Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Космонавтика превращается в астрологию


21 мая 2015 года Сергей Лесков, Росбалт


Друг за другом на протяжении недели произошли две аварии – с "Прогрессом" и "Протоном". Теперь в космической отрасли появится новая примета: "Прогресс" и "Протон" нельзя запускать в близкие сроки. Такое уже было в 2011 году — 18 и 24 августа "Прогресс" и "Протон", один за другим, погибли при старте. Или еще примета: "Прогресс" опасно загружать предметами духовной культуры. В 2011 году это были картины Шилова, в 2015 году – военная символика.

Не абсурдно ли в космонавтике, точной инженерной области, обращаться к суевериям? Но что остается делать, если наши ракеты падают, как звезды в августовскую ночь? И причины часто остаются неизвестными. Вице-премьер Дмитрий Рогозин сообщил, что детали аварий "Протона" в 1998, 2014 и 2015 годах мистическим образом совпадают, но расшифровке на госкомиссиях не поддаются. После одной из тяжелых аварий премьер Дмитрий Медведев грозно потребовал поименные списки виновников. Но ничего от окриков не меняется.
 
Скоро окажется, что по точности расчетов наша космонавтика опустилась до уровня астрологии. В 2011 году ракета "Протон" собиралась вывести на орбиту спутник связи "Экспресс АМ-4", который должен был покрыть цифровым вещанием всю территорию России. Первый российский спутник, который был полностью изготовлен за рубежом, как говорят ракетчики, "ушел за бугор". На страховку построили дубликат "Экспресса", но в 2014 году и его постигла та же печальная участь. Разве не мистика? Очевидно, звезды сошлись.
 
Если вмешались потусторонние силы, то взятки гладки. Зачем тогда вице-премьер Рогозин докладывает в Государственной думе о моральном разложении руководства Государственного центра имени Хруничева, где делают аварийные "Протоны", и где заведено уже восемь уголовных дел, а казне нанесены убытки в девять миллиардов рублей? Мошенничество, подделка документов, злоупотребление служебным положением – цветастый букет…
 
Есть, правда, вполне земное объяснение атмосфере, которая воцарилась на Хруничеве. В эпоху Ельцина предприятие было выведено из-под ведомственного контроля, директор назначался напрямую президентом России. Такого внимания не снискала даже знаменитая РКК "Энергия" имени Королева. Злые языки говорят, что указ пробила любимая дочь президента Татьяна Дьяченко, выходец с Хруничева. В итоге "особого режима" в конце 1990-х годов в сейфе заместителя директора Анатолия Недайводы нашли 1,6 миллиона долларов, огромные по тем временам деньги. Для сравнения: недавнего директора Центра Хруничева Владимира Нестерова подозревают в присвоении уже 212 миллионов долларов.
 
Вице-премьер Рогозин, как менеджер высокой квалификации, в качестве объяснения экономических неурядиц космической отрасли сравнивает производительность труда на Хруничеве и в американской компании Orbital Sciences, где выработка на человека в девять раз выше. Но это полный абсурд – ставить рядом частный бизнес с государственным, и одновременно вести политику по укрупнению российских космических мегахолдингов. Центр имени Хруничева поглотил уже несколько предприятий, а частный бизнес у нас на пушечный выстрел не подпускается к астрономическим госзаказам.
 
Ни инноваций, ни высокого КПД в крупных компаниях не бывает. Тому же Хруничеву, несмотря на все претензии, вице-премьер Рогозин обещает дополнительно для финансового оздоровления до 2020 года 40 миллиардов рублей. Часто кажется, что работать у нас выгодно плохо, тогда бюджет открывается нараспашку.
 
Регулярные аварии "Протона" подрывают его рейтинг. Прошло время, когда у этого тяжелого носителя, способного вывести 23 тонны полезной нагрузки на низкую околоземную орбиту и около четырех тонн на геостационарную, не было конкурентов на мировом рынке. Теперь их достаточно. Американские ракеты "Дельта", "Атлас", "Фалькон", "Антарес", европейский "Ариан", японская Н-II, индийская GSLV, а также китайский "Великий поход", который настолько надежен, что выводит на орбиту пилотируемые корабли, чего "Протону" никогда не снилось. 
 
Серьезные провалы российской ракетной техники усиливает позиции конкурентов. Конечно, подняться в космос не просто. Orbital Sciences, который воодушевляет Рогозина, ориентируясь на украинские технологии, год назад потерпел неудачу и прочно встал на земной прикол.
 
Сегодня именно с "Протонами" связаны главные надежды России на возвращение в крупные международные проекты. В 2016 и 2018 годах "Протоны" должны отправить к Марсу европейские космические аппараты (в их создании участвует Россия) в рамках российско-европейского проекта ExoMars. Если "Протон" будет и дальше "сваливаться за бугор", на участии России в международных космических проектах придется поставить точку. А своих проектов у нас, к великому сожалению, так и не появилось, если не считать спорадически возникающих у Дмитрия Рогозина фантазий на тему покорения космоса.
 
Впрочем, что мы все об авариях? В российской космонавтике происходят важнейшие события. Упраздняется агентство "Роскосмос" и возникает госкорпорация с тем же названием, которая будет лицензировать космическую деятельность и распоряжаться бюджетом и доходами. Которая уже реформа в отрасли! Стулья переставлять – в этом деле мы равных не знаем. Можно только удивляться, каким образом вот уже полвека в неизменном виде существует НАСА, на чьем счету множество успешных космических программ. Прежде всего, в области дальнего космоса, о котором мы практически забыли, но без которого прогресс космонавтики, я уверен, невозможен.
 
В последней аварии "Протона" подозревают разгонный блок и плохую автоматику. Это виновники большинства наших аварий. Почему не можем разобраться? Недавно я проезжал по Профсоюзной улице и обнаружил, что на здании знаменитого НИИ автоматики и приборостроения имени академика Пилюгина (НИИАП) висит огромный плакат — Московская финансово-юридическая академия. Этот вуз возник в 1990-е годы, учредители — бывшие аппаратчики МГК КПСС, которые быстро освоились в новой жизни. Вуз процветает и выкупил здание НИИАП, который катится под гору, сопровождаемый похвальбой вице-премьера Рогозина.
 
НИИАП занимается автоматикой и системами управления разгонных блоков и ракет-носителей. Николай Пилюгин — один из выдающихся советских ученых и конструкторов, который входил в легендарный "совет главных", возглавлявшийся Сергеем Королевым. Думаю, Королев, если бы перенесся в наше время, первым делом запустил бы свою лучшую ракету — "семерку" в финансовую академию, сожравшую космический НИИ.
 
Что за вздохи? Очевидно, сегодня горе-академия выгоднее космонавтики.


комментарии (1):

antika      23/05/2015 [09:15:26]#1
Спасибо за хорошую статью. В далекие советские времена в газете "Известия" был опубликован разговор с капитаном японского рыболовного судна. На вопрос почему у них всегда трюмы полны, а у наших пустые. Ответ: " Моя рыба нет- давай ищи, твоя рыба нет- давай заседание." Это то , что Вы назвали " передвиганием стульев ". Пока во главе стоит г. Рогозин , боюсь, что это нам , а не американцам придется покорять космос при помощи батута. Рано смеяться начали, г. Рогозин. Плакал космос под вашим руководством.



















Материалы рубрики


БФМ
Опытный образец самолета «Байкал» с отечественным двигателем ВК-800 совершил первый полет
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях



Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer