Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


«Умный» экспорт


14.05.2015 Елена Платонова, Газета.Ru


Существует устойчивое мнение, что основную долю в российском экспорте занимает продукция сырьевых отраслей, прежде всего нефтегазового сектора. В 2014 году экспорт России за рубеж составил почти $500 млрд, при этом 51,5% пришлось на продукцию так называемого несырьевого экспорта. Что Россия экспортирует помимо углеводородов, разбирался корреспондент «Газеты.Ru».

Не нефтью и газом едиными
 
Помимо углеводородов Россия является крупным экспортером металлургической продукции и минеральных удобрений.
 
Объем экспорта металлопродукции превысил $30 млрд в 2014 году, по данным ФТС России. Это черные и цветные металлы, а также изделия из них. Одним из важных игроков на этом рынке является корпорация ВСМПО-АВИСМА, производитель титановой продукции. Ее потребителями являются крупнейшие мировые авиационные корпорации. ВСМПО-АВИСМА — главный поставщик титана для европейского авиапроизводителя Airbus и второй по объемам поставок партнер для американской компании Boeing.
 
Объем экспорта минудобрений в 2014 году превысил $11 млрд. Россия занимает второе место в мире по производству калийных удобрений, согласно исследованиям геологической службы США. А российская компания «Уралкалий» — крупнейшее в мире предприятие по производству калийных удобрений. Около 84% продукции идет на экспорт, что составляет более 15% всего мирового рынка калийных удобрений.
 
Вполне значимой статьей экспорта из России является и продажа произведенных в стране машин и оборудования. Объем экспорта по этому направлению за прошедший год превысил $26 млрд. В основном речь идет о промышленном оборудовании. Так, российская машиностроительная компания «Уралмаш» производит оборудование для горнодобывающих и металлургических предприятий, для энергетической и транспортной отраслей. Экспортные поставки идут на рынки СНГ, Восточной и Западной Европы, Ближнего Востока, в Индию, Пакистан, Юго-Восточную Азию, Африку, Северную и Латинскую Америку.
 
На зарубежном рынке пользуется спросом продукция Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), как военного, так и гражданского назначения. Иностранные компании покупают у ОСК ледоколы, буровые платформы, многофункциональные крановые суда, буксиры. Основные заказчики — нефтегазовые компании, в том числе в Туркменистане и Казахстане. В текущем году планируется поставить буровую платформу с жилым блоком и крановое судно для туркменской Dragon Oil, а также пять буксиров для казахстанской OMC Shipping. Финансовые показатели по экспорту корпорация не сообщила. «Выручка от продажи продукции является закрытой информацией, поскольку включает в себя элементы, защищенные гостайной», — заявили «Газете.Ru» в пресс-службе ОСК.
 
С каждым годом все больше внимания к себе привлекает российский ближнемагистральный пассажирский самолет Sukhoi Superjet-100 (SSJ-100), который производится гражданским подразделением Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) — «Гражданскими самолетами «Сухого». Мексиканская авиакомпания InterJet предпочла российский лайнер бразильскому Embraer и канадскому Bombardier, заключив контракт на поставку 20 воздушных судов в 2013 году. Заинтересовались SSJ-100 и в Китае: в 2015 году Россия и Китай договорились о создании совместной лизинговой компании, которая в течение трех лет, как планируется, поставит на азиатский рынок до 100 самолетов этого типа. «Соглашение о создании российско-китайской лизинговой компании носит исторический характер и по своему масштабу, и по тем перспективам, которые оно открывает перед отечественной индустрией гражданского авиастроения. Совместно с китайскими партнерами мы сформируем высококонкурентное лизинговое предложение, позволяющее самолету SSJ100 занять заметную долю быстрорастущих авиационных рынков Китая и стран Юго-Восточной Азии», — отметил президент ОАК Юрий Слюсарь. В компании отмечают, что ключевым преимуществом SSJ-100 являются более низкие расходы на одного перевезенного пассажира по сравнению с конкурентами в 100-кресельном сегменте.
 
В энергомашиностроительном сегменте устойчивую экспортную деятельность уже более 10 лет ведут «Силовые машины». Компания работает в области проектирования и изготовления оборудования для тепловых, атомных, гидравлических и газотурбинных электростанций. Продукция предприятия работает в 57 странах мира, в том числе в Египте, Вьетнаме, Бразилии, Сербии, Мексике, Греции, Аргентине, Иране.
 
