Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Хватит догонять


27.05.15 22:07 Александр Шенгардт, Журнал "АвиаСоюз"


Роль и значение любого творческого коллектива определяются не только и не столько его историей (пусть и очень славной), не тем, чего он достиг и может предложить сейчас или в ближайшем будущем, а готовностью и способностью своего потенциала активно, порой занимая лидирующие позиции, участвовать в решении проблем, ожидающих общество через 30-40 лет.

Роль и значение любого творческого коллектива определяются не только и не столько его историей (пусть и очень славной), не тем, чего он достиг и может предложить сейчас или в ближайшем будущем, а готовностью и способностью своего потенциала активно, порой занимая лидирующие позиции, участвовать в решении проблем, ожидающих общество через 30-40 лет.
 
У многих в памяти события минувших лет, связанные с выдворением отечественных самолетов с западноевропейских авиалиний по экологическим причинам. Дело в том, что уровень пролетных шумов наших пассажирских лайнеров, за редким исключением, заметно превышал действующие в то время нормы Главы 3 Стандарта ИКАО, ужесточенные к тому же на 5 EPNgБ администрацией ряда западных стран в одностороннем порядке.
 
Разве нам нечего было противопоставить этим требованиям? А ведь дело чуть было не дошло до введения требования (разумеется, по экологическим соображениям – шумам, действительно представляющих определенную опасность для густонаселенной Западной Европы, особенно вблизи аэропортов, коими изобилует этот регион) об обязательной установке двигателей, имеющих степень двухконтурности не менее 4-х. Однако это начинание не прошло, так как его узаконивание привело бы к выводу из эксплуатации также определенной части авиапарка западного производства.
 
Так что же мы «оставили про запас»? Инфразвук. Это – бич, излучающий двухконтурными двигателями, причем, чем больше степень двухконтурности, тем сильнее он бьет, проникая по конструкции самолета в пилотскую и пассажирскую кабины, разрушительным образом воздействуя на человеческий организм.
 
Можно ли поставить преграду инфразвуковому потоку? Безусловно. Все дело в конструкции подвески двигателей. Это – искусство, и им владеют «туполевцы». Так почему же молчим? Не потребовать ли введение соответствующих позиций в стандарты ИКАО?
 
А в те времена, о которых я вспомнил, пролетные шумы, возможно, являлись одной из причин появления в российских авиакомпаниях «Боингов» и «Эрбасов».
 
В наши дни конструкторы-двигателисты работают над созданием 5-го и 5+ поколений самолетов с тягой 30-35 т и двухконтурностью более 10. Обещают снижение уровня шума более чем на 20 EPNgБ по сравнению с нормами Главы 4 Стандарта ИКАО, а эмиссии NOx на 60% по отношению к нормам ИКАО 2008 г. 
 
При этом декларируются высочайшая надежность и невиданные ресурсы, а уровень удельных расходов на 20% ниже в сравнении с двигателями 4+ поколения. И ни слова об инфразвуке.
 
Уважаемые наши представители в ИКАО! Не пора ли всерьез озвучить на соответствующем уровне эту проблему и нормировать поток инфразвука, проникающего в кабину?
 
Да, существуют медицинские нормы для летного состава. Но ведь определенная, растущая по численности из года в год, группа пассажиров регулярно и довольно часто пользуется воздушным транспортом. Не пора ли о них подумать? 
 
С чего мы начали? С упоминания о запрете полетов наших пассажирских самолетов разработки второй половины прошлого столетия в Западную Европу по экологическим соображениям.
Не грозит ли нам вторая экологическая неприятность?
 
Уже много лет в Европе ведутся работы по экологически чистому самолету, использующему в качестве энергоносителя жидкий водород. Инициаторами этой разработки были германские специалисты, назвавшие свой проект «КРИОПЛАН».
 
Разработка криоплана велась под флагом не только экологии, но и прогнозируемой нехватки традиционного нефтяного топлива. Если действительно где-то в середине нынешнего столетия появится такой, или подобный ему экологический самолет, то, что будем делать мы? Опять контактировать активно с западными авиапроизводителями? Но ведь придется закупать не только новые по своему типу самолеты, но и всю инфраструктуру.
 
