при этом до 70 процентов объема выпускаемых вертолетов приходится на семейство Ми-8/17/171. Вертолет, впервые поднявшийся в небо в 1961 году, пройдя многочисленные модернизации, остается и сегодня наиболее востребованной машиной, приносящей АО «Вертолеты России» львиную долю выручки.
 
Однако на внутреннем рынке гражданские операторы неохотно приобретают отечественные вертолеты, учитывая их высокую цену, сравнимую с западными аналогами, а также сильно возросшую стоимость сервисного обслуживания. В частности, по данным Forbes, в 2012 году вертолетный парк гражданских машин России во владении частных операторов пополнился 121 вертолетом. Только две машины из этого числа были российского производства, остальные — импортные. Доля иностранных вертолетов на российском рынке достигла 16 процентов.
 
В аудиторском заключении о консолидированной финансовой отчетности акционерного общества «Вертолеты России» подчеркивается, что «за 2012-2014 годы основным покупателем Группы в сегменте вертолетов являлись контролируемые Российской Федерацией организации, такие как Министерство обороны и МЧС». Такое положение на внутреннем рынке связано с тем, что основной продукт «Вертолетов России» — Ми-8/17 — зачастую неэффективен и избыточен по своей грузоподъемности для гражданских операторов.
 
Наиболее динамично развивающийся рынок оффшорных и корпоративных вертолетов требует более легких, скоростных и экономичных машин, имеющих при этом большую дальность полета. Занять нишу наиболее востребованных машин «Вертолеты России» пытаются путем сидения сразу на двух стульях: с одной стороны — разрабатывая российский перспективный вертолет Ка-62, находящийся в одном классе с AW139, а с другой — организуя совместное производство с AgustaWestland, ЗАО «ХелиВерт», созданное для сборки AW139 в Московской области.
 
Более того, в конце 2014 года Роснефть, корпорация «Ростех» и итальянская компания «Finmeccanica» подписали трехстороннее соглашение о стратегическом партнерстве, в ходе которого будет создано совместное предприятие, предназначенное для сборки новейших оффшорных вертолетов AW189. До 2025 года новое совместное предприятие планирует изготовить и поставить «Роснефти» 160 вертолетов этого типа.
 
Постепенное насыщение военной авиации новыми вертолетами и сокращение госзаказа в ближайшие годы повлекут за собой неизбежное падение заказов на Ми-8/17 со стороны государственных структур. В то же время сам по себе Ми-8/17, несмотря на свою надежность и универсальность, вынужден закрывать все ниши в армейской авиации не от хорошей жизни: отечественная промышленность так и не смогла создать наследника для когда-то самого массового вертолета ВВС СССР Ми-4.
 
Разработка вертолета, способного заменить Ми-4 и рассчитанного на перевозку отделения пехоты и груза массой до 2 тонн, началась в 1983 году. Первоначально проект В-60 имел соосную схему, к одновинтовой схеме перешли с целью улучшения скоростных характеристик при аналогичной силовой установке. Первый полет планировалось выполнить в 1993 году, однако по причинам финансово-экономического порядка разработка затянулась еще на 17 лет, а после аварии 2010 года разработка армейского вертолета Ка-60 была фактически свернута.
 
Соосная схема
 
14 мая 2015 года военный блог bmpd со ссылкой на индийскую газету «The Pioneer» сообщил о том, что Совет по оборонным закупкам (Defence Acquisition Council — DAC) кабинета министров правительства Индии одобрил крупный пакет закупок в интересах вооруженных сил Индии. Частью данного пакета должна стать закупка 197 российских вертолетов Ка-226Т, серийное производство которых осуществляет Кумертауское авиационное производственное предприятие (КумАПП).
 