Еще одним российским предприятием, мировым лидером в тяжелом машиностроении, является «Тяжмехпресс», разрабатывающий и изготавливающий оборудование для кузнечно- и листоштамповочных производств и цехов. Более 12 тыс. прессов, прессовых линий и автоматизированных комплексов, произведенных на ТМП, работают на предприятиях 54 стран мира. Около половины кривошипных горячештамповочных прессов с усилием от 10 тыс. тонна-сил, которые используются в мире, изготовлены на заводах ТМП. Продукция предприятия экспортируется в том числе в США, Францию, Италию, Испанию, Японию, Южную Корею, Китай. На экспорт отправляется от 70 до 95% изготавливаемых заводом прессов.
 
Отдельной статьей российского экспорта является продукция военного назначения. Доля российских вооружений на мировом рынке составила почти треть — 27%. По статистике Рособоронэкспорта, в 2014 году компания поставила за границу вооружений и военной техники на $13,2 млрд, а портфель оборонных заказов Рособоронэкспорта превысил $40 млрд.
 
Значительную долю в портфеле заказов оборонной промышленности занимают «Вертолеты России», один из мировых лидеров вертолетостроительной отрасли.
 
«Вертолетостроительная отрасль России — одна из самых передовых в нашей стране. В ней используются наиболее современные технологии и материалы, реализуются уникальные конструкторские решения», — отметил заместитель министра промышленности и торговли России Андрей Богинский во время визита на Кумертауское авиационное производственное предприятие.
 
По данным на 2014 год, более чем в 100 странах мира эксплуатируется более 8,5 тыс. вертолетов российского производства. На долю компании приходится около 14% мировых продаж вертолетов. Прежде всего речь идет о воздушных судах военного назначения: боевых и военно-транспортных вертолетах. В ближайшие два года объем поставок по уже заключенным контрактам составит порядка 200 вертолетов различных типов в 12 стран мира. 
 
Космические запуски — еще одна высокотехнологичная отрасль, в которой Россия является мировым лидером на протяжении долгого времени. В 2014 году Россия запустила рекордное количество космических аппаратов, заняв первое место в мире по их числу. Среди них были шесть коммерческих запусков. Российскими предприятиями отрасли были также созданы три космических аппарата для иностранных заказчиков, сообщили в пресс-службе Роскосмоса. В 2015 году Роскосмос планирует вывести на орбиту четыре спутника европейской навигационной системы Galileo.
 
К вашим услугам
 
Чуть менее $66 млрд Россия заработала в 2014 году на экспорте услуг. Самой прибыльной статьей стало оказание транспортных услуг, как пассажирских, так и грузовых. На них приходится треть полученных средств, или почти $21 млрд. Главной составляющей экспорта транспортных услуг стали пассажирские авиаперевозки, они принесли более $7 млрд за год. Крупнейшими компаниями в этом секторе являются «Аэрофлот» и «Трансаэро». За 2014 год они перевезли 23,6 млн и 13 млн пассажиров соответственно, в том числе иностранных граждан. Из-за подорожавшего доллара многие иностранные пассажиры предпочитают лететь транзитом через Россию на авиарейсах отечественных авиаперевозчиков, которые предлагают более выгодные цены для перелетов. «Доля транзитных полетов на рейсах «Аэрофлота» выросла с 35% в 2013 году до 39,2% в 2014-м», — уточнили в пресс-службе «Аэрофлота».
 
Более трети экспорта транспортных услуг приходится на грузовые перевозки. Российская компания «ЮТэйр», которая является еще и крупным пассажирским авиаперевозчиком на внутреннем рынке, признана одним из лидеров мирового вертолетного бизнеса. Ее парк насчитывает свыше 350 вертолетов российского и иностранного производства. Вертолеты «ЮТэйр» выполняют работы по коммерческим контрактам во многих регионах мира. Одним из главных партнеров перевозчика является Организация Объединенных Наций.
 