Добро, если бы у нас в стране ничего не делалось в отношении альтернативных авиационных энергоносителей, к тому же экологически чистых. В конце 80-х годов были достигнуты впечатляющие успехи на поприще освоения в качестве авиатоплива жидкого водорода и сжиженного природного газа (СПГ). Самолет Ту-155, использующий СПГ, был показан и на МосАэрошоу, и в Праге, и в Ницце. Интерес был значительный. Ведь природным газом богата не только наша страна, но и юго-восток Азии, и вся Океания (на острове Ява, например, 120 вулканов, а где вулканы – там природный газ). Одновременно разрабатывалась соответствующая инфраструктура, включая все очистительные и ожижительные установки, проводились капитальные исследования в части пожаровзрывобезопасности, разрабатывались заправочные станции и т. д.
 
Опять недобрым словом приходится вспомнить 90-е годы, когда основная часть работ по авиакриогенике была свернута. Определенные надежды вселили намерения сделать районы Большие Сочи и космодром Восточный экологически чистыми. Следовательно, таковым должен стать и транспорт, включая воздушный. На это требуется время и деньги.
 
Транспортная криогеника – это, по существу, новая отрасль, которая должна быть экономически эффективной. Многие специалисты считают, что ее освоение будет этапным – сначала СПГ, а затем и водородная энергетика.
 
В части внедрения СПГ должны появиться заинтересованные структуры. Без их активного участия не будет обеспечена экономическая эффективность. То есть нужны для этого не десятки, а многие сотни криогенных самолетов. Тут одних Сочи и Восточного явно мало.
 
Что или кто может быть заинтересован в активном применении СПГ на транспорте? У нас, в первую очередь, те, кто осваивает Заполярье, включая Ямал и Шельф (здесь газ-то буквально под ногами). Вспомним, что когда мы впервые представили наши результаты освоения в авиации, то большую заинтересованность проявили Китай, Япония, Австралия и Новая Зеландия.
 
Одним из реальных шагов может стать совместное освоение и развитие криогенной (на основе СПГ) авиационной отрасли. Ведь у нас сохранились результаты соответствующих работ. Фактически был сконструирован самолет Ту-136, который изначально создавался специально с условием использования сжиженного природного газа в качестве энергоносителя. Поскольку для СПГ топливные емкости требуются заметно большего объема, чем для керосина, была предложена «дупланная» схема компоновки самолета, обеспечивающая большие объемы баков СПГ, к тому же отнесенных от кабин и находящихся вне зоны воздействия элементов двигателя в случае его разрушения. 
 
Самолет был фактически спроектирован, его аэродинамическая модель исследована в ЦАГИ, который дал положительное заключение, а затем скрупулезно, «до мелочи» – в СибНИА, где в результате получена дополнительно единица аэродинамического качества. Была также построена летающая модель, начаты ее испытания, но… 
 
Еще живы люди, обеспечивавшие эти работы.
 
Обидно все время быть в роли «догоняющих».
 
1 июня 2015 года автору статьи, выдающемуся авиаконструктору, активному члену редакционного Совета журнала «АвиаСоюз» Александру Сергеевичу Шенгардту исполняется 90 лет. Редакционный Совет и редакция журнала «АвиаСоюз» поздравляют  Александра Сергеевича Шенгардта со знаменательным юбилеем! Желаем Вам, дорогой Александр Сергеевич, здоровья, семейного благополучия, творческого долголетия!
 
Александр Сергеевич Шенгардт – известный авиаконструктор. После окончания Московского авиационного технологического института с 1948 г. (!) работает в ОКБ А.Н. Туполева. Принимал участие в проектировании самолетов Ту-80, Ту-14, «82», Ту-85, Ту-16, Ту-95, Ту-104, Ту-114, «91», Ту-22. В 50-х гг. занимался беспилотной техникой. С 1960-1971 гг. – ведущий конструктор самолета Ту-134. 
 
С 1971 г. деятельность А.С. Шенгардта связана с самолетом Ту-154: ведущий конструктор, начальник отдела. С 1975 г. в течение 36 лет (!) – главный конструктор самолета Ту-154. 
С января 2012 г. – советник Генерального директора ПАО «Туполев».
 
Лауреат Ленинской премии, Заслуженный конструктор Российской Федерации.

 




комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию



Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC4DCy
Автомобильные перевозки: http://perevozki.youdo.com/city/furniture/sofa/, подробнее тут.
Смотрите тут - http://perevozki.youdo.com/passenger/buses/excursion/fare/shkolnaya/, выбирай YouDo!
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer