Чтобы в авиакатастрофах не гибли люди, исследователи из итальянского университета Тренто решили ловить самолеты в паучьи сети. По их замыслу, паутина, известная своими свойствами - упругостью, прочностью и эластичностью, - станет отличным средством для спасения самолетов от крушений.
Идея, казалось бы, граничит с миром фантастики, но европейские ученые уверены в успехе - они начали ставить опыты, которые уже дали первые результаты: после экспериментов с пауками-кругопрядами насекомые стали выделять паутину в три с половиной раза крепче обычной. В будущем, утверждают они, такая суперпрочная материя сможет выдерживать вес падающих лайнеров.
Паутина потенциально на это способна, объясняет Александр Малкин, заведующий лабораторией института физической химии РАН: "По прочностным характеристикам паутина является одним из наиболее прочных материалов. За прочность ее отвечает углерод-углеродная связь. Из-за того, что она чрезвычайно тонка и бездефектна, у нее рекордные значения прочности. Самолет она способна выдержать, если его на нее положить, просто надо много ниточек, одеяло размером с самолет". Этих самых ниточек, паутинок, нужно не просто много, а просто колоссальное количество, говорят эксперты, ведь многотонные самолеты на высокой скорости не так-то просто взять и затормозить.
Роман Гусаров, главный редактор портала "Авиа.ру", считает, что такая технология далека от реальности: "На мой взгляд, эта идея из разряда курьезных или, может быть, даже авантюрных, потому что, допустим, создать некий материал, который мог бы поймать самолет, технически возможно, и в этом нет ничего сложного. Но как поймать этот самолет, никто и не говорит! Поймать самолет невозможно: земной шар огромный, и везде расставить пушки, выстреливающие этой паутиной, или поставить ловцов, совершенно невозможно".
И какой бы упругой и прочной ни была эта высокотехнологичная паутина, добавляет Роман Гусаров, она все равно может сильно навредить и воздушному судну, и пассажирам: "Самолет может разбиться об этот сверхпрочный материал: все-таки надо учитывать, что скорости огромные , а самолет это не монолитный кусок железа, а достаточно легкая хрупкая конструкция , и на больших скоростях просто так его поймать , затормозить, при этом чтобы сам самолет не повредить, это просто невозможно. Самолеты разбиваются даже об воду, кажется, что вода уж куда мягче".
Тем не менее, впереди у итальянских ученых годы экспериментов, и, возможно, им все же удастся довести до ума спасительную паутину, и главное, грамотно решить вопрос о ее применении. В случае успеха они надеются снабдить гибридным материалом все крупные аэропорты и использовать паучью слюну наподобие пены, которая уже сегодня помогает смягчить аварийные ситуации при посадке вышедших из строя бортов.