Россия также экспортирует за рубеж и программное обеспечение. Основным зарубежным рынком для российских компаний являются США и страны СНГ, в целом российское ПО экспортируется в страны Евросоюза, особенно немецкоговорящие, арабские страны, Латинскую Америку и Африку. «Продажи программного обеспечения из России за рубежом условно мы разделяем на три сегмента: лицензионное ПО, на долю которого приходится 40% экспорта, трансграничные услуги по разработке ПО (50% экспорта) и проекты по заказу зарубежных корпораций (10%)», — объясняет президент ассоциации «Руссофт» Валентин Макаров. Объемы продолжают расти несмотря на кризис. По данным «Руссофта», в 2014 году зарубежные продажи софта, созданного российскими разработчиками, составили $5,7 млрд. Это на 10% больше, чем годом ранее. Российская компания «Лаборатория Касперского», разработчик систем защиты, ведет работу более чем в 200 странах мира. Она входит в четверку крупнейших в мире производителей программных решений для защиты конечных устройств, по версии аналитических агентств Gartner, IDC и Forrester, а выручка за 2013 год составила $667 млн. Российская компания-разработчик решений в области распознавания текстов и лингвистики ABBYY насчитывает более 40 млн пользователей в 200 странах мира. Продажи лицензионного программного обеспечения (ПО) составляют около 40% экспорта, еще около 50% экспорта состоит из экспорта трансграничных услуг по разработке ПО. Несколько сервисных российских компаний регулярно входят в ведущие мировые рейтинги. Например, компания MERA, разработчик заказного ПО для высокотехнологичных рынков. Компания является одним из крупнейших мировых поставщиков услуг по разработке высокотехнологичного программного обеспечения для производителей оборудования и решений в сфере информационно-коммуникационных технологий. Среди клиентов MERA числятся Altech Multimedia, Ascom, Avaya, Ericsson, TeleCommunication Systems, Tieto и другие. В 2015 году рост объема зарубежных продаж российских компаний ускорится до 18% и достигнет $6,8 млрд.
 
По итогам 2014 года объем строительных работ, выполненных российскими компаниями для иностранных заказчиков, составил $4,73 млрд. Сильным игроком мирового рынка сооружения сложных инженерных объектов является госкорпорация «Росатом» и ее организации. Портфель заказов на сооружение АЭС российского дизайна в настоящее время насчитывает 29 энергоблоков, из которых 19 планируется построить в Китае, Индии, Турции, Белоруссии, Бангладеш, Финляндии, Вьетнаме, Армении и Венгрии, а общая стоимость этих заказов приближается к $100 млрд. «Росатом» также торгует сырьем за рубежом, отмечают в компании. «Но наш конечный экспорт — это готовая высокотехнологичная продукция в виде топливной сборки, машиностроительного изделия или готовой АЭС», — подчеркивает замдиректора департамента коммуникаций «Росатома» Влад Бочков. 
 
Более $1,7 млрд Россия получила от экспорта телекоммуникационных услуг. Одним из крупнейших по объему орбитально-частотного ресурса спутниковых операторов мира является ФГУП «Космическая связь» (ГПКС). ГПКС работает на всех географически доступных рынках, предоставляя услуги связи и вещания клиентам из 35 стран мира.
 
Пользуется спросом на мировом рынке и продукция российского приборостроения. Компания НТ-МТД, работающая в сегменте микроэлектроники, является лидером в производстве сканирующих зондовых микроскопов. Покупателями являются научные центры в Европе, Азии и Северной Америке. За рубеж поставлены более 4 тыс. приборов. Крупным игроком на рынке приборостроения является и российское предприятие «Диаконт», производитель оборудования для АЭС. «Диаконт» сотрудничает более чем с 40 компаниями-потребителями из 13 стран мира. Компания известна как производитель радиационно стойких телевизионных камер, манипуляторов, систем управления, обязательных для эксплуатации атомных станций. Выручка предприятия на четверть обеспечена доходами от экспорта.
 
Увеличение несырьевого экспорта из России — одна из амбициозных задач, которую ставит перед собой текущее правительство. Увеличить продажу несырьевых товаров за рубеж призвал президент России Владимир Путин еще в 2014 году: тогда он, выступая на Петербургском международном экономическом форуме, говорил о необходимости увеличивать показатель на 6% ежегодно. В Минэкономразвития подготовили соответствующую «дорожную карту», согласно которой к 2018 году объем несырьевого экспорта должен достичь $340 млрд.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники



Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer