← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

В горах Карачаево-Черкесии заработал 13-метровый российский радиотелескоп


20 мая 2015 года ТАСС


Один из лучших в мире радиотелескопов - РТ-13 с диаметром 13 метров - заработал в горах Карачаево-Черкесии, в Зеленчукской обсерватории (входит в состав Института прикладной астрономии РАН), передал корр. ТАСС.

Радиотелескоп предназначен для снижения погрешности определения наземных координат системой ГЛОНАСС, а также будет служить целям фундаментальной науки - построения небесной системы координат.
 
Телескоп создан в рекордные сроки - два года и три месяца, заказчиком является Росстандарт. По некоторым характеристикам (быстродействию, характеристикам приемного оборудования) он превосходит зарубежные аналоги. Вместе с принятым в эксплуатацию чуть раньше - 26 декабря 2014 года - 13-метровым радиотелескопом в урочище Бадары (Бурятия) астрономический инструмент обошелся государству в миллиард рублей.
 
По мнению научного сообщества, эти новые инструменты - одно из самых значительных достижений российской астрономии за последние 30 лет.
 
История проекта
 
Радиотелескоп РТ-13 задумывался как часть советского проекта "Квазар". Предполагалось установить пять таких инструментов с одинаковыми характеристиками по всей территории страны - три в России, один в Туркмении и один на Украине в целях координатно-временного обеспечения государства.
 
Об этом рассказал корр. ТАСС главный научный сотрудник Специальной астрономической обсерватории РАН (САО РАН) Виктор Афанасьев, выступивший на церемонии инаугурации телескопа.
 
"Проект "Квазар" существовал внутри САО, а затем радиоастрономия выделилась из САО, был создан Институт прикладной астрономии. В конце 1980-х годов он взялся за сложнейший проект и добился впечатляющих результатов: построено три 32-метровых радиотелескопа и три 13-метровых: в Светлом (Ленинградская область), Бадарах (Бурятия) и в Зеленчукской обсерватории - структурном подразделении Института прикладной астрономии (Карачаево-Черкесия)", - отметил Афанасьев.
 
Возможности развития проекта "Квазар"
 
Заместитель руководителя Росстандарта Сергей Голубев, отвечая на вопрос корр. ТАСС, сказал, что "развитие (отечественной сети 13-метровых радиотелескопов, предназначенных для координатно-временного обеспечения государства) будет, и это не только планы", есть и конкретика. "Все упирается в финансирование, но вопрос будет решаться", - сказал Голубев, не уточнив сроки и места предполагаемого строительства новых радиотелескопов.
 
Директор Института прикладной астрономии Александр Ипатов высказал мнение, что "после модернизации в сеть мог бы подключиться радиотелескоп Крымской обсерватории".
 
Международное сотрудничество
 
"Наша инаугурация проходит одновременно с инаугурацией похожего по характеристикам испанского радиотелескопа на острове Санта-Мария (Азорские острова). Мы планировали провести совместный сеанс наблюдений, но испанский телескоп еще не оснащен линиями оптоволоконной связи, а РТ-13 готов полностью", - отметил директор Института прикладной астрономии Александр Ипатов.
 
Накануне в ходе тестирования нового телескопа РТ-13 Ипатов связался с коллегами из Германии и Испании. Был проведен сеанс одновременного наблюдения за пятью квазарами (удаленными объектами во Вселенной, которые служат точками отсчета для построения небесной системы координат) с помощью четырех телескопов - двух российских (в Зеленчукской и Бадарах), "Ибес" (в 100 километрах к югу от Мадрида) и Ветцель (Германия). "Уже получены и обработаны результаты совместной работы с телескопом в Бадарах - мы довольны. Результаты с заграничных телескопов еще обрабатываются", - уточнил Ипатов.
 
По его словам, к 2018 году в мире планируется построить сеть из 40 радиотелескопов с диаметром 13 метров. На данный момент имеется два таких телескопа в России, два в Германии, два в Испании, по одному в Австралии, Новой Зеландии и США. Два телескопа строятся в Китае, один в Норвегии, на Шпицбергене и два в Испании.

 




URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2015/5/20/25884/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.