Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Госкосмос не вызвал вопросов


19.05.2015 Павел Котляр, Газета.Ru


Ракета «Протон» имела ахиллесову пяту еще с советских времен, а в будущем Россия неведомым образом сможет в разы снизить цены вывода грузов на орбиту. Об этом от Дмитрия Рогозина узнали депутаты Госдумы, голосуя за создание госкорпорации Роскосмос.

Субботняя авария ракеты «Протон» с мексиканским спутником как нельзя лучше демонстрирует необходимость скорейшего реформирования космической отрасли России. С таким посылом во вторник вице-премьер правительства Дмитрий Рогозин представил в Госдуме законопроект о создании космической госкорпорации, которая по образу Росатома должна объединить всю российскую промышленность. Представляя документ, Рогозин описал давно известные проблемы отрасли, реформа которой началась три года назад: «После развала СССР отрасль охватил глубокий кризис, в наследство нам осталось изношенное оборудование. В отличие от авиастроения, где уже применяется цифровое проектирование, в космосе до сих пор проектируют на кульмане, при расчете нештатных ситуаций, за исключением ракеты «Ангара», не применяются математические расчеты».
 
По внедрению цифровых технологий в космической отрасли Россия в девять раз отстает от США.
 
Проектирование ракет на кульмане, как яркий пример отставания, Рогозин упоминал в ходе выступления не раз. Касаясь состояния дел в отрасли, он рассказал, что в отличие от США, где лишь две фирмы — Boeing и Lockheed Martin — занимаются всей космической тематикой, в России таких предприятий целых семь, в числе которых ИСС Решетнева, РКЦ «Прогресс», НПО Лавочкина, РКК «Энергия», и предприятия зачастую дублируют друг друга, «отделяясь друг от друга забором», и загружены лишь на 40%.
 
«На наших спутниках используются восемь разных бортовых вычислительных систем», — пояснил Рогозин необходимость унификации космической продукции.
 
В качестве примера злоупотреблений в отрасли Рогозин привел Центр имени Хруничева, где по результатам проверок выявлено злоупотреблений на 9 млрд руб., а дебиторская задолженность составляет 7,3 млрд руб. «При таком разложении в руководстве предприятий нечего удивляться столь высокой аварийности. Космические начальники давно пребывали в своем «космосе». Надеюсь, что сила «правовой гравитации» приведет их туда, где им должно быть», — уточнил Рогозин.
 
Упомянул он и про кадровый провал в отрасли, в результате которого сейчас самому молодому директору предприятия 66 лет, а в цехах и КБ совсем недавно вообще не было молодежи. Однако сейчас, по его словам, ситуация стала выправляться и на «космические» специальности набор вырос до шести человек на место.
 
Низкие зарплаты, текучесть кадров, по его словам, и привели в результате к серии аварий, в том числе и к недавней неудаче с «Протоном», которая, по его признанию, уже снизила конкурентоспособность России на космическом рынке. Однако сегодня Рогозин впервые заявил, что проблема «Протона» имеет истоки еще в советском прошлом — в двигателях третьей ступени.
 
«Последняя авария удивительным образом напоминает аварии 1988 и 2014 годов. И в 1988-м, и в прошлом году мы не нашли общую конструктивную болезнь, найти эту причину — дело чести», — заявил он.
 
Говоря о перспективах отрасли, которые должны быть реализованы в рамках госкорпорации, Рогозин повторил ранее озвученные в Федеральной космической программе цели — межпланетные буксиры, разработка малых космических аппаратов, не упомянув, правда, в этот раз про Луну.
 
Не обошлось в заявлении Рогозина в этот раз и без новых амбициозных целей. По словам вице-премьера, сегодня в России стоимость выведения 1 кг полезного груза на высоту 200 км составляет $10–30 тыс., перед госкорпорацией стоит цель кратного снижения этих показателей. Достичь ее должны новые многоразовые космические системы. В США, к примеру, частная корпорация Space X пытается снизить стоимость пусков путем спасения и повторного использования ступеней ракеты Falcon. Какие именно системы имел в виду зампредседателя правительства, неясно, ведь официально о разработке подобных систем в последние годы не говорилось, хотя Рогозин вскользь и упомянул секретный американский мини-шаттл X-37, который уже успешно летал в космосе.
 
По словам Рогозина, в космической отрасли надо сделать то же, что привело к появлению на недавнем параде Победы новых образцов техники — танков, артиллерии и авиации, — которые показали в Москве.
 
«Дело чести — вернуть нам лидирующее положение в космосе», — подытожил он.
 
Убеждать депутатов не пришлось, упреков и неудобных вопросов в связи с дублем космических аварий с трибуны не прозвучало.
 
«Там, где Рогозин, — там победа»,
 
— поддержал вице-премьера депутат от ЛДПР Михаил Дегтярев, отметив первые шаги в руководстве Роскосмосом недавно назначенного бывшего президента «АвтоВАЗа» Игоря Комарова.
 
Еще раз разоткровенничавшись о проблемах отрасли, Рогозин поведал, что сейчас в Роскосмосе не могут найти кандидатов на должность генконструкторов по четырем направлениям: твердотопливным и жидкостным носителям, пилотируемым и автоматическим аппаратам. Причина проста:
 
по правилам кандидат должен быть доктором наук, но на практике доктора не умеют управлять большими коллективами, а опытные управленцы не имеют докторских степеней.
 
В очередной реформе отрасли много рисков видит член-корреспондент Российской академии космонавтики им. Циолковского Андрей Ионин.
 
«Опасения связаны с тем, что с созданием госкорпорации увеличатся риски монополизации отрасли, со снижением мотивации к технологическому развитию, а развитие технологий — одна из задач реформы, и с закрытостью отрасли», — сказал Ионин «Газете.Ru». По его словам, сравнение космической и атомной отраслей не вполне корректно, поскольку большая часть деятельности Росатома — например, генерация энергии и строительство электростанций — находится в конкурентных областях, в том числе на мировом рынке услуг. В космической же отрасли доля госзаказа составляет 80–90%.
 
Скепсис у эксперта вызывают и обещания Рогозина снизить в разы стоимость выведения полезных грузов. «X-37 — вообще не средство выведения грузов на орбиту, и стоимость его запусков вообще неизвестна. Не знаю, что имел в виду Дмитрий Олегович, но все многоразовые космические системы, которые пошли дальше, чем проекты на бумаге, в том числе американский шаттл, к кардинальному снижению стоимости не приводили», — отметил Ионин.


комментарии (3):

GROMOV      20/05/2015 [15:35:17]#1
«Там, где Рогозин, — там победа» - а если, не дай Бог, с ним что-то случится....?

antika      20/05/2015 [16:37:20]#2
Глубокий анализ- аж в советское прошлое залез. Про свою полную профнепригодность ни гу-гу. Вся беда в том . что попы отравленной водой окропляют.окропляю

идеалист      26/05/2015 [20:24:31]#3
поддержал вице-премьера депутат от ЛДПР Михаил Дегтярев, отметив первые шаги в руководстве Роскосмосом недавно назначенного бывшего президента «АвтоВАЗа» Игоря Комарова.

Так вот оказывается почему новый Ген.Дир. ЦиХа Калиновский придумал новый термин - "кузов ракеты- носителя ".













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBY5Ga
Смотрите здесь - http://courier.youdo.com/courier-services/, подробнее >>
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer