Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Космонавтика превращается в астрологию


21 мая 2015 года Сергей Лесков, Росбалт


Друг за другом на протяжении недели произошли две аварии – с "Прогрессом" и "Протоном". Теперь в космической отрасли появится новая примета: "Прогресс" и "Протон" нельзя запускать в близкие сроки. Такое уже было в 2011 году — 18 и 24 августа "Прогресс" и "Протон", один за другим, погибли при старте. Или еще примета: "Прогресс" опасно загружать предметами духовной культуры. В 2011 году это были картины Шилова, в 2015 году – военная символика.

Не абсурдно ли в космонавтике, точной инженерной области, обращаться к суевериям? Но что остается делать, если наши ракеты падают, как звезды в августовскую ночь? И причины часто остаются неизвестными. Вице-премьер Дмитрий Рогозин сообщил, что детали аварий "Протона" в 1998, 2014 и 2015 годах мистическим образом совпадают, но расшифровке на госкомиссиях не поддаются. После одной из тяжелых аварий премьер Дмитрий Медведев грозно потребовал поименные списки виновников. Но ничего от окриков не меняется.
 
Скоро окажется, что по точности расчетов наша космонавтика опустилась до уровня астрологии. В 2011 году ракета "Протон" собиралась вывести на орбиту спутник связи "Экспресс АМ-4", который должен был покрыть цифровым вещанием всю территорию России. Первый российский спутник, который был полностью изготовлен за рубежом, как говорят ракетчики, "ушел за бугор". На страховку построили дубликат "Экспресса", но в 2014 году и его постигла та же печальная участь. Разве не мистика? Очевидно, звезды сошлись.
 
Если вмешались потусторонние силы, то взятки гладки. Зачем тогда вице-премьер Рогозин докладывает в Государственной думе о моральном разложении руководства Государственного центра имени Хруничева, где делают аварийные "Протоны", и где заведено уже восемь уголовных дел, а казне нанесены убытки в девять миллиардов рублей? Мошенничество, подделка документов, злоупотребление служебным положением – цветастый букет…
 
Есть, правда, вполне земное объяснение атмосфере, которая воцарилась на Хруничеве. В эпоху Ельцина предприятие было выведено из-под ведомственного контроля, директор назначался напрямую президентом России. Такого внимания не снискала даже знаменитая РКК "Энергия" имени Королева. Злые языки говорят, что указ пробила любимая дочь президента Татьяна Дьяченко, выходец с Хруничева. В итоге "особого режима" в конце 1990-х годов в сейфе заместителя директора Анатолия Недайводы нашли 1,6 миллиона долларов, огромные по тем временам деньги. Для сравнения: недавнего директора Центра Хруничева Владимира Нестерова подозревают в присвоении уже 212 миллионов долларов.
 
Вице-премьер Рогозин, как менеджер высокой квалификации, в качестве объяснения экономических неурядиц космической отрасли сравнивает производительность труда на Хруничеве и в американской компании Orbital Sciences, где выработка на человека в девять раз выше. Но это полный абсурд – ставить рядом частный бизнес с государственным, и одновременно вести политику по укрупнению российских космических мегахолдингов. Центр имени Хруничева поглотил уже несколько предприятий, а частный бизнес у нас на пушечный выстрел не подпускается к астрономическим госзаказам.
 
Ни инноваций, ни высокого КПД в крупных компаниях не бывает. Тому же Хруничеву, несмотря на все претензии, вице-премьер Рогозин обещает дополнительно для финансового оздоровления до 2020 года 40 миллиардов рублей. Часто кажется, что работать у нас выгодно плохо, тогда бюджет открывается нараспашку.
 
Регулярные аварии "Протона" подрывают его рейтинг. Прошло время, когда у этого тяжелого носителя, способного вывести 23 тонны полезной нагрузки на низкую околоземную орбиту и около четырех тонн на геостационарную, не было конкурентов на мировом рынке. Теперь их достаточно. Американские ракеты "Дельта", "Атлас", "Фалькон", "Антарес", европейский "Ариан", японская Н-II, индийская GSLV, а также китайский "Великий поход", который настолько надежен, что выводит на орбиту пилотируемые корабли, чего "Протону" никогда не снилось. 
 
Серьезные провалы российской ракетной техники усиливает позиции конкурентов. Конечно, подняться в космос не просто. Orbital Sciences, который воодушевляет Рогозина, ориентируясь на украинские технологии, год назад потерпел неудачу и прочно встал на земной прикол.
 
Сегодня именно с "Протонами" связаны главные надежды России на возвращение в крупные международные проекты. В 2016 и 2018 годах "Протоны" должны отправить к Марсу европейские космические аппараты (в их создании участвует Россия) в рамках российско-европейского проекта ExoMars. Если "Протон" будет и дальше "сваливаться за бугор", на участии России в международных космических проектах придется поставить точку. А своих проектов у нас, к великому сожалению, так и не появилось, если не считать спорадически возникающих у Дмитрия Рогозина фантазий на тему покорения космоса.
 
Впрочем, что мы все об авариях? В российской космонавтике происходят важнейшие события. Упраздняется агентство "Роскосмос" и возникает госкорпорация с тем же названием, которая будет лицензировать космическую деятельность и распоряжаться бюджетом и доходами. Которая уже реформа в отрасли! Стулья переставлять – в этом деле мы равных не знаем. Можно только удивляться, каким образом вот уже полвека в неизменном виде существует НАСА, на чьем счету множество успешных космических программ. Прежде всего, в области дальнего космоса, о котором мы практически забыли, но без которого прогресс космонавтики, я уверен, невозможен.
 
В последней аварии "Протона" подозревают разгонный блок и плохую автоматику. Это виновники большинства наших аварий. Почему не можем разобраться? Недавно я проезжал по Профсоюзной улице и обнаружил, что на здании знаменитого НИИ автоматики и приборостроения имени академика Пилюгина (НИИАП) висит огромный плакат — Московская финансово-юридическая академия. Этот вуз возник в 1990-е годы, учредители — бывшие аппаратчики МГК КПСС, которые быстро освоились в новой жизни. Вуз процветает и выкупил здание НИИАП, который катится под гору, сопровождаемый похвальбой вице-премьера Рогозина.
 
НИИАП занимается автоматикой и системами управления разгонных блоков и ракет-носителей. Николай Пилюгин — один из выдающихся советских ученых и конструкторов, который входил в легендарный "совет главных", возглавлявшийся Сергеем Королевым. Думаю, Королев, если бы перенесся в наше время, первым делом запустил бы свою лучшую ракету — "семерку" в финансовую академию, сожравшую космический НИИ.
 
Что за вздохи? Очевидно, сегодня горе-академия выгоднее космонавтики.


комментарии (1):

antika      23/05/2015 [09:15:26]#1
Спасибо за хорошую статью. В далекие советские времена в газете "Известия" был опубликован разговор с капитаном японского рыболовного судна. На вопрос почему у них всегда трюмы полны, а у наших пустые. Ответ: " Моя рыба нет- давай ищи, твоя рыба нет- давай заседание." Это то , что Вы назвали " передвиганием стульев ". Пока во главе стоит г. Рогозин , боюсь, что это нам , а не американцам придется покорять космос при помощи батута. Рано смеяться начали, г. Рогозин. Плакал космос под вашим руководством.



















Материалы рубрики

Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность



Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer