← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Вестник Победы


08.05.15 13:25 Юрий Остапенко, Журнал "АвиаСоюз"


Гражданские авиаторы внесли большой вклад в Победу в Великой Отечественной войне. И, наверное, символично, что именно пилот гражданской авиации Алексей Семенков на самолете Ли-2 доставил 9 мая 1945 года из Берлина в Москву исторический документ – «Акт о безоговорочной капитуляции Германии» и Знамя Победы.

Автору этой статьи посчастливилось в 1980 г.узнать подробности того исторического полета из уст самого Алексея Ивановича Семенкова. Его я слушал в актовом зале МГА СССР в дни праздновании 35-летия великой Победы. С трибуны выступал подтянутый генерал с многочисленными наградами, любимец всего коллектива министерства. Привожу его рассказ по памяти.
 
«Войну я встретил в июне 1941 г. Опасность в бою подстерегала всегда: и подбивали, и горел, но я твердо верил, что доживу до Победы, и это случилось! Мы в Германии, мы – победили. Одной этой радости хватило бы на всю жизнь, а тут вдруг поступает приказ: нашему полку поручается доставить знамя Победы в Москву 9 мая к празднику Победы. Я мог бы поручить этот полет любому своему экипажу, в каждом летчике я был уверен, но полагал, что ответственность за этот самый важный рейс я переложить ни на кого не могу. Быстро сформировал экипаж – вторым пилотом стал бывший гражданский летчик Тайметов, штурманом – Калинин, за технику отвечал бортмеханик Демин, за связь – бортрадист Гордиенко. 
 
Весь техсостав всю ночь готовил самолет – нужно было исключить любые случайности. Вылет назначили по нулям, я велел экипажу идти на отдых, а сам попытался уснуть – но куда там! Сна не было – такая радость переполняла меня – четыре года шли к Победе. И еще ответственность – полет такой, в котором не должно быть случайностей. А я даже не знаю загрузки – кто полетит со мной в качестве пассажиров, до последней минуты все держалось в секрете. И еще гордость: я, простой крестьянский сын, простой летчик, поведу самолет в столицу со знаменем Победы!».
 
До выполнения исторического полета 9 мая 1945 г. у Алексея Ивановича Семенкова, выпускника Тамбовской авиашколы ГВФ 1936 г., участника войны с Финляндией (1939-1940 гг.), за мужество и отвагу награжденного орденом Красного Знамени, были сотни боевых вылетов. В начале войны старший лейтенант, потом заместитель командира эскадрильи, он совершил 120 боевых вылетов в блокадный Ленинград, доставляя продовольствие и медикаменты. Под Москвой А.И. Семенков сбрасывал десанты в тыл противника. А в первый день 1942 г. получил срочное задание Ставки – вылететь на оккупированную фашистами территорию и разбросать листовки, сообщавшие о разгроме фашистских войск под Москвой. Под крылом самолета мелькали Можайск, Вязьма, Смоленск, Рославль, родной Витебск...
 
В 1943-1944 гг. А.И. Семенков, уже в должности командира полка 1-й авиатранспортной дивизии, совершил около 150 боевых вылетов к белорусским партизанам. За это время летчики его полка 2000 раз летали в партизанские зоны. Обратными рейсами вывозили раненых, больных, детей и стариков. Полеты выполнялись круглосуточно, зимой и летом, под огнем вражеских зениток и «мессеров». Полк участвовал и в боях за освобождение Севастополя 9 мая 1944 г., за что был удостоен почетного наименования «Севастопольский». Затем были бои в Польше, Венгрии, Румынии, Чехословакии, в небе Берлина... Всего за время войны Алексей Семенков выполнил более 500 боевых вылетов, провел в воздухе свыше 1500 часов.
 
А.И. Семенков представлялся к званию Героя Советского Союза дважды: весной 1942 г. – за 120 полетов в блокадный Ленинград и обратно, а также в 1945 г. – за боевые успехи гвардейского полка, которым он командовал, и личное мужество. Однако, оба представления реализованы не были. Лишь в феврале 1998 г. Алексею Ивановичу было присвоено звание Героя Российской Федерации.
 
И в послевоенные годы Алексею Ивановичу Семенкову доверялись особо важные задания и поручения. В течение нескольких лет он возглавлял авиагруппу Международных воздушных сообщений. В 1952-1975 гг. А.И. Семенков работал в Центральном аппарате ГУ ГВФ и Министерстве гражданской авиации СССР, в том числе, первым заместителем министра. В 70-е гг. он возглавлял Госавианадзор СССР.
 
На первенце реактивной пассажирской авиации – самолете Ту-104 – А.И. Семенков в 1957 г. впервые выполнил трансатлантический перелет по маршруту Москва–Нью-Йорк. 
 
Работая на руководящих постах, генерал-лейтенант авиации, заслуженный пилот СССР Алексей Иванович Семенков внес большой вклад в развитие отечественной гражданской авиации, освоение реактивной авиатехники, обеспечение безопасности полетов.
Пилот гражданской авиации, доставивший 9 мая 1945 г. в Москву исторический «Акт о безоговорочной капитуляции Германии» и Знамя Победы, ушел из жизни в 2000 году.
 



URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2015/5/8/25851/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.