Судя по сообщениям СМИ, часть вертолетов напрямую поставят из России, а часть будет собираться по лицензии в Индии. Стоимость контракта пока не определена. Интересно, что данный вертолет только что завершил сертификационные испытания, и 30 марта 2015 года Авиарегистр Межгосударственного авиационного комитета выдал Дополнение к Сертификату типа СТ225-Ка-226/Д04 на вертолет Ка-226Т. Ка-226Т отличается от базовой модели Ка-226 использованием силовой установки повышенной мощности Arrius 2G1 французской компании Turbomeca, а также новым пилотажно-навигационным оборудованием.
 
Стоит отметить, что до настоящего времени российская вертолетная промышленность неоднократно пыталась выйти на индийский рынок, однако эти попытки были безуспешны. Осенью 2011 года российский ударный вертолет Ми-28Н «Ночной охотник» уступил в конкурсной борьбе вертолету AH-64D Apache Longbow. А в октябре 2012 года многоцелевой транспортный вертолет Ми-26Т2 проиграл тендер американскому Boeing CH-47F Chinook.
 
Подписание контракта на 197 Ка-226Т станет серьезным прорывом для АО «Вертолеты России» на индийском рынке, и, по всей видимости, позволит вывести КумАПП из затяжного кризиса. В феврале 2015 года появились новости о возможном прекращении работы Кумертауского авиационного производственного предприятия, являющегося производителем вертолетов соосной схемы гражданского и военного назначения. Слухи о возможных массовых сокращениях градообразующего предприятия вызвали протесты работников завода.
 
С целью погасить конфликтную ситуацию и не допустить митинга протеста, намеченного на 28 февраля 2015 года, руководство «Вертолетов России» вынуждено было провести встречи с коллективом и выпустить специальное совместное заявление холдинга «Вертолеты России» и профсоюза работников авиационной промышленности, в котором подтвердило дальнейшую заинтересованность в работе предприятия и опровергло сведения о массовых сокращениях.
 
Согласно финансовой отчетности, убыток КумАПП в 2014 году вырос с 1 до 2,5 миллиарда рублей. Выручка увеличилась всего на 5 процентов — с 3,7 до 3,9 миллиарда. На 15 процентов снизилась дебиторская задолженность — с 6,1 до 5,2 миллиарда рублей, и почти на 60 процентов выросла кредиторская: на конец прошлого года она достигла 4,7 миллиарда рублей. Компания имеет более 306 миллионов рублей задолженности по налогам и сборам, более 524 миллионов она должна поставщикам и подрядчикам.
 
На фоне таких экономических показателей еще в 2012 году появилась информация о том, что производство многоцелевых вертолетов Ка-32А11ВС может быть перенесено в Китай. В частности, китайская корпорация «Итун» подписала в 2013 году с ОАО «Вертолеты России» соглашение о сотрудничестве, согласно которому «Итун» наладит сборку и производство вертолетов Ка-32А11ВС. Проект будет реализовываться на базе авиационной промышленности уезда Пингу города Пекин, писало издание Russian.china.org.cn. По словам ответственного представителя Пекинского комитета экономики и информатизации, в дальнейшем китайское и российское предприятия готовы разворачивать сотрудничество и по другим моделям.
 
Сворачивание производства вертолетов соосной схемы класса Ка-32 на КумАПП приведет к тому, что Россия потеряет компетенции в строительстве морских вертолетов: Кумертау является единственным производителем и сервисным предприятием по ремонту и модернизации таких вертолетов как поисково-спасательный Ка-27ПС, противолодочный Ка-27ПЛ и транспортно-десантный Ка-29.
 
2 апреля 2014 года стало известно, что «Вертолеты России» планирует отремонтировать и модернизировать партию корабельных противолодочных вертолетов Ка-27 на Кумертауском авиационном производственном предприятии. Модернизация первой партии вертолетов будет произведена в интересах ВМФ России и завершится до конца 2015 года. Модернизация вертолетов для ВМФ будет продолжена в 2016-м, 2017-м и последующих годах. А 5 мая холдинг отчитался о поставке в Индию первых двух отремонтированных вертолетов Ка-31.
 
Future shock
 
В заключении было бы интересно посмотреть на перспективные проекты западной вертолетной промышленности — чтобы понять, с какими вертолетами, возможно, придется конкурировать российским производителям в ближайшие 15-20 лет.
 
В начале мая 2015 года англо-итальянская компания AgustaWestland сообщила о начале сертификационных испытания первого в мире коммерческого конвертоплана AW609. На сегодняшний день единственным серийно выпускаемым конвертопланом является американский Bell V-22 Osprey, который состоит на вооружении Корпуса морской пехоты США.
 
Создание гражданской версии конвертоплана, совмещающего в себе преимущества вертолета и самолета, позволит AgustaWestland выйти на новый технологический уровень и монопольно занять новую рыночную нишу. Наряду с попыткой конвертировать военные технологии в гражданские основные усилия мировые производители вертолетов сосредоточили на создании перспективных скоростных вертолетов с толкающим винтом.
 
В 2013 году экспериментальный скоростной вертолет компании Airbus Helicopters — Eurocopter X3 — достиг рекордной скорости 472 км/ч, однако выйти на серийное производство новейших скоростных вертолетов первой, судя по всему, удастся американской компании Sikorsky.
 
Успешно завершив в 2011 году экспериментальную программу X2, уже 2 октября 2014 года Sikorsky на торжественной церемонии выкатки представил прототип новейшего вертолета S-97 Raider. Построенный по соосной схеме с толкающим винтом, новый военный разведывательный вертолет имеет скорость более 400 км/ч. Первый полет американской перспективной машины запланирован на 2015 год.
 
«Вертолеты России» также намерены включиться в гонку за скоростью. В 2012 году было заявлено о начале разработки концепции перспективного среднего вертолета (ПСВ), который также известен как Rachel (Russian Advanced Commercial Helicopter). Это средний двухдвигательный вертолет, скорость которого должна достигать 194 узлов благодаря обтекаемым формам лопастей несущего винта и фюзеляжа.
 
Ожидалось, что сертификат на серийное производство перспективного скоростного вертолета будет получен в 2020 году, а на разработку планировали потратить 7,5 миллиарда рублей. Однако текущий кризис и сокращение бюджета могут двинуть сроки появления российского перспективного скоростного вертолета сильно вправо.


комментарии (1):

Nikolaevich      19/05/2015 [17:41:25]#1
«Российское вертолетостроение — одна из самых успешных отраслей отечественной промышленности»…

Успешной она была за счет торговли вертолетами, созданными советскими конструкторами М.Милем, М.Н.Тищенко, Н.И.Камовым и С.В.Михеевым. Начиная с 80-го года прошлого века – ни одного вертолета новой конструкции. От ген. конструктора А.Самусенко исходят только одни красивые обещания на фоне модернизации старых модификаций. Чтобы сбить реальные проекты современных высокоскоростных вертолетов Ка-92 и Ка-102, он нарисовал картинку под названьем Ми-Х1, якобы спосбного летать со скоростью до 550к/ч, хотя человеку, мало-мальски знакомому с теорией полета вертолета понятно, что вертолет классической схемы на скорости более 400к/ч из-за разности обтекания левой и правой половин несущего винта встречным и попутным потоком – переворачивает вертолет, а далее он начинает падать неуправляемым.
Для такой величины, как Генеральный конструктор, подобное обещание скорости – СТЫДОБУШКА, а он по телевизору обещает нам еще 50лет эксплуатации уже давно устаревшему вертолету Ми-8.
Зато выдающееся вертолетное КБ «Камов» и вовсе свели к нулю, объединив с неспособным сегодня КБ им. М.Л.Миля.
Великого Михаила Леонтьевича–то уже как-то и не хочется приписывать к его сегодняшнему, при нем – выдающемуся, КБ МВЗ!













Материалы рубрики

Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе



Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Отвержение ударов: военные аэродромы проверили на прочность

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer